Цели и задачи:
- формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
- анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
- воспитание бережного отношения к природе;
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, юные экологи! Сегодня все вместе будем решать серьезные проблемы. Мы сегодня будем наблюдать, анализировать и рассуждать.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Послушайте сказку, а после мы с Вами обсудим.
Встретились в лесу звери и птицы и стали обсуждать, как человек относится к природе.
«Многие тысячелетия человек живёт на земле и всё время пользуется благами природы. Природа даёт им пищу, жилище, одежду!» -говорит мудрая сова.
«Из земли они добывают полезные ископаемые, на полях выращивают урожай, в лесу заготавливают древесину, грибы и ягоды!» - добавила рыжая лиса.
«Природа даёт все необходимое для их жизни, но постоянно исчезают природные ресурсы, многие виды растений и животных!» - возмутился медведь.
«Люди не заботятся о природе, не умеют ее правильно охранять и беречь!» - закричали все звери.
В это время мальчик с родителями собирал грибы и случайно услышал разговор зверей. Всю дорогу домой, он думал о том, что обсуждали звери и размышлял, как помочь планете? Дома рассказал родителем об услышанном, и они вместе начали думать, как это можно сделать?
3. Актуализация знаний.
- Что обеспокоило зверей? (Человек не помогает природе).
- О чём задумался мальчик? (Как помочь планете).
- От кого зависит, какая будет наша планета? (От нас, от людей)
Человек должен знать, как, пользуясь всем, чем богата Земля, не навредить ей. Ведь человек взаимодействует со всем, что его окружает на Земле и использует и воду, и воздух, и почву, и животных, и растения для своей пользы. А наука, которая изучает все живое, называют экологией. В переводе с греческого языка “экология” означает “изучение дома”.
Как вы думаете, какой же дом изучает эта наука? (Ответы детей.)
- Посмотрим в словарь Ожегова С.И., что же здесь означает данное слово? Экология- наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
Первичная проверка понимания.
- Отгадайте загадки.
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
Учитель: Вода — существенная часть питания всего живого на Земле. Без воды трудно представить себе процессы пищеварения, процессы обмена веществ. С помощью воды осуществляется перенос питательных веществ по организму. Выполнив свои функции в организме, вода уносит из него всё ненужное и вредное. Каждая клеточка нашего тела содержит воду. Запас воды в организме должен постоянно пополняться. Без воды человек не проживёт и нескольких дней. Для поддержания жизнедеятельности человек использует большое количество воды. Она необходима для производства продуктов питания, и всего того, чем пользуется человек. Запасы пресной воды на Земле ограничены. Воду надо беречь. Не загрязнять её сточными водами, в состав которых входят отходы производства. Сброс или другие поступления в водные бассейны вредных веществ ухудшают качество поверхностных вод, ограничивают их использование, а также отрицательно влияют на состояние дна, береговых объектов, других соседствующих территорий.
- Сможете ли вы доказать, что вода является источником жизни? Выберите правильный ответ.
Вода:
- Является для всего живого исключительно важным источником питания.
- Нужна для того, чтобы брызгаться.
- Делает мокрым песок и получаются отличные куличики.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим…(Воздух)
- Сможем ли мы существовать без воздуха? Почему? (Ответы детей)
Учитель: Без воздуха не может жить ни одно живое существо, потому, что все мы воздухом дышим.
Воздушный океан разлит над всей Землей: вокруг нас, в почве, в воде, во всех пустотах, в твердых телах. Этот воздушный слой называется атмосферой. В настоящее время в мире наблюдается сильная нехватка чистого и свежего воздуха. Для того, чтобы почувствовать свежий воздух жители городов выезжают на дачи и в те места, где много растительности. Для здоровья чистый воздух является необычайно полезным. Больше всего полезен для здоровья воздух сосновых лесов. Сосны очищают воздух как минимум в десять раз лучше. А по хвое на сосне можно с легкостью определить насколько загрязнен воздух в округе. Именно из-за целебного воздуха в сосновых лесах очень часто строят дома отдыха, оздоровительные лагеря и санатории. А самый лучший воздух – свежий морской воздух. В морском воздухе содержится большое содержание солей, ионов и озона.
Дышит, растёт,
А ходить не может. (Растение)
- Для чего на Земле растения? Что будет, если исчезнут все растения? (Ответы детей.)
- Послушайте стихотворение.
«Цветок земли»
Однажды, дочь спросила меня:
«Мама, откуда под нами земля,
Вода, птицы, небо и воздух вокруг?»
Всё это, родная, природа. Природа – наш друг.
И вновь, спросила малышка меня:
«А кто бережёт природу от зла?»
Все люди, в чьем сердце есть свет, доброта.
Тут вспомнила из жизни случай я…
Однажды в саду, у нас вырос цветок,
А Паша, сосед, оторвал лепесток.
Вдруг, Витя увидел, и тоже сорвал.
Цветок наш не долго, в саду простоял.
Погиб от того что его лепестки,
Мальчишки сорвали и не сберегли.
Кузнечик не прыгает, не поет соловей.
В саду нет цветка, и нет там детей.
Ведь, скучно ходить по земле нам пустой,
Когда на ней нет красоты никакой!
Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,
Так мир не дано, никому сохранить!
Давайте, мы будем дружить,
И заботу воспитывать в детях!
Тогда не страшно, будет жить,
Нам всем на этом свете!
- Какое негативное влияние на природу оказывает человек? Природа терпелива. Она многое прощает человеку, но и просит помощи. Давайте и мы подумаем о том, как ей помочь? (Ответы детей)
Учитель:
- В воду сливаются промышленные отходы с заводов, люди часто выбрасывают в воду бытовые отходы. Иногда мы закрываем кран с водой не до конца, и вода течёт просто так.
- Воздух испытывает серьезную нагрузку от выбросов промышленных предприятий и транспорта. Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа, из выхлопных труб автомобилей вырываются струи различных газов.
- Лесные пожары, вырубка лесов.
4. Закрепление.
А как вы можете сохранить воду и воздух чистыми, сберечь растения? (Ответы детей).
- Сделаем вывод:
- Не загрязнять водоёмы (не бросать туда мусор, бутылки, пакеты; не мыть велосипеды, не оставлять кран открытым и экономно использовать воду).
- Не ломать ветки, не рвать цветы, не разжигать огонь в лесу, убирать за собой после отдыха на природе, чтобы не засорять почву.
- Сажать деревья, цветы в классе и дома, так как они хорошо очищают воздух; протирать пыль, проветривать помещения.
5. Рефлексия. Подведение итогов.
Мы с Вами сделали много открытий и важных для себя выводов. Давайте посмотрим на прекрасную выставку рисунков, посвященную охране нашей планеты Земля. И будем помнить каждый день, что здоровье нашей планеты в наших руках.