Путешествие капельки

Разделы: Работа с дошкольниками


Работа выполнена по мотивам разработки "Авторский учебно-методический материал "Волшебная вода"

Цель:

  • Формирование экологической культуры детей.
  • Развивать познавательные мотивы.
  • Интересы об окружающей среде, о значении воды и её  свойствах.
  • Развивать самостоятельность мышления, умение делать выводы.

Реализация проекта предусматривает: изготовление плана-схемы маршрута экскурсии на берег реки Амур. Составление рассказа и книжек малышек по теме «Волшебница вода».

Основные задачи:

  • Развивать познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни;
  • развивать самостоятельность мышления, умение делать выводы.

Содержание работы с родителями: Педагог предлагает родителям дома совместно с детьми составить рассказ и оформить книжку-малышку по теме «Волшебница вода».

Содержание работы

Понедельник

УТРО

Утренняя гимнастика с Капитошкой (см. перспективный план)

Цель: поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания детей о воде.

Сюрпризный момент

В группе появляется Волшебная книга, а в ней изображение Земного шара с реками, морями и океанами.

ДЕНЬ

Занятие по ознакомлению с окружающим миром “Вода вокруг нас”

Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
Педагог с детьми рассматривает глобус, объясняет, что цвет воды на нем голубой. Обращает внимание на то, что на Земном шаре воды больше, чем суши. Объясняет, что в озерах и реках вода без вкуса пресная. А в морях, океанах вода соленая.

Воспитатель просит детей подумать, откуда берется вода в кране. Ведь мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.

Кажется, что воды на Земле много – вон, сколько голубой краски на глобусе! Но это не значит, что ее можно расходовать не экономя: воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Педагог просит детей порассуждать, для чего человеку вода (приготовление пищи, купание, мытье посуды и т.д.).

В заключение дети еще раз перечисляют, в каком виде и где можно найти воду, педагог подчеркивает, какая она разная.

ПРОГУЛКА

Наблюдение за лужей

Выбрать с детьми лужу, за которой будет вестись наблюдение. Очертить лужу по контуру для дальнейшего наблюдения за ней.

Подвижная игра “Море волнуется”

Цель: расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

ВЕЧЕР

Закаливание – топтание в тазу с холодной водой. Обливание ног прохладной водой.

Педагог задает вопрос детям: - Что нужно, чтобы быть здоровым?

Дети:

  • Закаляться.
  • Нужно гулять в любую погоду.
  • Купаться в открытом водоеме.
  • Принимать каждый день душ.
  • Обливаться холодной водой круглый год.

Совместный труд с воспитателем “Замена воды в аквариуме”

Цель: формировать стремление принимать участие в труде взрослых, получать удовлетворение от совместного труда. Вызывать чувство ответственности, желание оправдать доверие. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность, дружелюбие.

Педагог предлагает посмотреть ребят на отсаженных в банку рыбок. Поясняет, что им там тесно. Надо поскорее подготовить для них аквариум с чистой, отстоявшейся водой. Воспитатель и дети определяют объем работы и распределяют ее между всеми участниками труда. Дети с помощью педагога выстраивают алгоритм замены воды в аквариуме.

В процессе деятельности воспитатель дает детям советы, высказывает мнение об их действиях, подбадривает. По окончании труда педагог предлагает детям навести порядок после работы: вымыть губки, щетки, положить на просушку, протереть и убрать на место ведра, подтереть пол, снять и повесить клеенчатые фартуки.

Затем воспитатель обращает внимание на рыбок в банке. Дети пересчитывают их, вспоминают названия, воспитатель запускает рыб в аквариум. Обратить внимание, как рыбки радуются простору, чистой воде.

Маленькое море есть у нас с тобой.
Нет на море шторма. Здесь всегда покой.
Только веселятся сказочные рыбки,
Медленно и важно ползают улитки.

Алгоритм замены воды  в аквариуме.

  1. вычерпать воду
  2. вынуть камушки и ракушки и вымыть их губками 
  3. почистить стенки аквариума 
  4. промыть камни
  5. разложить на дна аквариума камушки и ракушки
  6. наполнить аквариум отстоявшейся водой
  7. промыть водоросли и поместить их а аквариум
  8. когда вода станет прозрачной запустить рыбок в аквариум

Вторник 

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; развивать любознательность, пытливость.

