Разработка урока по географии для 8-х классов. "Население Республики Татарстан. Достопримечательности РТ"

Разделы: География

Класс: 8

Ключевые слова: география, Республика Татарстан


Введение

Данный урок проводится в системе уроков географии в условиях введения ФГОС с целью развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке демографических фактов и явлений по теме «Население Республики Татарстан».

Главной задачей урока является формирование познавательных УУД через исследовательскую работу учащихся. Урок ставит целью способствовать развитию у учащихся умения работать с учебником, с интернет-ресурсами, вести отбор информации, преобразовывать ее, сохранять, передавать и презентовать с помощью технических средств и информационных технологий. Немаловажное значение имеет формирование интеллектуальных умений: развитие мышления, поисковую беседу, умение выдвигать гипотезы, видеть проблему. В результате ученики осваивают информационно-технологические умения, поиск, обработка, преобразование информации, представление информации в разных видах и формах.

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока

Урок «Население Республики Татарстан» рассчитан для учащихся 8-х классов. Это третий урок из раздела «География Республики Татарстан России». На данном уроке учащиеся самостоятельно определяют, как происходило освоение территории, какова численность населения, как менялась динамика численности населения в Республике Татарстан; также определяют этнический состав населения, знакомятся с культурой, исповедуемыми религиями населения Республики Татарстан, с обычаями и традициями местного населения; определяют качество жизни населения, основные особенности и проблемы населения, существующие в республике. Урок позволяет воспитывать любовь и интерес к своей республике, желание узнать больше о достопримечательностях городов Татарстана.

Данная разработка необходима как источник новых, самых разнообразных проектов по изучению населения в своей республике.

Материально-техническое обеспечение содержания урока

Главная цель для учителя на уроке - создание условий для комфортного состояния учеников на уроке, успешного освоения программного материала на разных уровнях сложности, развития информационных и коммуникативных компетентностей школьников. Поэтому на данном уроке используется мобильный класс, мультимедиа, учебник «География Республики Татарстан» А.С.Тайсин, атласы, электронные пособия, интернет.

Основная часть (сценарий урока)

Тип урока: усвоение нового материала.

Форма урока: проектный.

Методы и приемы обучения:

  1. проектный;
  2. проблемный;
  3. частично-поисковый
  4. исследовательский
  5. статистический
  6. беседа
  7. дискуссия

Цель: создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке демографических фактов и явлений по теме «Население Республики Татарстан».

Задачи:

  • Сформировать представление о населении РТ;
  • Развитие у обучающихся следующих компетентностей: умения самостоятельно формулировать демографические, социальные и экономические проблемы в России на основе различных источников географической информации; управлять своей познавательной деятельностью, вести отбор информации, преобразовывать ее, сохранять, передавать и презентовать с помощью технических средств и информационных технологий; выделять главное, анализировать, делать выводы; выступать перед аудиторией, дискуссировать.
  • Выработать у детей правильные взгляды и убеждения, основанные на научных знаниях. Прививать коммуникативные навыки при работе в группе. Воспитывать патриотические чувства и гражданскую ответственность за будущее своей республики и своего народа..

Ход урока

Орг. момент

Класс делится на 4 группы. На каждом столе списки участников группы. Учитель может по своему усмотрению создать равные по способностям группы. (введение)

В центре России светом залит
Край, что как ладанку сердце хранит.
Там синь высоты и хрусталь родников,
Прохлада тенистых речных берегов,
Лесов и полей безграничны просторы,
Там шумные птицы ведут разговоры,
В лугах беззаботно, печали не зная
Цветочная россыпь на солнце порхает…
При мыслях об этом от счастья замру
Проснувшись в чужой стороне поутру-
Я знаю, всю жизнь будет душу мне греть
Простор, о котором так хочется петь…
В веках процветай небесами хранимый,
Родная земля, Татарстан мой любимый.

Я вас приглашаю на Web-квест по Татарстану!

С главной страницы перейдите на задание.

