Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребенком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается тишина и на тебя устремляются взгляд 20 пар пытливых, любознательных глаз. Голубые, зеленые, карие… они смотрят широко и открыто, и ты любишь их всех - ласковых, упрямых, капризных и веселых…
Совсем недавно я прочитала притчу:
«Я пытался достичь сердца ребенка словами, они часто проходили мимо него не услышанными.
Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды.
В отчаянии я отвернулся от него.
«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - воскликнул я.
Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!»
Так давайте играть с детьми!
Но как? Этот вопрос возникает постоянно, на педсоветах, методических объединениях.
Большой опыт педагога – практика помогает мне оказывать непосредственную помощь в проведении мероприятий, а порой и предлагать собственную идею я никогда не пользуюсь готовыми конспектами, а ищу свою форму организации образовательного процесса с малышами, уделяя при этом большое внимание использованию наглядного материала, который подбираю.
Но самое главное – это всегда игра. Интересная, яркая, образная, познавательная и развивающая.
«Хоровод»
(Дидактическая игра на фланелеграфе для детей 2-3 лет)
Цель:
- Учить детей проговаривать знакомые потешки.
- Закреплять знания о цветах и оттенках.
- Привлекать малышей к игровым действиям.
Материал: Деревянная матрешка с вкладышами, вырезанные из картона матрешки, цветы, деревца, грибочки, тканевые маленькие платочки разного цвета.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям настоящую деревянную матрешку (деревянная игрушка – вкладыш) и читает стихотворение З.Медведевой «Матрешка».
У меня матрешка есть,
Новая игрушка.
В желтом сарафанчике
Славная толстушка.
А её откроешь - Воспитатель открывает игрушку.
В ней сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной
Травка молодая….
А вторую отвернешь - Воспитатель снимает следующую.
Там ещё матрешка.
Та матрешка – вовсе крошка.
То - любимая матрешка.
Вся она, как маков цвет:
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку – красную матрешку.
Вот какие красивые матрешки пришли к нам в гости, а вот ещё матрешки в цветных сарафанах, с яркими платочками. (Показывает картонных матрешек.)
Отправились матрешки на лесную полянку повеселиться да хоровод повадить.
Вот пришли они… Солнце светит. (Педагог читает потешку, привлекает к договариванию детей.)
Солнышко – ведрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят.
Цветов на полянке много: здесь и ромашки, и колокольчики. (Воспитатель предлагает детям разложить цветы на панно.)
По краям елочки стоят, а под ними грибочки растут. (Дети под руководством воспитателя раскладывают элементы пейзажа на панно.)
А вот и наши матрешки. Эта матрешка в каком сарафанчике? Найди ей, Таня, такой же платочек. (С подобными вопросами воспитатель обращается к каждому ребенку.)
Поставим-ка наших красавиц-матрешек в хоровод! (Расставляют картонных матрешек на панно.)
Но вдруг налетела тучка, подул ветер, сорвал с головок платочки, вот-вот дождик пойдет….
Дождик-дождик,
Полно лить,
Мочить!Радуга – дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка
Колоколнышка!
(Взрослый привлекает детей к проговариванию потешек.)
Улетела тучка, выглянуло солнышко. Помогите, дети, матрешкам найти свои платочки. (Дети подбирают матрешкам платочки соответствующего цвета.)
Звучит плясовая мелодия, воспитатель предлагает детям взять платочки и потанцевать.
Мы возьмем за уголочки
Наши яркие платочки
И поднимем высоко,
И покружимся легко.
Как похожи на цветочки
Наши яркие платочки!
И ребятки наши тоже
На цветочки все похожи!
А.Ануфриева