Цель: совершенствование знаний об авторской песне и композиторах-бардах.
Задачи:
- обучающие:
- учить размышлять о значении бардовской песни в музыкальной культуре современного мира;
- знать авторов-исполнителей Б.Окуджава, А.Розенбаум, В.Высоцкий, А.Дольский, Ю.Визбор и др. и их произведения;
- ощутить интонации песен с помощью художественного восприятия;
- определить грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем же ценность авторской песни?
- расширить представление обучающихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем;
- развивающие:
- развивать умение размышлять: сравнивать, сопоставлять, анализировать;
- развивать творческие музыкальные способности: музыкальный слух, память, певческие навыки с помощью интонации, эстетический слух;
- уметь выразить эмоциональный настрой музыкального фрагмента авторской песни;
- воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к музыкальной культуре, истории русского народов, воспитывать чувства доброты, любви, чувства юмора, товарищества.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения полученных знаний.
Жанр: комбинированный.
Вид урока: урок-размышление, с использованием мультимедийной презентации.
Оборудование: ТСО, наглядные средства, фортепиано.
Конспект занятия
Эпиграф:
Авторская песня – голос души, музыка сердца.
Её особенностью является текст, напев и интонация.
Слайд 1
Вступительное слово учителя
XX век стал временем подлинного расцвета любительства: возникли массовые любительские движения: спорт, туризм, студенческая самодеятельность. Часть песен создавалась композиторами, а часть сочиняли любители-непрофессионалы: для домашнего музицирования, для пения у костра, в турпоходах. Этот новый песенный жанр можно охарактеризовать как поющуюся поэзию. Главная отличительная особенность данного жанра в том, что автор текстов является автором музыки и исполнителем в одном лице. А также для этого жанра характерны приоритет текстов над музыкой и гитарный аккомпанемент.
«Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу», - так говорил В.Высоцкий.
Слайд 2
Авторская песня" - это термин, введенный впервые В.Высоцким. Этим определением он подчеркивал сугубо индивидуальный, личностный характер песен этого жанра, отделял их от обычного городского фольклора и от популярных эстрадных произведений.
Слайд 3
Истоки этого жанра зародились ещё в средние века: «весёлое братство странствовавших вагантов» свободное от чужих оценок и мнений, имело свою неповторимую культуру. Мы знакомы со знаменитой песней – гимном студентов «Гаудеамус».
Авторская песня – барды – такая связка привычна для нашего уха. С самого первого момента появления жанра исполнителей авторской песни стали называть бардами.
Слайд 4
Когда-то у древних кельтов и галлов так именовались народные певцы и поэты. Они были хранителями национальных ритуалов, традиций, и народ за это любил их.
В середине XX века жанр авторской песни расцвёл с новой силой и в течение нескольких десятилетий лидировал среди любительских музыкальных жанров. Вначале такие песни называли студенческими или туристскими, потому что сочиняли их в основном студенты и исполнялись они в узком кругу молодёжи, в туристических походах.
Слайд 5
Существует легенда, что начало жанру было положено Николаем Власовым, сочинившим песню, ставшую чуть ли не гимном студентов, под названием "Студенческая прощальная":
Кончим вуз и по глухим селеньям
Разлетимся в дальние края.
Ты уедешь к северным оленям,
В жаркий Туркестан уеду я.
В чем же особенность «авторской песни»?
Ученик: Жанр зародился в дружеских компаниях, он не концертный, а скорее "бытовой", но все-таки на нем лежит налет некой элитарности. Авторская песня – это "форма духовного общения единомышленников" - такую характеристику дал жанру сам Булат Окуджава. В песне у костра рождалась особая интонация – простая, искренняя, доверительная. Эта музыка была доступна для исполнения и восприятия любым человеком. И в то же время, это настоящая поэзия и музыка, удивляющая нас смелостью и индивидуальностью высказывания. Любовь к словам определяет точность музыкальной интонации. Такие стихи непременно должны звучать. И сюжет, и рифма, и ритм, и мелодия служат выявлению смысла. Это особенная, песенная поэма, образ которой одновременно и музыкальный, и словесный.
Учитель: Авторские песни под гитару – это очень индивидуальная манера их исполнения, личность автора исподволь присутствует в каждой песне. Этот жанр является в каком-то смысле интимным и даже исповедальным искусством.
Не зря одним из родоначальников этого жанра считают профессионального поэта Булата Шалвовича Окуджавы.
Слайд 6
Ученик. (Приложение 1)
Слайды 7–12
Учитель: Послушайте песню Булата Окуджавы «Песенка об Арбате». Обратите внимание на стихи. Будучи профессиональным поэтом, Окуджава поднял художественную планку авторской песни на значительную высоту. При этом музыка является скорее дополнением к словам, чем самостоятельной линией. Но сочетание слов и музыки, тембра голоса исполнителя, в каждой конкретной песне делает её неповторимым, очень характерным и узнаваемым произведением.
Слайд 13
Слушание
Вопросы – ответы детей
Охарактеризуй манеру авторского исполнения.
Каково соотношение поэзии и музыки?
Учитель: Иногда выразительность авторской песни заключалась в страстности, порой даже в надрыве, в обращённости к самым больным темам общественной жизни, к общечеловеческим проблемам: дружбы, надёжности, честности. - как у В.Высоцкого. Слайд 14.
