Красоту, чистоту мы у старших берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому, что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем.
В.Высотский
Я считаю, что фольклор является главным звеном в воспитании детей. Буду говорить о фольклоре как основе основ воспитания детей, как об универсальной педагогической системе, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, этических и нравственных идеалов. И не просто отобрали как сумму неких методических приемов, а облекли их в художественную форму.
Фольклор - это художественная педагогика! Это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства. А здесь, в фольклоре, все это заложено изначально.
В фольклоре первые месяцы и первые годы определяют едва ли не большей, чем вся последующая жизнь. Ни одна система воспитания, кроме фольклорного, не берет за основу тот самый “критический период развития ребенка”, в который, как утверждают и происходит решающая закладка звуковой информации”.
Решающая - на всю жизнь!
Фольклор в этом отношении незаменим. Во всяком случае, до сих пор ему не найдено равноценного “заменителя”.
В детском фольклоре эта нерасторжимая связь пользы и красоты еще более ощутима, на ней основана вся система этического воспитания.
Фольклор закладывает основы не только эстетического, но и нравственного воспитания.
Психология, детей, основные законы детской логики и восприятия - все это учтено в фольклоре, в педагогическом опыте народа.
Но фольклор - это еще и постижение языковых богатств живой, народной речи. У детей обостренное чувство языка, их восприимчивость к живому слову, любознательность.
В фольклоре, как и в природе, все развивается от простого к сложному. Сначала односюжетные сказки, затем соединение двух-трех сюжетов и, наконец многосюжетные композиции волшебных и богатырских сказок, былин.
Есть нижняя черта (колыбельные песни, частушки, потешки), но верхняя постепенно приподнимается одновременно с ростом ребенка. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего этического мира. Готовится опять же с детства, с колыбели...
При отборе фольклорного материала я максимально учитываю возрастные возможности детей. Практический опыт показал, что для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые “малые фольклорные формы” - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением “малых форм”, все большее место уделяю народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, использую такую форму работы, как беседа.
Я использую фольклор во всех его проявлениях, начиная с 2-х лет (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность.
Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.