Профилактическое занятие "Учимся толерантности"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Цели:

  • познакомить участников с основными чертами толерантной личности;
  • дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Задачи:

  • сформировать навыки точного межличностного восприятия;
  • развивать навыки позитивного социального поведения;
  • показать важность способности ладить с другими;
  • тренировать умение владеть своими эмоциями;
  • сформировать навыки бесконфликтного взаимодействия у школьников;
  • повысить уровень толерантности и сплочённости в группе.

Участники: учащиеся 7 классов.

Оборудование: мультимедиа, бланки опросника для каждого участника, плакат с колонкой «В» на листе ватмана, маркеры.

Оформление класса, доски:

  • плакаты на тему: «Толерантность – это…»
  • Эпиграф:
    «Не стоит бояться
    заглянуть в себя поглубже»
    И.Гете

Ход занятия

I. Организационный момент

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать здесь и сейчас. Давайте познакомимся.

1.1. Ритуал приветствия.

Ведущий: первым представляется ведущий. Затем, сидящий слева от него, называет имя ведущего и своё имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представившихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.

 1.2. Разминка.

Упражнение «Олимпийский хлопок»

Ведущий: Участники стоят в кругу. Ведущий начинает, а стоящие по часовой стрелке от него участники продолжают поддерживать ритм олимпийского хлопка. Должно создаваться ощущение, будто хлопает один человек, а не все члены группы.

1.3. Вступительное слово – приветствие педагога-психолога.

Ведущий: Мы сегодня собрались, чтобы обсудить тему взаимоотношений человека с людьми и с собой.

Обсуждение:
- Какие мысли есть у вас?
- Кто задумывался над этой темой?
- Что бы вы хотели обсудить сегодня?

II. Работа по теме занятия

Ведущий: А сейчас я хочу вам рассказать одну притчу (рассказываемая ведущим притча, служит эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников).

2.1. Притча.

В жизни и общении – две столбовые дороги. Одна – широкая, но неосвещенная. На ней то и дело встречаются булыжники страха и отчаяния, а иногда дорогу преграждают завалы зависти, озлобленности. Пешеходов на ней уйма, но ты все время спотыкаешься о камни отчужденности и одиночества, потому что рядом шагают только глухонемые. Прорываясь через заросли обид, вины, ты устало сталкиваешь с дороги того, кто слабее. Но, в конце концов, тебя дорога эта вымотает и разрушит.

Вторая дорога – длинная, но светлая, на ней горят фонари веры и уверенности. У прохожих слух острый, так как они слышат не только то, что ты говоришь, но и то, что чувствуешь. По бокам красиво подстрижены газоны взаимоподдержки и выручки, а на клумбах ярко пламенеют цветы любви, доверия и прощения, уютную тень усталому путнику дают деревья взаимопонимания и душевного спокойствия. Возможно, дорога эта тоже утомит, но не разрушит.

Дорога первая – это путь неконструктивного, разрушающего общения. Дорога вторая – это путь конструктивного, создающего общения. Все, кем овладел страх перед жизнью, стремятся к мучительной первой дороге. У таких людей проблемы с общением. Избавить их от страха и увлечь их на другую дорогу есть единственный способ: дать им возможность почувствовать себя умным, хорошим, добрым, любимым и интересным.

Во время рассказа притчи помощник ведущего прикрепляет к доске листы бумаги со словами:

  •  вера,
  •  уверенность,
  •  чувства,
  •  взаимоподдержка,
  •  любовь,
  •  доверие,
  • прощение,
  •   взаимопонимание.

 Обмен мнениями в кругу по вопросам:

- Что объединяет все эти слова?

- Какие качества свойственны толерантной личности?

2.2. Упражнение «Черты толерантной личности»

Материалы: бланки опросника для каждого участника, плакат с колонкой «В» на большом листе, маркеры. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Ведущий: Сначала в колонке «А» поставьте:

  • « + » напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены;
  • « 0 » напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены.

 Затем в колонке «В» поставьте:

  • « + » напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

 Участники занятия выполняют задание 3-5 минут.

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску.

Ведущий: Ребята, прошуподнять руки тех, кто отметил в колонке «В» первое качество…

Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности с точки зрения данной группы.

Участники получают возможность:

  1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.
  2. Сравнить представление о себе (« + » в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.

2.2.1. Черты толерантной личности

1. Расположенность к другим
2. Снисходительность
3. Терпение
4. Чувство юмора
5. Чуткость
6. Доверие
7. Альтруизм
8. Терпимость к различиям
9. Умение владеть собой
10. Доброжелательность
11. Умение не осуждать других
12. Гуманизм
13. Умение слушать
14. Любознательность
15. Способность к сопереживанию

2.3. Работа в «карусельке»

Ведущий: Встаньте в два круга: внешний и внутренний. Сейчас у вас будет работа в «карусельке», в которой вы будете встречаться друг с другом. Все будет происходить без слов. Вам нужно будет продемонстрировать проявление эмоций, характерных для толерантной личности.