Задание

Ребята! Сегодня мы с вами изучим особенности местного населения, традиции, обычаи, культуру, историческое прошлое, его особенности развития и освоения региона. А так же виртуально посетим основные достопримечательности Республики Татарстан. Но время для выполнения поручения ограничено, поэтому давайте четко распределим работу и выполним её хорошо.

  • Вы разделены на команды. Каждый стол выполняет определённую роль (смотри вкладку «Роли»).
  • Выполните задания, соответствующие вашей роли.
  • Представьте результаты работы своей группы в виде итогового проекта.
  • Проведите защиту своего рекламного проекта на отчетной конференции.

Переходим на страничку «Роли»

Каждая группа выполняет определённые задания, которые у вас находятся на экране. Следуя плану необходимо найти материал, который вы найдете, в разделе: «Ссылки».

Географы - специалисты, которые изучают географическое положение родного края, изучают природные условия (рельеф, климат, воды и др.)

Задание географам: Соберите данные и создайте историческую справку, как изменялось во времени территориальная принадлежность современной территории РТ. Обязательно отразите современные границы РТ.

  • Определите географическое положение РТ.
  • С какими республиками и областями граничит?
  • Дайте оценку природным условиям родного края.

Историки - собирают исторические документы, факты связанные историей республики.

Задание историкам: Проследите, как проходило освоение населением территории Татарстана.

Работу выполните по плану:

  1. Как происходило заселение территории РТ?
  2. Расскажите о символике республики (герб, флаг).
  3. Когда была принята Декларация о суверенитете РТ?
  4. Как развиваются современные населенные пункты на территории РТ.

Демографы - изучают состав населения и его изменения, его характеристики.

Задание демографам: Необходимо отразить в аналитическом материале основные особенности и проблемы населения, существующие в республике.

Работу выполните, придерживаясь плана:

  1. Численность населения РТ.
  2. Динамика численности населения.
  3. Качество жизни населения республики.

Этнографы - специалисты по этнографии, изучают особенности быта, культуры народа.

Задание этнографам: Вам необходимо выполнить работу по созданию и оформлению всего материала об истории и культуре РТ, необходимо отразить коренное население и народы, которые сейчас проживают на территории Татарстана.

Этнография - наука о культуре и быте народов мира. Она изучает этнический состав населения, традиции и обычаи народов, их происхождение.

При выполнении работы придерживайтесь плана:

  1. Этнический состав населения республики
  2. Культура, исповедуемые религии населения Республики Татарстан.
  3. Обычаи и традиции местного населения.

Выступления команд

Татарстан - удивительная республика на территории Российской Федерации. В этом уголке гармонично сочетаются Восток и Запад, христианство и ислам. Татарстан располагается в месте слияния Волги и Камы. Республика богата природными и историческими достопримечательностями. Богатство духовной и материальной культуры привлекает тысячи туристов со всего мира. Казань входит в списки самых посещаемых городов России.

Очень хочется, чтобы как можно больше людей увидели красоту нашего края. Сейчас наши группы станут на время туристическими агентствами. Ваша задача придумать название, составить маршрут и сделать рекламу.

Защита проектов. Мы завершили Web-квест по Татарстану. Надеюсь, что маршрут, проложенный сегодня, вы воплотите в жизнь со своими близкими и друзьями!

Заключение

  • По результатам полученных материалов сформулируйте выводы и предложения.
  • Проводится выставка выполненных работ, где проходить осмысление и оценивание результата деятельности.
  • В комментариях по оцениванию могут участвовать все присутствующие (гости, учащиеся).
  • Результат может приниматься голосованием.

Критерии оценивания:

  • Понимание задания;
  • Достоверность информации, её отношение к теме (роли) задания;
  • Оценивается критический анализ, логичность, структурированность информации, индивидуальность, профессионализм представления.

Подведение итогов урока

Использованная литература

  1. Учебник География Республики Татарстан (8-9 классы) А.С.Тайсин

Интернет-ресурсы

  1. https://sites.google.com/view/kvest-geografia7
  2. ttp://nesiditsa.ru/region/tatarstan
  3. ttp://kazantravel.ru/attractions/
  4. ttp://www.lifejourney.club/evropa/russia/privolzhye/dostoprimechatelnosti-tatarstana.html