Одним из важных речевых навыков является аудирование. В статье даётся определение аудирования, рассматриваются цели и задачи обучения аудированию в школе и при подготовке к сдаче ЕГЭ, механизмы аудирования, системы упражнений по развитию навыков аудирования, выбор материала для аудирования. Подчеркивается связь аудирования с другими видами речевой деятельности.
Что такое аудирование? Аудирование это процесс восприятия и понимания речи со слуха What is listening? Listening is one of the four skills: reading, writing, listening and speaking. Like reading listening is a receptive skill, as it involves responding to language rather than producing it [3].
В программе по иностранным языкам аудирование определяется как умение воспринимать на слух иноязычный текст, понимать несложные тексты с разной глубиной проникновения в их содержание, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста [2]. При этом предусматривается развитие умений:
- выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
- выбирать главные факты;
- выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст;
- игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания;
- определять своё отношение к фактам, извлекать из аудиотекста необходимую информацию;
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текстов до 2 минут.
В реальном общении приходится много слушать. Задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся понимать звучащую речь.
Мы сталкиваемся с аудированием в различных ситуациях общения:
- различные объявления;
- новости радио и телевидения;
- различные инструкции и поручения;
- лекции;
- рассказы собеседников;
- выступления актёров;
- собеседника по телефону
Цели обучения аудированию следующие:
- понимание высказывания собеседника в различных ситуациях общения, в том числе незнакомых языковых средств;
- понимание учебных и аутентичных текстов с разной степенью и глубиной проникновения в их содержание;
- сформировать определённые навыки;
- развивать определённые учебные умения;
- научить понимать смысл однократного высказывания;
- развивать слуховую память;
- научить выделять главное в потоке информации;
- запоминать речевой материал
Как отечественные, так и зарубежные методисты предлагают разбить работу над текстом на три этапа [4]:
- до прослушивания,
- во время прослушивания,
- после прослушивания.
The activities in a listening lesson often follow this pattern:
- introductory activities: an introduction to the topic of the text and activities focusing on the language of the text;
- main activities: a series of comprehension activities developing different listening subskills;
- post-activities: activities which ask learners to talk about how a topic in the text relates to their own lives or give their opinions on parts of the text[3].
Первый этап до прослушивания включает обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания. Правильность ответа можно определить только после прослушивания, но можно используя догадку предположить, о чём будет текст. Упражнения и вопросы не только запрашивают информацию сколько несут её. Знакомясь с ними и обсуждая ответы учащиеся слышат те слова, которые будут затем использованы в тексте.
На этом этапе используются следующие виды работы:
- Введение новых слов, их объяснение.
- Контроль понимания новых слов в предложениях из аудиотекста с использованием визуальной наглядности.
- Отработка техники чтения на материале наиболее трудных в звуковом предъявлении предложений из аудиотекста.
- Работа с наиболее сложными грамматическими структурами в предложениях из текста, их узнавание, диффереренцировка, установление взаимодействия исходной формы с актуальной в конкретном предложении.
- Тематическая группировка слов из аудиотекста.
- Структурная группировка слов (корневые, производные, сложные, фразеологизмы).
- Постановка всевозможных вопросов (общих, специальных, альтернативных и разделительных) к наиболее сложным в языковом отношении предложениям аудиотекста.
- Поиск ответов на предтекстовые вопросы.
- Формулирование основной мысли (идеи).
- Подбор заглавия к тексту.
- Определение правильности (неправильности) утверждений.
- Выбор правильного ответа на вопрос из ряда данных.
Рассмотрим задания в учебнике Starlight авторы К.М.Баранова, Д.Дули Москва Express Publishing «Просвещение» 8 класс. Listen to some people describing the disasters in the pictures 1-4. Match the descriptions A-D to the disasters 1-4. Перед прослушиванием предлагаю описать рисунки:
In picture 1, I can see five soldiers. They are wearing army clothes. They are wearing gloves and hats. Four of them are looking through binoculars and one person is writing on a piece of paper. There is a vehicle behind them. I think it is a tank.
In picture 2, there is a large train engine. It is black with a red front with the letters “SP” in white. It has come off the tracks, but it hasn’t fallen over. There are two men by the side of the tracks in yellow jackets. I think they are discussing what to do.
In picture 3, there are a number of people walking along a raised walkway which runs along a flooded street. The people are wearing boots and pulling small suitcases along so I think they are being evacuated from a flooded town. Along the side of the street there are shops, but they are partly under the water.
In picture 4, there is a rescue worker and a search and rescue dog. They are in a collapsed building. I can see broken concrete walls. The dog is looking into an area which has collapsed and maybe it can smell a person trapped there. The man is wearing safety gear .H e is wearing blue coveralls and a hard hat with a light on it.
Ученики работают парами и описывают рисунки. Можно предложить ученикам задать друг другу вопросы, описывающие рисунки. Предполагаемые вопросы:
How many people are there in picture 1?
What clothes are they wearing?
