Автоматизация звука "Р" в словах и словосочетаниях. Тема: "Путешествие в космос"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях.
2. Совершенствование звуко-буквенного анализа и синтеза.
3. Закрепление навыка слогового анализа и синтеза.
4. Закрепление навыка произношения слов сложной слоговой структуры.
5. Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными.
6. Закрепление навыка образования формы родительного падежа существительных.
7. Закрепление навыка спряжения глаголов.
8. Обогащение и активизация словаря.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие силы голоса, навыка правильного длительного выдоха.
2. Развитие общей моторики, умения двигаться под музыку.
3. Развитие слухового и зрительного внимания, творческого мышления, воображения.
4. Развитие диалогической речи.

Коррекционно-воспитательные:

1. Формирование познавательной активности детей, навыков работы в коллективе.
2. Воспитание у детей доброты, отзывчивости, готовности оказать помощь другу.
3. Воспитание потребности в чтении книг.

Оборудование: игрушка Незнайка; предметы со звуком [Р] в названии и без него; картина «Космос» с предметными картинками; мяч; раздаточный материал для нахождения места звука в слове; карточки для составления словосочетаний; проекционное мультимедийное оборудование для показа презентации; магнитофон.

Ход занятия

I. Организационный момент

Слайд 2.

Логопед: - Ребята, сегодня на наше занятие пришел Незнайка. Давайте узнаем, зачем он так торопился к нам?

(по щелчку)

Незнайка: - Мои друзья-коротышки построили большой межпланетный корабль и собираются устроить научную экспедицию. Сегодня я хочу предложить вам совершить космический полет. Вы согласны?

Дети: - Да.

Логопед: - Ребята, какими должны быть космонавты?
Дети: - Смелыми, умными, находчивыми и т.д.

II. Основная часть

(по щелчку)

Незнайка: - Проверим, все ли дети готовы к полету. Надо собрать вещи, которые потребуются нам в нашем космическом путешествии.

Слайд 3.

(Дети определяют место звука [Р] в названиях предметов и распределяют их по соответствующим коробкам).

Логопед: - Молодцы! Все дети готовы к полету. На чем мы полетим?

Дети: - На ракете.

Логопед: - Правильно! Но прежде, чем отправляться в такое далекое путешествие, мы должны проверить работу моторов. Какой звук они издают?

Дети: Р-р-р-р.

Логопед: - Приготовим наши язычки и на счет «три» заведем «моторчики».

(Дети длительно произносят звук [Р]).

Слайд 4.

Незнайка: - Итак, двигатель проверен. Приготовиться к старту!

Логопед: - Перед взлетом моторы работают громко. Но вот ракета поднимается высоко, за облака, ее уже почти не видно, только слышно шум мотора, все тише и тише.

Слайд 5. (кнопка «Пуск!»)

(Дети произносят звук [Р] громко - тихо - шепотом).

Слайд 6.

Незнайка: - Мы в полете!

Логопед: - Наш полет протекает нормально, поэтому мы можем немного поиграть в мяч. Какие «песенки» со звуком [Р] мы научились говорить?

Дети: - Ра, ро, ру, ры.

Незнайка: - Я буду говорить начало слова, а вы закончите его одной из этих «песенок».

(по щелчку)

Проводится игра с мячом «Договори словечко»:

но-(ра), кенгу-(ру), кома-(ры), го-(ра), пе-(ро), ша-(ры), детво-(ра), бе-(ру), топо-(ры), жа-(ра).

(Ответы проверяются на экране).

Слайд 7.

Логопед: - Смотрите, ребята, к нам приближается летающая тарелка. Чтобы не столкнуться с ней, мы должны выполнить задание. Здесь в невесомости летают предметы. Мы должны придумать к каждому из них «красивые» слова со звуком [Р].

Например:

помидор (какой?) – красный, круглый.

Дети:

шар прозрачный;
свитер черный;
квадрат красный;
коробка красивая;
торт фруктовый (праздничный);
воротник кружевной (ажурный);
топор острый;
карандаш короткий;
морковь оранжевая.

(по щелчку)

Логопед: - Давайте скажем, чего нет на борту нашего корабля?

Дети:

красного помидора,
прозрачного шара,
красного квадрата и т.д.

(Предметы исчезают по щелчку).

Слайд 8.

Логопед: - Мы избежали столкновения и можем занять места в кабине нашего корабля. Смотрите, на экране появились картинки. Чтобы полет протекал нормально, надо определить, что «лишнее».

(Проводится игра «4-й лишний»).

Слайд 9.

Логопед: - Ребята, смотрите, мы приближаемся к планете Веселых человечков. Они приглашают вас в гости. Для этого нам придется выйти в открытый космос. Представьте, что вы оказались в невесомости.

Динамическая пауза.

Под музыку дети изображают состояние невесомости.

(по щелчку)

Логопед: - Ну вот мы и оказались на планете Веселых человечков. Они хотят сыграть с вами в интересную игру. Надо по картинкам составить словосочетания.

Например: ведро, рыба – рыба в ведре.

Дети:

ручка, тетрадь – ручка на тетради;
портфель, парта – портфель под партой;
шар, рука – шар в руке;
светофор, дорога – светофор на дороге;
пирожки, корзина – пирожки в корзине;
корабль, парус – корабль с парусом;
тетрадь, парта – тетрадь на парте;
рамка, картина – рамка для картины;
открытка, конверт – открытка в конверте.

Слайд 10.

Логопед: - Кажется, начинается космический дождь. Давайте вернемся в ракету. Смотрите, это не простой дождь. Из отдельных капелек мы можем сложить слова. Попробуем найти слова со звуком [Р].

(Дети составляют из заданных букв слова. Затем проверяют на экране, какие слова можно было составить из этих букв.)

Слайд 11.

Логопед: - Дождь закончился. Подходит к концу и наше космическое путешествие. Нам пора возвращаться на Землю. Знайка просит нас помочь ему проложить обратный маршрут по звездам.

Для этого надо разгадать ребусы.

(Дети разгадывают ребусы.)

Логопед: - Маршрут проложен. Но, чтобы удачно приземлиться, нам надо выполнить еще одно задание. Мы будем изменять словосочетание «строить космодром».

Логопед

Дети

 Я

 строю космодром

 Ты

 строишь космодром

 Мы

 строим космодром

 Вы

 строите космодром

 Он

 строит космодром

 Они

 строят космодром

III. Заключительная часть

Логопед: - Молодцы! Мы готовы к посадке. На Земле нас ждут родственники, друзья. Как они узнают о нашем возвращении?

Дети: - Услышат шум моторов.

Логопед: - Правильно. Сначала шум моторов будет чуть слышен, затем он будет все громче, громче, а при посадке совсем громким. Приготовиться к посадке!

Слайд 12.

(Дети произносят звук [Р] шепотом - тихо – громко.)

Логопед: - Наш межпланетный корабль успешно приземлился. Давайте поблагодарим Незнайку за приглашение в такое увлекательное путешествие. Поздравляю вас с удачным возвращением на Землю!

(Можно добавить сюрпризный момент.)