Введение
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет ребенок. Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира малыша. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Книга дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.
Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, поэтому художественное произведение донести до них предстоит взрослым, перед которыми стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.
Актуальность проекта
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране.
Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Проблема: Ослабевающий интерес к художественной литературе.
Обоснование проблемы: Недостаточно сформировано понимание того, что книга источник знаний.
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.
Вид проекта: краткосрочный, рассчитан на одну неделю (с 13.02.2017г. по 17.02.2017г.)
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: пробуждение интереса к книгам путем создания «Книги со сказками».
Задачи проекта:
- Сформировать у детей понимание того, что книга источник знаний.
- Воспитывать интерес к книге и бережное отношение к ним.
- Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, в общении).
- Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
Предполагаемый результат:
- Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.
- Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.
- Повышение уровня развития речи детей.
- Активное участие родителей в жизни детского сада.
- Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.
- Возрождение чтения в кругу семьи.
Продукт проектной деятельности:
- Создание книги по сказкам.
- Рисунки детей совместно с родителями по знакомым сказкам.
- Конспекты занятий.
- Тематические альбомы.
- Сценарий развлечения.
- Сценарии литературных викторин.
- Подбор иллюстраций с изображением сказочных героев.
- Пополнение групповых библиотечек.
Роль родителей в реализации проекта:
- Участие в акции «Книга детскому саду»
- Создание уголков книги в семье.
- Помощь воспитателям в создании книжных уголков в группах ДОУ.
- Помощь детям в создании рисунков по сказкам.
Реализация проекта:
Этапы работы |
Вид деятельности |
Сроки |
I этап |
Определение темы проекта. |
13.02.17г. |
II этап практический |
Мероприятия по реализации проекта с детьми. |
13.02-17.02.17г. |
III этап заключительный |
Анализ полученных результатов; создание с родителями и детьми «Книга со сказками» |
17.02.2017г. |
План мероприятий
Консультация для родителей «Ребенок и книга», «Читайте детям сказки» (Приложение 7)
Буклет «Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книге», «Зачем читать детям книги?
«Как обращаться с книгой», «Советы родителям по привлечению детей к чтению» (Приложение 8)
Понедельник
- беседа «Какие бывают книги?» (Приложение 1)
- занятие «в гостях у сказки» (Приложение 2)
- Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
- Игра «Книжкина больница»
Вторник
- Рассматривание иллюстраций к сказкам. (Приложение 4)
- Дидактическая игра: «Из какой сказки герой», «В гости к сказке».
14 февраля «День дарения книг» (родительский комитет подарил книги Скиба Т.В. «Первая детская энциклопедия в вопросах и ответах», Татьяна Яценко «Почему трава зеленая» и еще 100 детских «почему»).
Среда
- Просмотр мультфильма «Бременские музыканты».
- Дидактическая игра: «Чудесный мешочек», «Раз, два, три, картинку поверни и сказку расскажи».
- Раскрашивание раскрасок «Мои любимые герои». (Приложение 5)
Четверг
Драматизация детьми сказки «Бременские музыканты» (резиновый кукольный театр). (Приложение 6)
Пятница
Сказочная викторина «Путешествие по сказкам». (Приложение 3)
Риски: слабая эаинтересованность детей и родителей к чтению книг.
Пути реализации: совместные мероприятия с детьми, информационные мероприятия с родителями (буклеты, консультации, беседы), с детьми (беседы, игры, развлечения, чтение, рассматривание картинного материала).
Выводы:
- Возрос интерес детей к чтению и художественной литературы.
- Обогатился словарь, развился лексико-грамматический строй.
- Повысился уровень развития речи детей.
- Повысился интерес родителей к жизни детского сада.
- Создана положительная атмосфера родителей в совместной деятельности с педагогами.
- Возродился интерес к чтению в кругу семьи.
Список используемой литературы.
- Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе».
- Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки». - М.: Просвещение, 2003.
- Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения. - М.: Просвещение, 2000.
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
- Доронова Т.Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество». - М.: Просвещение, 2002.
- Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению. - М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
- Канавина Г.А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М.: Просвещение, 2000.
- Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения. – М.: Просвещение, 1996.
- Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.
- Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 4-5 лет». - М.: -2010.