Цель: Формирование познавательных УУД через коммуникативное взаимодействие.
Задачи:
- Развитие когнитивных процессов: абстрактно-логического мышления, произвольного внимания, вербальной речи, образной памяти пятиклассников.
- Развитие учебной мотивации, интересов.
- Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других.
Тип занятия: коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Дидактический материал: карточки с заданиями, электронная презентация.
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята, я школьный психолог, меня зовут Руслан Ринатович. Я рад вас видеть на своем занятии. Давайте познакомимся (или поприветствуем друг друга)
1. Упражнение на знакомство (5 мин).
Цель: создание эмоционального настроя, снятие напряжения.
- Вам нужно встать в круг, представиться, назвать любимого героя и его качества.
2. Деление на группы, определение правил групповой работы. (4 мин)
Цель: создание группового доверия.
- Поделимся на команды с помощью жеребьевки.
Дети делятся на 2 группы.
- Когда вы называли своих героев, что объединяло их?
- Что они сильные, смелые, упорные, …
- Какие цели они ставят перед собой?
- Победить зло, принести пользу людям, защищать слабых, …
- Верно, но действуют они в одиночку! А я вам предлагаю попробовать свои силы в команде. А чтобы работа в группах была успешной, давайте договоримся, каких правил мы будем придерживаться. (Дети предлагают).
- Подведем итог:
- Говорим вежливо,
- внимательно слушаем,
- говорим по очереди, не перебивая друг друга,
- если непонятно, поднимаем руку,
- уважаем мнение собеседника.
Девиз нашего занятия:
«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»
Давайте прочитаем его все вместе.
2. Основная часть занятия
Цель: постановка проблемы, определение темы и цели занятия.
- И первое задание поможет узнать тему нашего занятия (3 мин).
1) Задание «Шифровка»: учащимся предлагается расшифровать тему занятия, используя ключ [Приложение 1].
- Итак, тема нашего занятия «В поисках сокровищ». Сегодня я вам предлагаю стать искателями сокровищ, которые когда-то зарыл на необитаемом острове легендарный пират, капитан Черная Борода. /p>
2) Задание «Как корабль назовешь…» (4-5 мин)
- Представьте, что ваша группа – это команда корабля. А у каждого морского судна есть имя. Я предлагаю вам придумать название корабля, но для этого постарайтесь использовать буквы из ваших имен.
Защита названий кораблей.
- Перед тем, как отправиться в морское путешествие, нам необходимо подготовиться.
3) Игра «Собрать снаряжение» (5 мин). На экране изображение 20 предметов.
Инструкция: ваша задача запомнить за 2 минуты как можно больше предметов, которые вам понадобятся на корабле для путешествия. А затем зарисовать их в окошках корабля. Что запомните – то и возьмете! (Дети получают карандаши и изображения корабликов) [Приложение 1].
- Юные искатели, вы готовы ли вы к путешествию? Тогда приступим к выполнению следующих заданий.
4) Задание «Поиски острова» (3 мин). Группам вручаются карты, карточки с заданиями [Приложение 2].
Инструкция: это пиратская карта Черной Бороды, он спрятал свои сокровища на одном из этих неизвестных островов, где именно, поможет узнать его послание. Вам нужно быстро и правильно решить зашифрованные выражения.
- Какое значение получилось у первой команды? (24)
- А у второй? (19)
- Посмотрите внимательно на карту, есть ли такие числа? Как вы думаете, какие действия можно произвести с ними?
- Вычесть: 24 – 19 = 5
- Правильно, молодцы. Верный ответ – 5-й остров, отправляемся туда немедленно!
3. Динамическая пауза (1 мин)
Ребята, встаем и повторяем все за мной:
По морям, по волнам
Проплываем тут, и там.
Ветер парусник качает,
Вправо, влево наклоняет.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Пошагаем мы на месте
Раз – два, раз – два,
В путь, друзья, уже пора!
Молодцы! Садимся.
