Беспроводная лаборатория LabDisc Гломир умещается на ладони и разработана специально для изучения естественных наук в начальной школе.
Главная особенность ЛабДиска – простота использования. Прибор понятен любому школьнику.
Основной набор датчиков (температуры, уровня звука, расстояния, ЧСС, освещённости) встроен в ЛабДиск, поэтому их не нужно подключать и настраивать. С помощью нажатия всего одной кнопки можно посмотреть показания любого датчика или начать процедуру сбора данных.
ЛабДиск прекрасно подходит для проведения экспериментов в полевых условиях. Аккумулятор рассчитан на 150 часов работы, а внутренняя память способна хранить до 100 000 замеров. Специальный экран позволяет считывать показания даже при ярком солнечном свете. Встроенный GPS-приёмник позволяет осуществлять ориентацию на местности, наносить маршрут на карту Google.
Легко устанавливая соединение с ним с помощью Bluetooth или USB-порт, прибор может передавать измерения датчиков на компьютер в режиме реального времени, работая просто как интерфейс датчиков.
Программа GlobiLab позволяет наглядно представить данные, принимаемые от ЛабДиска, экспериментов на циферблате, цифровом табло, цветной шкале, в виде столбчатой диаграммы, графика или таблицы. Ко всем полученным данным можно добавить текстовый комментарий или иллюстрацию. Результаты можно экспортировать в Word или Excel.
Также в комплект входит программное обеспечение GlobiWorld, которое предназначено для любознательных юных исследователей. 7 научных парков (окружающая среда, электричество, погода, движение, человек, растения, химия). В каждом из них учащиеся могут узнать занимательные научные факты, прочитать биографии великих ученых, в любой момент можно узнать, какие эксперименты можно провести в данной области знаний с помощью ЛабДиска, просмотреть результаты ранее проведённых экспериментов и начать новое исследование.
В процессе работы с ЛабДиском у учащихся создаются условия для развития следующих универсальных учебных действий:
- познавательные УУД – умение работать с прибором, считывать и преобразовывать графическую, табличную информацию в словесную, делать выводы на основе результатов замеров;
- коммуникативные УУД – умение слушать и понимать окружающих, договариваться и распределять обязанности при работе в группе, умение строить письменные и устные высказывания, аргументировать свою точку зрения;
- регулятивные УУД – умение самостоятельно планировать и осуществлять простейшие эксперименты, анализировать результаты своей деятельности.
Применение Лабдиска в образовательном процессе возможно вне зависимости учебно-методических комплектов, по которым ведётся преподавание.
Максимально использовать потенциал ЛабДиска можно во внеурочной деятельности, например при организации работы исследовательского кружка "Познаём законы природы", однако, его применение возможно на уроках окружающего мира и математики.
На математике можно использовать датчик расстояния (диапазон измерений от 0,4 до 10 м) при выполнении практических работ по измерению длины, ширины и высоты помещения, а также в процессе нахождения периметра, площади и объёма помещений.
Возможно использование аналогичного датчика и при изучении темы "Скорость. Время. Расстояние" для установления зависимости между скоростью, временем и расстоянием.
Анализ полученных в ходе экспериментов данных позволит расширить математические знания учащихся по темам "Шкалы", "Таблицы", "Графики", "Диаграммы", изучение которых предусмотрено в некоторых авторских УМК по математике.
Намного шире спектр использования Лабдиска на уроках окружающего мира:
- "Кто и как изучает природу"/"Как человек познаёт окружающий мир" (возможности использования Лабдиска в исследовательских целях (цель использования каждого датчика), проведение аналогий с современными научными приборами, которые используются для изучения окружающей среды),
- "Сезонные изменения в природе" (проведение длительных экспериментов по изменению температуры и освещённости в разное время года),
- "Погода" (измерение температуры по шкале Цельсия и Фаренгейта, освещённости, силы звука (при разной силе ветра: штиле, бризе, шторме),
- "Температура вокруг нас" (измерение температуры кожи, почвы, воды, льда, воды со льдом, солёной воды со льдом, бумаги, смоченной спиртом),
- "День и ночь" (составление графика суточных колебаний температуры и освещённости),
- "Вода и её свойства" (измерение температуры исследуемой среды: холодной, теплой, горячей воды, снега и льда, пара; установление зависимости между состоянием воды и температурой воздуха),
- "Воздух и его свойства" (измерение температуры, измерение громкости звука при разной силе ветра),
- "План и карта"/"Географическая карта" (составление маршрута при помощи GPS),
- "Человек" (измерение роста человека с помощью датчика расстояния),
- "Кровеносная система человека" (измерение ЧСС в состоянии покоя и после физической нагрузки),
- "Органы чувств" (исследование громкости звука, распространения звука в пространстве, гигиена слуха; температура кожного покрова),
- "Охрана здоровья" (измерение уровня освещённости, шумовое загрязнение, температурный режим помещения, шумовая и температурная карта класса, школы).
Примерный план использования ЛабДиска на уроках окружающего мира:
Пример 1:
Класс, УМК: 3 класс, УМК "Гармония" (автор учебника – Поглазова О.Т.)
Тема урока: Как следует заботиться о сердце.
Дидактическая цель: организовать исследовательскую работу по изучению зависимости частоты сердечных сокращений от физической нагрузки.
Результаты наблюдений: в результате физической нагрузки усиливается сердцебиение.
Выводы: во время физической нагрузки нашим мышцам требуется больше кислорода, то есть должны дышать чаще, а сердце – биться быстрее.
Пример 2:
Класс, УМК: 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века" (автор учебника – Виноградова Н.Ф.)
Тема урока: Погодные условия.
Дидактическая цель: организовать исследовательскую работу по изучению температуры окружающей среды, основываясь на своих ощущениях и показаниях ЛабДиска.
Результаты наблюдений: наши ощущения температуры субъективны, для точного измерения температуры необходимо использовать специальные приборы.
Выводы: при оценке температуры нельзя доверять своим ощущениям, нужно пользоваться специальными приборами.
Пример 3:
Класс, УМК: 3 класс, УМК "Гармония" (автор учебника – Поглазова О.Т.)
Тема урока: Орган слуха. Гигиена слуха.
Дидактическая цель: организовать исследовательскую работу по изучению уровня шума в помещении.
Результаты наблюдений: громкость звука в разных помещениях неодинакова, не все звуки одинаково приятны для нашего слуха.
Выводы: чтобы сохранить здоровье нужно, чтобы окружающие нас звуки издавались в благоприятном для слуха диапазоне.