Авторская песня

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20 МБ)


Цель: совершенствование знаний об авторской песне и композиторах-бардах.

Задачи:

  • обучающие:
    • учить размышлять о значении бардовской песни в музыкальной культуре современного мира;
    • знать авторов-исполнителей Б.Окуджава, А.Розенбаум, В.Высоцкий, А.Дольский, Ю.Визбор и др. и их произведения;
    • ощутить интонации песен с помощью художественного восприятия;
    • определить грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем же ценность авторской песни?
    • расширить представление обучающихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем;
  • развивающие:
    • развивать умение размышлять: сравнивать, сопоставлять, анализировать;
    • развивать творческие музыкальные способности: музыкальный слух, память, певческие навыки с помощью интонации, эстетический слух;
    • уметь выразить эмоциональный настрой музыкального фрагмента авторской песни;
  • воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к музыкальной культуре, истории русского народов, воспитывать чувства доброты, любви, чувства юмора, товарищества.

Тип урока: Урок систематизации и обобщения полученных знаний.

Жанр: комбинированный.

Вид урока: урок-размышление, с использованием мультимедийной презентации.

Оборудование: ТСО, наглядные средства, фортепиано.

Конспект занятия

Эпиграф:

Авторская песня – голос души, музыка сердца.
Её особенностью является текст, напев и интонация.

Слайд 1

Вступительное слово учителя

XX век стал временем подлинного расцвета любительства: возникли массовые любительские движения: спорт, туризм, студенческая самодеятельность. Часть песен создавалась композиторами, а часть сочиняли любители-непрофессионалы: для домашнего музицирования, для пения у костра, в турпоходах. Этот новый песенный жанр можно охарактеризовать как поющуюся поэзию. Главная отличительная особенность данного жанра в том, что автор текстов является автором музыки и исполнителем в одном лице. А также для этого жанра характерны приоритет текстов над музыкой и гитарный аккомпанемент.

«Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу», - так говорил В.Высоцкий.

Слайд 2

Авторская песня" - это термин, введенный впервые В.Высоцким. Этим определением он подчеркивал сугубо индивидуальный, личностный характер песен этого жанра, отделял их от обычного городского фольклора и от популярных эстрадных произведений.

Слайд 3

Истоки этого жанра зародились ещё в средние века: «весёлое братство странствовавших вагантов» свободное от чужих оценок и мнений, имело свою неповторимую культуру. Мы знакомы со знаменитой песней – гимном студентов «Гаудеамус».

Авторская песня – барды – такая связка привычна для нашего уха. С самого первого момента появления жанра исполнителей авторской песни стали называть бардами.

Слайд 4

Когда-то у древних кельтов и галлов так именовались народные певцы и поэты. Они были хранителями национальных ритуалов, традиций, и народ за это любил их.
В середине XX века жанр авторской песни расцвёл с новой силой и в течение нескольких десятилетий лидировал среди любительских музыкальных жанров. Вначале такие песни называли студенческими или туристскими, потому что сочиняли их в основном студенты и исполнялись они в узком кругу молодёжи, в туристических походах.

Слайд 5

Существует легенда, что начало жанру было положено Николаем Власовым, сочинившим песню, ставшую чуть ли не гимном студентов, под названием "Студенческая прощальная":

Кончим вуз и по глухим селеньям
Разлетимся в дальние края.
Ты уедешь к северным оленям,
В жаркий Туркестан уеду я.

В чем же особенность «авторской песни»?

Ученик: Жанр зародился в дружеских компаниях, он не концертный, а скорее "бытовой", но все-таки на нем лежит налет некой элитарности. Авторская песня – это "форма духовного общения единомышленников" - такую характеристику дал жанру сам Булат Окуджава. В песне у костра рождалась особая интонация – простая, искренняя, доверительная. Эта музыка была доступна для исполнения и восприятия любым человеком. И в то же время, это настоящая поэзия и музыка, удивляющая нас смелостью и индивидуальностью высказывания. Любовь к словам определяет точность музыкальной интонации. Такие стихи непременно должны звучать. И сюжет, и рифма, и ритм, и мелодия служат выявлению смысла. Это особенная, песенная поэма, образ которой одновременно и музыкальный, и словесный.

Учитель: Авторские песни под гитару – это очень индивидуальная манера их исполнения, личность автора исподволь присутствует в каждой песне. Этот жанр является в каком-то смысле интимным и даже исповедальным искусством.

Не зря одним из родоначальников этого жанра считают профессионального поэта Булата Шалвовича Окуджавы.

Слайд 6

Ученик. (Приложение 1)

Слайды 7–12

Учитель: Послушайте песню Булата Окуджавы «Песенка об Арбате». Обратите внимание на стихи. Будучи профессиональным поэтом, Окуджава поднял художественную планку авторской песни на значительную высоту. При этом музыка является скорее дополнением к словам, чем самостоятельной линией. Но сочетание слов и музыки, тембра голоса исполнителя, в каждой конкретной песне делает её неповторимым, очень характерным и узнаваемым произведением.

Слайд 13

Слушание

Вопросы – ответы детей

Охарактеризуй манеру авторского исполнения.

Каково соотношение поэзии и музыки?

Учитель: Иногда выразительность авторской песни заключалась в страстности, порой даже в надрыве, в обращённости к самым больным темам общественной жизни, к общечеловеческим проблемам: дружбы, надёжности, честности. - как у В.Высоцкого. Слайд 14.