5) Задание «Где правда, где ложь» (5 мин).
- Вижу остров! Но путь к нему преграждает морское чудовище. Оно охраняет остров, и пустит нас на берег, если мы правильно определим, где в утверждениях правда, а где ложь.
Группы получают листочки с утверждениями [Приложение 3].
Инструкция: отметьте плюсом те высказывания, где написана правда, а минусом – те, которые, по вашему мнению, являются ложными.
Проверка.
- Теперь мы можем вступить на остров. Здесь обитает Мудрая Черепаха, ее бабушка своими глазами видела, куда пират Черная Борода спрятал свой клад.
Слоновая черепаха или галапагосская черепаха — вид сухопутных черепах. Является крупнейшим представителем сухопутных черепах, достигая веса более 400 кг и длины более 1 м 80 см. При продолжительности жизни в дикой природе более 100 лет, галапагосские черепахи являются одними из самых долгоживущих. В неволе пойманные особи жили как минимум 170 лет.
6) Задание «Задачи Мудрой Черепахи».
- Мудрая Черепаха поможет нам, если мы решим ее задачи.
Первая задача для первой команды (2 мин).
- Перед вами три шкатулки. Красная, зеленая и синяя. На красной написано – «здесь лежат монеты». На зеленой – «здесь лежит змея». На синей – «в зеленой ничего нет». Но все эти утверждения ложные. Определите где лежат монеты, где змея и какая из шкатулок пуста.
Проверим, да, в зеленой шкатулке действительно лежат монеты.
Вторая задача для второй команды (2 – 3 мин).
- Выложите из монеток пирамиду как показано на рисунке [Приложение 4]. Переложите три монеты так, чтобы пирамида смотрела вниз.
- Кто хочет показать, как правильно это сделать?
Веселая переменка (1 мин)
- А сейчас давайте отдохнем. Отдых у нас будет активным и даже полезным. Упражнение рассчитано на координацию движений. Итак, начали: вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой – до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос. Повторите пять раз.
7) Задание «Собери пословицу» (2 мин).
- Черепаха рассказала, что сокровища Черной Бороды спрятаны в пещере. Однако вход в пещеру заколдован. Он откроется, если мы будем взаимодействовать дружно. (Конверты с заданиями раздать группам).
Инструкция: в конвертах лежит задание для каждого из вас. У кого-то начало пословицы, а у участника из другой команды - ее конец. Необходимо составить пару.
- Один ум хорошо, а два лучше.
- По одежке встречают, а по уму провожают.
- Грамоте учиться - всегда пригодится.
- Птица красна пением, а человек умением.
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Что объединяет все пословицы? Чему они учат?
- Наше путешествие подошло к концу. Я думаю, что вам будет интересно узнать, что же спрятал капитан Черная Борода. Давайте вместе откроем сундучок. Внутри оказалась записка, прочитаем (дать прочитать детям, повесить на доску):
Мир освещается солнцем, а человек знанием. Знание – лучшее богатство! Капитан Черная Борода. |
4. Рефлексия
- Ребята, вы согласны с этим утверждением? Как вы считаете, что вам помогло преодолеть трудности, справиться с заданиями, везение, удача?
- Знания.
- Понравилось ли вам выполнять задания? Получилось ли у вас работать дружно? Оцените свою работу в группе, для этого вы используете стикеры в форме яблочек. Выберите зеленое яблочко – если все получилось, оранжевое – не все, розовое – ничего не получалось. Подпишите на стикерах свое имя и повесьте их на дерево (оборотная сторона доски).
5. Заключение
- Спасибо, ребята, за работу. На память о нашей встрече я хочу подарить вам сборник упражнений для того, чтобы вы смогли еще лучше отточить свой ум и смекалку.
Литература.
1. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе: 5 – 6 классы», М.: Ось-89, 2001.
2. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 5 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
3. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей /Методическое пособие, курс «РПС». – М.: Издательство РОСТ, 2013.