Федеральные государственные образовательные стандарты задают качественно новое представление о том, каким должны быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Меняется представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий (УУД). Это новая, пока совсем непривычная аббревиатура, но за ней скрывается принципиально важное педагогическое понятие.
И, конечно же, изменения распространяются на содержания и способы оценки результата образования.
Результативность образования проявляется также в том, что в процессе учебной деятельности ребенок способен отвечать для себя и других на такие вопросы, как: «Что нужно сделать? Зачем я это делаю? Каким образом я это делаю? Как я могу проверить правильность своих действий? Как я оцениваю то, что я сделал? Как могу исправить то, что не получилось?».
Таким образом, развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат школьного образования. В значительной степени достижения данного образовательного результата связано с развитием метапредметных универсальных учебных действий. Обладая метапредметными УУД, учащийся не только решает учебно-познаавтельные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия. Которые он применил. Это дает ему возможность подбирать наиболее рациональные и точные способы действия для решения учебных задач и достижения образовательных целей, то есть управлять своей деятельностью.
Следует вам понять, что одна из особенностей ФГОС заключается в организации внеурочной деятельности младших школьников – в соответствии с пятью направлениями развития личности: спортивно-оздоровительным, духовно-нравственным, социальным, общеинтеллектуальным и общекультурным. Задача педагогов – на просто дать школьникам новые знания и умения, а научить применять их на практике, развивать в урочное и внеурочное время. Поэтому меняются требования к результатам – это не просто знания, полученные в ходе учебы, но и развитие личностных качеств детей.
Согласно ФГОС, учитель теперь не только «транслятор» знаний, но и человек, который способен подтолкнуть ребенка к развитию, к самостоятельному поиску знаний. Педагог должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течении всей жизни. В компетентность учителя входит использование современных образовательных, в.т.ч. информационно-коммуникационных технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы, развивать профессиональные навыки.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных УУД:
- Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- Смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- Нраственно-этическая ориентация, в т.ч. и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: целепологание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные УУД включает в себя: общеучебные, логические, знаково-символические УУД, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные УУД обеспечивает социальную компетентность и учет позиции партнеров по общению ли деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- Планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками;
- Постановка вопросов;
- Решение конфликтов;
- Контроль, коррекция, оценка партнера;
- Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и др.
Характеристика результатов формирования УУД у младших школьников
Личностные УУД |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
1-й класс |
|||
1.ценить и принимать следующие базовые ценности:»добро»,»терпение», «родина», «природа», «семья». |
1. организовать свое рабочее место под руководством учителя. |
Участвовать в диалоге на уроке. |
1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения раздела. |
2-й класс |
|||
1. Ценить и принимать базовые ценности:»добро», «терпение», «родина», «природа», «мир», «настоящий друг». |
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. |
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Определять круг своего незнания. |
1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки. |
|
Возникли сложности при выполнении. |
|
|
3-й класс |
|||
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро». «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». |
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. |
1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступку. |
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала. |
4-й класс |
|||
1.Ценить и принимать следующие базовые ценности: « добро», «терпение», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность». |
1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать. |
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. |
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. |
Работая над таблицей характеристики результатов формирования УУД ставится задача перед педагогами.
Задача учителей:
- Отметить соответствие урока требованиям ФГОС;
- Внести изменения;
- Прописать, какие УУД формируются на каждом этапе урока.