Ученик. (Приложение 2)

Слайд 15–17

Учитель: Прослушайте «Песню о друге» Владимира Высоцкого из к/ф «Вертикаль». Она о мужской дружбе, об испытании на прочность, но самое главное обаяние этой песни – в неповторимой музыкальной декламации стихов, неповторимой авторской манере исполнения Высоцкого.

Слайд 18

Слушание

Вопросы – ответы детей

Что, по-твоему, является ведущим в этой паре – стихи или музыка?

Учитель: Наиболее известные создатели авторской песни – Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Александр Галич, Юлий Ким, Александр Дольский; Евгений Клячкин; Ада Якушева; Новелла Матвеева; Александр Суханов; Юрий Кукин; Александр Городницкий; Виктор Берковский.

Слайд 19

В Советском Союзе песни В.Высоцкого или А.Галича знала практически вся страна. Хотя в те времена эти песни практически нельзя было услышать по радио или по телевидению. Феномен этого явления состоял в том, что люди сначала узнавали песни, а не их авторов. Стихи и мелодии передавались из уст в уста, запоминались на слух с магнитофонных записей.

"А я еду за туманом, за туманом, за мечтами и за запахом тайги" – пела молодежь вслед за автором этих слов – Юрием Кукиным.

Слайд 20

Для бардов прошедшей эпохи песенное творчество не являлось профессией. Они были учеными, врачами, учителями и т.д., а стихи и музыку писали по велению сердца и души и щедро делились своими творениями не только с друзьями, но со всем миром.

Слайд 21

Некоторые песни этих авторов и поныне остаются популярными и любимыми: "Милая моя – солнышко лесное" (Ю.Визбора), "Ах, Арбат, мой Арбат" (Б.Окуджавы), "Под музыку Вивальди" (С.Никитина), "Чуть помедленнее, кони" (В.Высоцкого) и многие другие.

Учитель: (Слеты для любителей авторской песни)

Так как бардовская песня в СССР была очень популярна, среди молодежи и студенчества, стали проводиться фестивали авторской песни. Со всех уголков страны для участия в них съезжались и авторы-исполнители, и многочисленные любители этого жанра.

Первое мероприятие носило официальное название: «Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина». (Грушинский фестиваль)

Слайд 22

Ученик (Приложение 3)

Слайд 23–25

Учитель: Авторская песня в России и сегодня популярна как среди людей старшего поколения, так и среди молодежи. Самыми яркими современными авторами и исполнителями бардовских песен являются: Александр Розенбаум; Сергей и Татьяна Никитины; Вероника Долина; Олег Митяев; Сергей Трофимов (Трофим); Семен Слепаков.

Слайд 26

Большинство из названных бардов начинали свой творческий путь еще в советские времена. Так, Александр Розенбаум собственные песни начал писать в 1968 году. Окончив медицинский институт, он работал врачом и параллельно учился в вечернем музыкальном училище. С 1983 года начал активно выступать с авторской песней на концертных площадках различных городов страны. Сегодня вряд ли найдется человек, который бы ничего не слышал о творчестве А.Розенбаума.

Слайд 27

Многие наши современники любят и слушают такие его известные хиты, как: "Вальс-бостон", "Ау", "Есаул", "Глухари на токовище", "Нарисуйте мне дом" и др.

Разучивание песни

Давайте мы выучим песню А.Розенбаума «Ау».

Прослушайте песню в исполнении вашего одноклассника.

Составьте исполнительский план (Приложение 4).

Разучивание и исполнение песни.

Рефлексия

Слайд 28

  1. Что нового вы сегодня узнали?
  2. Почему, на твой взгляд, авторская песня требовала поэзии высокого качества? (Личностное начало, собственная оригинальная трактовка, эстетика, стилистика, поэтика авторской песни)
  3. Кто из известных тебе создателей авторской песни был профессиональным поэтом? (Булат Окуджава)
  4. О Каком авторе-исполнителе авторской песни вы хотели бы рассказать?
  5. Актуальна ли бардовская песня сегодня? (Да, у костра, в турпоходе)
  6. Бардовская песня – «серьезная» или «легкая» музыка? (Серьёзная по содержанию, лёгкая для восприятия)
  7. Какую роль играет бардовская песня в искусстве? (Очень важную роль: в приобщении людей к искусству, свое переживание, свой взгляд на мир)

Домашнее задание

Слайд 29

1. Придумай и напиши сценарий конкурса-концерта авторской песни.

2. Подготовь сообщение об авторе-исполнителе бардовской песни.

Итог урока. Оценивание

(Обсуждение совместной деятельности на уроке вместе с учащимися, выставление оценок)

Слайд 30

Учитель: Авторская песня – это альтернатива бездумной, а иногда и откровенно пошлой современной попсе. Людям необходима самая разная музыка, отражающая нашу жизнь во всем разнообразии. Слушая произведения бардов, люди становятся чище, лучше и романтичнее. Лучшие авторские песни позволяют задуматься о таких вечных ценностях, как любовь, дружба, верность, достоинство и честь.

Список литературы

1. Современная энциклопедия Аванта+. Музыка наших дней. - М., 2002.

2. Соколова И. Авторская песня: от фольклора к поэзии. - М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2002.

3. http://fb.ru/article/373789/avtorskaya-pesnya---eto-opredelenie-osobennosti-i-interesnyie-faktyi

4. http://www.km.ru/referats/F67943D38D184F8B8AEA3E350D80B864

5. persons/8990/bulat-okudzhava