Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "К.Паустовский. Великий сказочник" (УМК «Начальная школа XXI века»)

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: Познакомить с очерком Паустовского.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширить представления о творчестве Х.К.Андерсена и К.Г.Паустовского.
  • Обобщить, закрепить сведения о жизни и творчестве Х.К.Андерсена.

Развивающие:

  •  Развитие представлений об очерке как жанре литературы.
  • Развитие умения находить в тексте художественно-выразительные средства.
  • Развитие умения доказывать свое мнение, опираясь на цитаты текста.
  •  Развитие памяти, внимания и речи учащихся.
  •  Развитие творческих способностей и воображения обучающихся.

Воспитательные:

  • Прививать интерес к предмету.
  •  Воспитывать интерес к творчеству писателей.
  •  Воспитывать духовность, нравственные понятия о добре и зле.

Формируемые УУД:

  •  Личностные: духовно-нравственные качества: любовь к близким людям, доброта, оптимизм, чуткое отношение к родной природе;
  • Регулятивные: уметь прогнозировать; ставить цели перед началом работы; организовать самоконтроль и самопроверку.
  • Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • Познавательные: уметь применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
    • уметь выразительно читать прозаическое произведение;
    • знать средства художественной выразительности в литературе (сравнение), их определения и отличительные особенности; уметь распознавать их в прозаическом тексте;
    • владеть навыками выборочного чтения;
    • уметь отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
    • уметь определять главную мысль произведения.

Этапы урока по ТРКМ:

I стадия вызова

II стадия осмысления

III стадия рефлексия

Мозговой штурм:

  • кроссворд,
  • ребус,
  • инсерт,
  • кластер.

Чтение с остановками, дерево предсказаний.

Дальнейшее целеполагание

Синквейн

Оборудование:

  • Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. / [авт.-сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова]. – М.: Вентана-Граф, 2014;
  • Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций. / [авт.-сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова]. – М.: Вентана-Граф, 2014;
  • компьютер, мультимедийный проектор, документ-камера, карточки.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

 Учитель: Библиотекарь хорошо запомнил этого странного мальчика. Одни читатели просили определенную книгу, другие - «что-нибудь», но этот указал на полку с книгами и сказал:

- Дайте мне первую от края.

На следующий день, возвращая прочитанную книгу, он попросил вторую от края. Потом третью, четвертую...

Оказалось, что мальчик решил прочитать все книги, какие существуют на свете, а звали его Томас. Томас Эдисон. Знаменитый изобретатель (электрическая лампа накаливания) Эдисон всегда доводил задуманное дело до конца. Но от чтения всех книг на свете он отказался. Почему? Да просто потому, что это неосуществимо.

 - Ребята, а так ли это важно прочитать все книги на свете? (Важно научиться правильно, выразительно читать и анализировать произведение).

 2. Стадия вызова.

- Вот сегодня мы и будем работать над новым произведением, учиться думать, рассуждать и делать выводы. Проведём мозговой штурм и узнаем тему нашего урока.

Работать будем по группам. Каждая группа получает карточку задание. Время на работу – 3 минуты.

Работа в группах: Приложение 1.

1 – кроссворд

2 – ребус

3 – кластер «Жанры литературы»

4 – инсерт

Проверка: 1, 2, 3 группы – документ-камера

4 – ответы на вопросы

(На доске появляются карточки: Андерсен, Паустовский, очерк.) Приложение 2.

- Как эти слова могут быть связаны между собой? Мог ли Паустовский встречаться с Андерсеном? Когда жили эти авторы? Кто же мог написать очерк о другом?

Презентация. Слайд 2.

Объявление темы (Слайд 3).

Какие цели мы перед собой поставим?

3. Стадия осмысления.

В очерке нам встретятся незнакомые слова. Давайте их разберём. (Слайд 4,5).

Итак, давайте знакомиться с очерком К.Г. Паустовского «Великий сказочник». А начинается он так…

Учитель читает 1 часть очерка.

- Задайте мне простые вопросы по содержанию 1 части. (Ромашка Блума на доске)

- От какого лица ведется повествование?

- С кем же познакомился будущий писатель?

- Почему этот вечер был особенным?

В очерке говорится, что Паустовский познакомился с Андерсеном. Мы же выяснили, что они не были современниками. Как же такая встреча могла произойти? Работа в парах. Какие версии у вас появились? (Дерево предсказаний на доске).

Проверим наши версии.

Раздаю тексты очерка. Приложение 3.

Читаем 2 часть.

Выборочное чтение.

  1. Как же произошло знакомство Андерсена и Паустовского?
  2. Какие сказки Андерсена маленький Костя прочитал первыми?
  3. Чем необычны сказки, написанные Андерсеном?
  4. Чему сказочник научил будущего писателя?

4. Физминутка.

Читаем 3 часть.

Выборочное чтение.

  • Что нового об Андерсене мы узнали из 3 части очерка?
  • Чем гордилась семья Андерсенов?
  • Как жил Андерсен в детстве?
  • Но несмотря на бедность, трудные времена, каким необычным даром обладал маленький Ганс?
  • От кого мальчик услышал первые сказки?
  • Что значит «счастье быть обласканным своим народом»?
  • Где, по мнению Андерсена, можно найти «сокровища подлинного искусства»?
  • С чем Паустовский сравнивает процесс насыщения поэзией?
  • А на ярком солнце во что превращаются эти капли?
  • Каким пожеланием Паустовский заканчивает очерк? 

Дифференцированная работа в группах. Приложение 4.

1 – моделирование обложки. Приложение 5.

2 – составить план.

3 – ответ на вопрос.

4 – ответ на вопрос.

5. Стадия рефлексии.

(Проверка работы в группах, самооценка и взаимооценка в группах)

- С каким произведением мы сегодня познакомились? (выступление 1 группы).

- Какой план вы составили, перечитывая очерк? (выступление 2 группы).

- Как вы думаете, зачем Паустовский написал этот очерк? (Привлечь внимание к великому сказочнику, выразить своё отношение к писателю).

- Какова главная мысль произведения? (Хотя Андерсен жил в бедности, но имел богатый внутренний мир, умел радоваться жизни, был наблюдательным добрым человеком и создал чудесные сказки)

Дифференцированное домашнее задание: отгадать кроссворд (Т.с. 80), синквейн на тему: «Андерсен».

- Давайте оценим нашу работу на уроке. Возьмите листы самооценки. Приложение 6. Вам 1 минута.

6. Заключительное слово учителя.

К сожалению, наше путешествие в мир книг подходит к концу. Надеюсь, что Андерсен и его прекрасные сказки навсегда останутся в ваших сердцах. А очерк Паустовского нам в этом помог.