What are they doing?
Is there a vehicle behind them?
It is a tank, isn’t it?
Is there a large train engine or a bus in picture 2?
What are the men doing?
What colour is the train?
What is written on a red front?
The men are wearing yellow jackets , aren’t they?
В книге для учителя к учебнику Starlight для 8 класса отмечается следующее: “Students can develop their listening skills through a variety of tasks. These tasks employ the vocabulary and grammar practiced in each module, in this way reinforcing understanding of the language taught in the module.
You may ask Ss to listen for a variety of purposes [1]:
- listening and reading for gist
- listening and reading for detail.
В книге “The teaching knowledge test” авторы Mary Spratt, Alan Pulverness , Melanie Williams указывают на 4 вида аудирования [3]:
“We might listen for gist, specific information, detail, attitude (listening to see what attitude a speaker is expressing). We can see that listening involves doing many things: dealing with the characteristics of spoken language; using the context and our knowledge of the world; understanding different text types; understanding different speeds of speech and accents; using different subskills”.
Второй этап – догадка по заголовку/новым словам /возможным иллюстрациям.
Например, заголовок аудирования «Disasters». Direct Ss’ attention to the disasters in the list.
Play the recording. Ss listen and repeat as a class or individually. Go through the list of disasters and elicit which ones are influenced by man and which are natural:
- rail accident
- landslide
- flood
- factory explosion
- road accident
- plane crash
- severe / freak storm
- environmental disaster
- tsunami
- earthquake
- war
- avalanche
При выполнении заданий на аудирование могут быть предложены задания True or False.
You’ll hear a radio news report. For questions 1-5 listen and tick T or F.
1. The train crash happened at lunchtime.
2. No one died in the accident.
3. The reason for the light’s failure isn’t known yet.
4. The flood is due to a burst water pipe.
5. The town suffered a worse flood last year.
Третий этап – это краткое изложение темы, введение в проблематику текста.
Поскольку тема “Disasters” можно спросить, что учащиеся уже знают по этой проблеме. Можно ознакомить с лексикой, необходимой для понимания текста. Например, лексика к упражнению № 4 учебника для 8 класса Star light стр. 18: a major train crash, rush hour, collide ,ambulance service, to be injured, enquiry, emergency services, to evacuate, to be trapped, repairs. В задании № 9 нужно расставить рисунки в нужном порядке, чтобы получился связный рассказ.
Exercise 9 (p. 21) One hot day July day, Matt and his friends decided to go surfing. After they loaded their surfboads into his jeep, they set off for the beach.
By the time they got to their favourite surfing boat, the weather had changed. Dark clouds had filled the sky and the wind was blowing violently. Matt continued to drive down the beach hoping to find a calmer area, but the weather only got worse.
All of a sudden, a huge wave collided with the side of his jeep, turning it upside down. Everyone screamed. They couldn’t get out. Matt’s friend Liz called for help on her cell phone.
Before long, an ambulance and a rescue vehicle arrived. They helped Matt and his friends escape from the overturned jeep. Everyone sighed with relief. Luckily, no one was seriously injured.
Следующий этап – это этап слушания текста (while listening). Задания могут быть такого плана:
1. Прослушать текст и вставить пропущенные слова.
2. Закончить предложения.
3. Прослушать текст и сказать что в нем говорилось.
4. Найти определения к следующим словам.
Текстовый этап включает прослушивание всего текста и поочерёдно отдельных абзацев, смысловых блоков. Можно также предложить следующие виды работы:
- Подбор к абзацу заглавия.
- Воспроизведение контекста ключевого слова.
- Перефразирование.
- Ответы на вопросы.
- Нахождение с опорой на русский эквивалент иноязычных фрагментов текста.
- Повторное прослушивание текста или его фрагментов.
- Анализ употреблённых языковых средств.
- Вычленение отдельных фраз по определённому признаку.
Разберём пример такого аудирования.
The king and the critic.
A king liked to write stories, which he thought were very good. The people to whom he showed them were afraid to criticize them. They said that his stories were good. One day he showed some of them to a well – known critic, who said that his stories were bad. The king got angry with him and sent him to prison. After some time the king pardoned the critic and when he returned, invited him to dinner. Again he showed some of his stories and again asked him what he thought of them. The critic turned to the guards who were standing behind him and said: “Take me back to prison”.
Task 1.
Answer the questions:
- What did the king think of his stories?
- Did the people criticize the king’s stories? Why?
- Who did the king show his stories one day?
- What was the critic’s opinion about the king’s stories?
- How did the king react the critic’s words?
- What happened to the critic after some time?
- Why did the critic ask the guards to take him back to prison?
- The king pardoned the critic, did he?
Task 2.
Fill in the blanks with the missing words from the story:
A king___to write stories which he____were very good. ____to whom he showed them were afraid to___them. They said that his___were good. One day he showed___ of them to a ___critic, who said that his stories were___. The king got___with him and ___him to prison. After some___the king pardoned the___and when he___, invited him to dinner. Again he ___some of his stories and again___him what he___about them. ___turned to the___who were standing behind him and said: “____me back to___”.