Игровой персонаж: капелька.

УТРО

Утренняя гимнастика с Капитошкой (приложение1)

Цель: поднять эмоциональный и мышечный тонус создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания детей о круговороте воды в природе.

Сюрпризный момент

В гости к ребятам приходит капелька (воспитатель) и рассказывает про разные облака, плывущие по небу: веселые, грустные, грозные и удивленные. Капелька предлагает детям послушать стихотворение и передать эмоциональное состояние облаков в соответствии с текстом (приложение 2).

По небу плыли облака,                                        Вот облако веселое                                                      
А я на них смотрел.                                              Смеётся надо мной:
И два похожих облачка                                      -Зачем ты щуришь глазки так?
Найти я захотел.                                                    Какой же ты смешной!
Я долго всматривался в высь                              Я тоже посмеялся с ним:
И даже щурил глаз,                                              -Мне весело с тобой!
А что увидел я, то сейчас.                                   И долго – долго облачку
Махал я вслед рукой.

А вот другое облачко                                          И вдруг по небу
Расстроилось всерьез:                                         Страшилище летит
Его от мамы ветерок                                           И кулаком громадным
Вдруг далеко унес.                                              Сердито мне грозит
И каплями – дождинкам                                     Ох, испугался, я друзья,
Расплакалось оно…                                             Но ветер мне помог:
И стало грустно-грустно так,                              Так дунул, что страшилище
А вовсе не смешно.                                              Пустилось наутек

А маленькое облачко                                            Такой мохнатый, мягонький?
Над озером плывет,                                                Летим, летим со мной!
И удивленно облачко                                             Так очень долго я играл
Приоткрывает рот:                                                  И вам хочу сказать,
- Ой, кто там, в глади озера                                    Что два похожих облачка
Пушистенький такой,                                              Не смог я отыскать
Н.А. Екимова.

ДЕНЬ

Занятие по ознакомлению с окружающим: “Ходит капелька по кругу”.

Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Педагог знакомит детей с круговоротом воды в природе в доступной для дошкольников форме, через экспериментирование (приложение 3).

ПРОГУЛКА

Наблюдение за облаками

Предложить детям понаблюдать за облаками, напомнив, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковые? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед дождем? Предложить каждому из детей выбрать наиболее понравившееся облако и проследить за ним: куда оно плывет? Быстро двигается или медленно? На что похоже? Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя. Подойти с детьми к уже знакомой луже, посмотреть, как в ней отражаются облака.

Подвижная игра “Мы – капельки”

Раздать детям бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же корону с рисунком тучи – мамы, а дети ее детки-капельки. Ребята окружают маму-тучу, водят вокруг нее хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки. Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе, образуя реку. Река впадает в океан (дети делают широкий круг). Мама-тучка напоминает им, что они – капельки, зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся.

ВЕЧЕР

Экспериментально-познавательная деятельность

1. “Что увидим через воду?”

Цель: закрепить знания детей о свойстве воды – прозрачности, через закрепление геометрических форм и цвета.

Оборудование: таз с водой, геометрические формы разного цвета.

Педагог спрашивает, что находится в тазу (вода). Что можно рассказать о воде? Затем педагог бросает в таз кубик. Что с ним стало? (Упал на дно). Видно ли его? Какого он цвета?

Педагог предлагает детям по очереди опустить в воду различные предметы. В то время, когда один ребенок предмет опускает, другие дети вместе со взрослым закрывают глаза.

Педагог интересуется, почему мы видим все эти предметы даже через толщу воды? (Вода прозрачная). 

2. “Как напоить Иванушку чистой водой?”

Цель: познакомиться с процессами очистки воды различными способами.

Оборудование: бумажная салфетка, воронка из бумаги, тряпочка, сор, крахмал, емкости.

Педагог предлагает ребятам посмотреть, какая мутная вода в банке. Ее нужно очистить, чтобы Иванушка мог ее выпить, не боясь, что заболеет. А как сделать очистительное устройство? Дети придумывают различные варианты очистки воды. Воспитатель предлагает сделать различные очистительные устройства – фильтры по алгоритму (из бумажной воронки, тряпочки, бумажной салфетки). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие. Выяснить, какой же фильтр лучше очищает воду?

Читать статью полностью.