Ученик. (Приложение 2)
Слайд 15–17
Учитель: Прослушайте «Песню о друге» Владимира Высоцкого из к/ф «Вертикаль». Она о мужской дружбе, об испытании на прочность, но самое главное обаяние этой песни – в неповторимой музыкальной декламации стихов, неповторимой авторской манере исполнения Высоцкого.
Слайд 18
Слушание
Вопросы – ответы детей
Что, по-твоему, является ведущим в этой паре – стихи или музыка?
Учитель: Наиболее известные создатели авторской песни – Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Александр Галич, Юлий Ким, Александр Дольский; Евгений Клячкин; Ада Якушева; Новелла Матвеева; Александр Суханов; Юрий Кукин; Александр Городницкий; Виктор Берковский.
Слайд 19
В Советском Союзе песни В.Высоцкого или А.Галича знала практически вся страна. Хотя в те времена эти песни практически нельзя было услышать по радио или по телевидению. Феномен этого явления состоял в том, что люди сначала узнавали песни, а не их авторов. Стихи и мелодии передавались из уст в уста, запоминались на слух с магнитофонных записей.
"А я еду за туманом, за туманом, за мечтами и за запахом тайги" – пела молодежь вслед за автором этих слов – Юрием Кукиным.
Слайд 20
Для бардов прошедшей эпохи песенное творчество не являлось профессией. Они были учеными, врачами, учителями и т.д., а стихи и музыку писали по велению сердца и души и щедро делились своими творениями не только с друзьями, но со всем миром.
Слайд 21
Некоторые песни этих авторов и поныне остаются популярными и любимыми: "Милая моя – солнышко лесное" (Ю.Визбора), "Ах, Арбат, мой Арбат" (Б.Окуджавы), "Под музыку Вивальди" (С.Никитина), "Чуть помедленнее, кони" (В.Высоцкого) и многие другие.
Учитель: (Слеты для любителей авторской песни)
Так как бардовская песня в СССР была очень популярна, среди молодежи и студенчества, стали проводиться фестивали авторской песни. Со всех уголков страны для участия в них съезжались и авторы-исполнители, и многочисленные любители этого жанра.
Первое мероприятие носило официальное название: «Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина». (Грушинский фестиваль)
Слайд 22
Ученик (Приложение 3)
Слайд 23–25
Учитель: Авторская песня в России и сегодня популярна как среди людей старшего поколения, так и среди молодежи. Самыми яркими современными авторами и исполнителями бардовских песен являются: Александр Розенбаум; Сергей и Татьяна Никитины; Вероника Долина; Олег Митяев; Сергей Трофимов (Трофим); Семен Слепаков.
Слайд 26
Большинство из названных бардов начинали свой творческий путь еще в советские времена. Так, Александр Розенбаум собственные песни начал писать в 1968 году. Окончив медицинский институт, он работал врачом и параллельно учился в вечернем музыкальном училище. С 1983 года начал активно выступать с авторской песней на концертных площадках различных городов страны. Сегодня вряд ли найдется человек, который бы ничего не слышал о творчестве А.Розенбаума.
Слайд 27
Многие наши современники любят и слушают такие его известные хиты, как: "Вальс-бостон", "Ау", "Есаул", "Глухари на токовище", "Нарисуйте мне дом" и др.
Разучивание песни
Давайте мы выучим песню А.Розенбаума «Ау».
Прослушайте песню в исполнении вашего одноклассника.
Составьте исполнительский план (Приложение 4).
Разучивание и исполнение песни.
Рефлексия
Слайд 28
- Что нового вы сегодня узнали?
- Почему, на твой взгляд, авторская песня требовала поэзии высокого качества? (Личностное начало, собственная оригинальная трактовка, эстетика, стилистика, поэтика авторской песни)
- Кто из известных тебе создателей авторской песни был профессиональным поэтом? (Булат Окуджава)
- О Каком авторе-исполнителе авторской песни вы хотели бы рассказать?
- Актуальна ли бардовская песня сегодня? (Да, у костра, в турпоходе)
- Бардовская песня – «серьезная» или «легкая» музыка? (Серьёзная по содержанию, лёгкая для восприятия)
- Какую роль играет бардовская песня в искусстве? (Очень важную роль: в приобщении людей к искусству, свое переживание, свой взгляд на мир)
Домашнее задание
Слайд 29
1. Придумай и напиши сценарий конкурса-концерта авторской песни.
2. Подготовь сообщение об авторе-исполнителе бардовской песни.
Итог урока. Оценивание
(Обсуждение совместной деятельности на уроке вместе с учащимися, выставление оценок)
Слайд 30
Учитель: Авторская песня – это альтернатива бездумной, а иногда и откровенно пошлой современной попсе. Людям необходима самая разная музыка, отражающая нашу жизнь во всем разнообразии. Слушая произведения бардов, люди становятся чище, лучше и романтичнее. Лучшие авторские песни позволяют задуматься о таких вечных ценностях, как любовь, дружба, верность, достоинство и честь.
Список литературы
1. Современная энциклопедия Аванта+. Музыка наших дней. - М., 2002.
2. Соколова И. Авторская песня: от фольклора к поэзии. - М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2002.
3. http://fb.ru/article/373789/avtorskaya-pesnya---eto-opredelenie-osobennosti-i-interesnyie-faktyi
4. http://www.km.ru/referats/F67943D38D184F8B8AEA3E350D80B864
5. persons/8990/bulat-okudzhava