Task 3.
Insert the missing prepositions:
A king liked to write stories, which he thought were very good. The people ___ whom he showed them were afraid ___criticize them. They said that his stories were good. One day he showed some ___them ___a well-known critic, who said that his stories were bad. The king got angry ___him and sent him___prison---some time the king pardoned the critic and when he returned invited him ___dinner. Again he showed some___his stories and again asked him what he thought___ them. The critic turned ___the guards who were standing ___ him and said: “Take me back ___prison”.
Послетекстовый этап включает следующие виды работ:
- Вопросно-ответную работу.
- Составление плана пересказа.
- Пословный, сжатый, дифференцированный, ориентированный пересказ.
- Комментарий к содержанию и языковому оформлению текста.
- Расширение и продолжение текста учащимися.
- Составление рассказа по аналогии.
- Составление ситуации к тексту.
- Подготовка монологических высказываний по теме текста.
- Составление диалога по теме текста.
- Описание картинок, иллюстрирующих содержание прослушанного текста.
Аудирование включено в ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку.
Рассмотрим задания из раздела аудирование для ЕГЭ. Раздел содержит 9 заданий, из которых первое и второе на установление соответствия и 7 заданий с выбором одного правильного ответа из 3 предложенных. Максимум за успешное выполнение всех заданий раздела - 20 баллов. Рекомендуемое время выполнения заданий этого раздела – 30 минут.
Рекомендации для выполнения заданий по аудированию:
- Используйте паузу для просмотра вопросов к заданию.
- Игнорируйте трудные слова и незнакомые вам выражения.
- Вопросы обычно перефразируют текст, так что, отвечая на них, ищите в тексте не точное повторение слов и фраз из вопросов, а их синонимы.
- Если во время первого прослушивания не можете выбрать ответ на какой-либо вопрос, не застревайте на нём слушайте текст дальше, и отвечайте на другие вопросы.
- Во время второго прослушивания сконцентрируйте внимание на той информации, которая была вами пропущена при первом прослушивании. Ваша задача – проверить правильность первоначальных ответов и дать ответы.
- Не следует оставлять ни одного вопроса без ответа, даже если вы не уверены в его правильности.
В книге «ЕГЭ. Письменная часть» авторы Соловова Е.Н., Конобеев А.В. рассматривается алгоритм выполнения заданий по аудированию [5].
До прослушивания аудиозаписи.
- Просмотрите утверждения в задании. Постарайтесь определить, какой темой/ситуацией/проблемой будут определены все высказывания. Выполните тренировочное упражнение 1.
- Определите основной смысл каждого утверждения. Работайте с каждым утверждением. Для этого:
- выделите ключевые слова в утверждении;
- Коротко передайте основную мысль утверждения на русском или английском языке так, как вы её понимаете, используя другие слова/ассоциативные связи.
- Посмотрите на утверждения. Попробуйте предугадать, о чем могут быть тексты, основное содержание которых выражено таким способом.
- Во время прослушивания аудиозаписи.
- Во время прослушивания текста запишите ключевые слова каждого высказывания.
Записи можно делать на любом языке. Во время тренировки, даже если вы не поняли текст, лучше не слушайте его второй раз. Приучайте себя к необходимости понимать задание с первого прослушивания и по памяти обосновывать свой выбор. Для самопроверки лучше обратиться к печатным текстам аудиозаписей. После этого можно послушать высказывание следя за текстами.
После прослушивания аудиозаписи.
- Заполните бланк ответов. Проверьте себя: докажите обоснованность принятого решения, цитируя текст. На этапе тренировки в случае затруднения лучше обращаться к тексту аудиозаписи, чем слушать запись повторно. На экзамене запись прозвучит 2 раза.
Обобщая всё вышесказанное, обучению аудирования на уроках английского языка с учётом требований ФГОС необходимо уделять особое внимание. Аудирование составляет основу общения. Оно помогает человеку понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, изложить свой ответ собеседнику, что и является основой устной речи.
Аудирование можно отнести к развивающему обучению. Процесс восприятия речи на слух предусматривает запоминание различных видов текстов, что улучшает память и расширяет кругозор, развивает умение слушать и понимать услышанное, воспитывает внимательность к собеседнику.
Библиографический список
- Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П. Английский язык. Книга для учителя. 8 класс - М.: Express Publishing: Просвещение, 2014.
- Примерные программы по иностранным языкам. Пояснительная записка. // Иностранные языки в школе №5, 2005, С. 2.
- Spratt M., Pulverness A., Williams M., The TKT Teaching knowledge test course. Cambridge University Press 2005.
- Cоловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Издательство Астрель Москва, 2008. С.126-140.
- Соловова Е.Н., John Parsons, Конобеев А.В. ЕГЭ. Английский язык. Письменная часть. Экзаменационные стратегии: Просвещение, 2018.