Пример работы с младшими школьниками по изучению темы «Натюрморт»

Разделы: Дополнительное образование


Есть темы в программах изобразительной деятельности, которые осваиваются детьми на протяжении всего периода обучения. Педагогическая практика показывает, что при освоении таких тем, они иногда становятся для ребят сложными в эмоциональном восприятии, кажутся им монотонными, скучными и  не интересными. Чтобы исправить такое положение педагогу следует изменить подачу материала, предложить новые, более сложные и разнообразные техники выполнения заданий, например, такие как  КОЛЛАЖ, ПАПЬЕ-МАШЕ. Комбинируя объемные фигуры на плоскости, дети могут проявить свою фантазию и индивидуальность, самостоятельно составляя из отдельных элементов целые композиции, что потребует от них использовать уже полученные навыки и знания из других разделов изобразительной деятельности.

Пусть это усложняет проведение занятий, зато делает их более насыщенными и интересными. К тому же, совмещение различных техник и использование современных художественных материалов  вносит в обучение творческий характер для всех  его участников. Рассмотрим это на примере изучения темы «Натюрморт», которая является одной из наиболее сложных в начальной школе, при выполнении в живописном варианте.  Я предлагаю детям попробовать выполнить ее как лепное барельефное изображение, используя приемы смешанной техники коллажа и папье-маше. Образцом для зрительного ряда может послужить картинка или еще лучше барельеф, например такой как на <Рисунке 1>.

Рисунок 1

Видовое разнообразие элементов натюрморта в ходе работы может изменяться, но основные составляющие: фрукты, ягоды, цветы, листья должны представлять собой в итоге единую и  цельную композицию.

В подготовительный период  нужно рассказать детям о технике выполнения отдельных элементов, установить последовательность этапов работы и определить строгий порядок построения композиции. Материалы, используемые при работе в техниках папье-маше и коллаж хорошо известны. Основой  панно могут служить бумажные или пластиковые тарелки, листы картона, ватмана различной конфигурации и т.п.

Также необходима будет белая и цветная бумага, пластилин, клей ПВА, скотч, ножницы, краски, лучше акриловые, можно использовать и гуашь.

На первом занятии преподаватель показывает, как вылепить из пластилина основу каждого элемента композиции панно, как правильно обклеить ее слоями бумаги в технике «ПАПЬЕ-МАШЕ». Каждый ребенок должен сделать несколько элементов натюрморта, чтобы после выполнения  второго этапа из этих форм  получить две половинки, для составления композиции. Представлены варианты выполнения заготовок фруктов и ягод из папье-маше <Рисунок 2>.

Рисунок 2

Перед началом второго занятия педагог разрезает подсохшие формы пополам при помощи макетного ножа и получает необходимое количество элементов панно для каждого ученика. В ходе второго занятия следует показать, как нужно расписать акриловыми красками или гуашью половинки заготовок под натуральный цвет фруктов. Акриловые краски после высыхания не размазываются, а элементы расписанные гуашью потребуется покрыть лаком, чтобы защиты от размазывания.

Далее, необходимо из цветных салфеток свернуть плотные шарики в виде ягод клубники, черники и т.д., потом вырезать из цветной бумаги листья соответствующие видам плодов. Варианты выполнения листьев и росписи фруктов на <Рисунке 3>.

Рисунок 3

На заключительном занятии композиция начинает собираться воедино.  Для этого необходимо сначала изготовить из цветной бумаги дополнительные элементы декора: травинки, веточки и др., после чего приклеить на основание при помощи двустороннего скотча главные элементы: фрукты, листья и ягоды.
Последними действиями будет оформление композиции дополнительными элементами и декорирование натюрморта акриловыми красками для усиления передачи объема центральной части композиции. Ниже представлены варианты выполнения конечного этапа работы <Рисунок 4>.

Рисунок 4

В ходе работы над данной композицией дети научились использовать совокупность нескольких видов изобразительной деятельности: ручной труд при изготовлении ягод из бумаги, деталей фруктов в технике папье-маше, живопись для росписи заготовок фруктов, а также аппликацию при вырезании листьев травы, веточек и т.п.

Но самое главное, в ходе всех трех занятий при изготовлении отдельных элементов фруктовой композиции «Натюрморт» всегда присутствовало коллективное начало, что способствовало ускорению выполнения индивидуальной работы и стало хорошим стимулом для самостоятельного изготовления сувенира или подарка в домашних условиях.