Важно, чтобы подростки делали свой выбор в показе эмоций не по памяти, не по прошлым впечатлениям. Выбор должен быть сделан заново, для этого надо посмотреть друг другу в глаза, подумать о том, кто перед тобой. Слова ведущего и хорошая музыка помогут участникам игры.

Конкретный настрой зависит от очень многих вещей: от настроения группы, от личности и настроения ведущего, от музыки.

Ведущий: - Посмотри на человека, стоящего перед тобой. Посмотри ему в глаза, постарайся понять, что у него в душе. Что у него в душе сейчас? Ему светло, спокойно? Или что-то тревожит? Он напряжен? Отчего? Чего он боится? Посмотри ему в глаза. О чем говорят они тебе? Отчего эти глаза могли бы засветиться счастьем? Подари ему поддержку. Спасибо. Вы сейчас расстанетесь, не говорите друг другу ничего – все уже сказано.

Внешний круг делает шаг вправо, - встречаются новые пары.

Ведущий: - Побудьте наедине друг с другом. Поглядите друг другу в глаза, почувствуйте, что друг у друга на душе.

Обсуждение:

- Бывает ли этот человек одинок?

- Захочет ли он любить?

- Бывает ли ему больно, когда он остается один?

- Встречается ли он с непониманием и равнодушием?

- Как он отвечает, если встретит понимание, тепло?

- Как ты покажешь свое понимание?

Ведущий: - Взгляни на этого человека. Это же настоящий ребенок! Большой ребенок. Иногда капризный, он любит ласку и тепло. Иногда ему бывает тоскливо, хочется плакать, но он знает, что этого делать уже нельзя.

Обсуждение:

- Чем бы вы могли согреть его?

- Ваш выбор!

Ведущий: - Перед тобой стоит удивительный человек! Такого больше нет на свете – и никогда не будет. Его душа – целый мир, удивительный и прекрасный. Он еще не знает, поймут ли его, поэтому остается в этом мире одиноким. Одиноким он встречает рассвет, один идет по улице. Как трудно быть одному! Его одиночество кончится только тогда, когда его душа встретится с другой.

Обсуждение:

- Когда же кончится его одиночество?

Ведущий: - Человек, стоящий перед тобой, далек от тебя. Наверное, ты не чувствуешь его, не знаешь, хочешь ли быть с ним ближе. Но ты подай ему свои руки. Почувствуйте руки друг друга. Руки теплые ,руки живые. Как приятно этим рукам быть вместе. Сейчас медленно ваши руки начнут расставаться… Они еще вместе, вас соединяют только пальцы, концы пальцев – они дрожат и не хотят расставаться… Вы расстались.

Обсуждение:

- Вы удалились друг от друга.

- Что вы чувствуете?

- Что вы хотите чувствовать?

Ведущий: - Представьте, что когда-то давно, может быть, в детстве, вы знали этого человека, были очень близки. Представьте, что весь его облик привычен для вас, словно родной. Иногда между вами были обиды и непонимание, порой вы серьезно ссорились, но вас не покидало ощущение душевной близости. Однако жизнь разлучила вас, вы расстались и не виделись много лет. Вы почти забыли друг друга. Однажды вы шли по улице, у вас не было никаких предчувствий – и вдруг вдалеке показался знакомый силуэт… Кто это? Неужели… Вы замедлили шаг, боитесь ошибиться. А вдруг это не он? Но это не ошибка! Вы подходите друг к другу ближе, вы смотрите друг на друга…

Обсуждение:

- Как вы встретитесь после долгой разлуки?
 
III. Рефлексия

Участники садятся в круг

Ведущий:

- Что узнали нового на нашем занятии?

- Где это вам пригодится в жизни?

- Пригодится ли вообще?

- Почему?

Ведущий: - Надеюсь, что на вашей жизненной дороге всем пригодится Рецепт счастья, который я вам сейчас дарю.

Рецепт счастья.

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.

Ведущий предлагает сделать коллективный коллаж.

IV. Ритуал прощания

Все встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: «Спасибо за приятное общение! До новых встреч!»

Литература

1. Радионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.
2. Риэрдон Бетти Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001.
3. Права ребенка и толерантность. Использование сообществ в рамках обучающего процесса/ под ред. Ф.В. Микушина. Ростов – на – Дону: «Дана», 2002.
4. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. – М.: политиздат, 1990.
5. Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к миру. – М.: Бонфи, 2001.
Психологический тренинг - Дубна: ООО “Феникс+”, 2000.
6. П.Степанов. Толерантный человек, как его воспитать. Народное образование, 2001.
7. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности М: «Ось-89», 2004
8. Хасан Б.И. Путь к гармонии: быть терпимым, проблемы воспитания толерантности./ Семья и школа, 2001, №12.
9. Смит Л. Эффективный тренинг, М,- Питер, 2002.
10. Соколов В.М. Толерантности: состояние и тенденции. / Социс Социологические исследования – 2003, №8.