Актуальность проблемы
Современное общество характеризуется разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной. Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы ребёнка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний.
Перед педагогами нашего образовательного учреждения встала задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный опыт, включить его в существующую систему межличностных отношений. Неправильно выстроенные отношения в группе между детьми и ребёнком-инвалидом, ослабляет его социальную значимость, обособляет его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признания своего неравенства, неконкурентноспособности по сравнению с другими детьми. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и со взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Свою задачу мы видим в том, чтобы создать благоприятную социально-педагогическую развивающую среду, включающую организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного коммуникативного развития, для развития всех видов деятельности.
Цель проекта: создать условия для социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды.
Задачи проекта:
- Вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс.
- Выявление особенностей межличностных отношений ребёнка с особенностями в развитии с детьми группы
- Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
- Внедрение современных образовательных технологий
Ожидаемые результаты
№ |
Участники проекта |
Ожидаемый результат |
1. | Ребёнок с ОВЗ | Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. Повышение качества обучения ребёнка с ОВЗ Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ |
2. | Родители | Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития |
3. | Ребёнок, педагоги | Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ. Развитие толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития. |
4. |
Педагоги |
Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий. |
Показатели результативности и эффективности проекта
- Создание социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство
- Активность участников взаимодействия - родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
- Участие ребенка с ОВЗ в различных мероприятиях, конкурсах.
- Повышение показателей качества обученности ребёнка.
- Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
- Привитие толерантного отношения детей группы к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
Описание основных мероприятий проекта
- Подготовительный этап.
- Формирование группы участников проекта, направленного на социализацию ребёнка с ОВЗ.
- Сбор информации (рекомендации ЦМППК, опрос родителей).
- Логопедическое обследование ребенка с нарушением слуха.
- Консультация психолога по адаптационному периоду ребёнка с нарушением слуха.
- Изучение методической литературы по работе с детьми, имеющими нарушение слуха.
- Работа с родителями ребёнка по выявлению запроса в образовательном процессе и социализации ребёнка в среде слышащих сверстников.
- Диагностика возможной коммуникативной деятельности.
- Прогнозирование результатов.
Разработка методов реализации проекта
- Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха учителем-логопедом, воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.
- Составление плана мероприятий по социализации ребёнка с ОВЗ.
- Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросе знаний об особенностях образовательного процесса с детьми с нарушением слуха.
- Изменение неверного представления у детей группы по отношению к ребёнку с ОВЗ.
- Разработка игровых тренингов, сценариев, мероприятий, ролевых игр, направленных на интеграцию ребёнка с ОВЗ в коллектив слышащих сверстников.
Календарный план по реализации проекта
№ |
Направления работы |
Пути реализации |
Сроки |
1. | Сбор информации | Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей | Сентябрь |
2. | Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ | Диагностика состояния речи ребёнка | Сентябрь |
3. | Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха | Составление плана работы с учётом возможностей ребенка | Сентябрь |
4. | Организация адаптационного периода Сбор информации Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ |
Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка. Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей Диагностика состояния речи ребёнка |
Сентябрь |
5. | Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха |
Составление плана работы с учётом возможностей ребенка | |
Организация адаптационного периода | Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка. |
||
Развитие коммуникативных навыков | Организация ежедневного «Утра радостных встреч». Цикл бесед «Добро живёт рядом» Индивидуальные фотовыставки «Я – маленький». «Моя семья» Поощрение общения детей с Максимом. Конструктивная помощь в решении возникающих конфликтов, предложение друг другу альтернативы, обучение договариваться, извиняться и прощать друг друга. Поощрение вежливого обращения ребёнка к детям и взрослым, пресечение деструктивного поведения по отношению к детям. |
В течение года | |
6. | Формирование игровой деятельности | Обучение обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать ее и предлагать другим свою помощь, |
|
«Уроки по безопасности жизнедеятельности» | Краткосрочный проект (декабрь-январь) |
||
Участие в праздновании «Дня именинника» (своего и других детей) | ежемесячно |
||
7. | Участие в театрализации, утренниках, экскурсиях, детско-родительских гостиных. |
Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т.п. (театрализация или ролевые игры на различных мероприятиях), Учить в приемлемых формах выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний. |
октябрь - экскурсия в пожарную часть Ноябрь - гостиная «День матери» Декабрь, февраль, март, апрель – тематические утренники |
8. | Привитие культурно-гигиенических навыков и трудового воспитания | Обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми; Участие в акции «Покорми птиц» |
В течение года
Январь.
Февраль |
9. |
Работа с родителями |
Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц. Методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка: |
В течение года |
Литература.
- Сборник научно-методических материалов под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.
- Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью. -2005.
- Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 2007.