Введение
Данный урок проводится в системе уроков географии в условиях введения ФГОС с целью развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке демографических фактов и явлений по теме «Население Республики Татарстан».
Главной задачей урока является формирование познавательных УУД через исследовательскую работу учащихся. Урок ставит целью способствовать развитию у учащихся умения работать с учебником, с интернет-ресурсами, вести отбор информации, преобразовывать ее, сохранять, передавать и презентовать с помощью технических средств и информационных технологий. Немаловажное значение имеет формирование интеллектуальных умений: развитие мышления, поисковую беседу, умение выдвигать гипотезы, видеть проблему. В результате ученики осваивают информационно-технологические умения, поиск, обработка, преобразование информации, представление информации в разных видах и формах.
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока
Урок «Население Республики Татарстан» рассчитан для учащихся 8-х классов. Это третий урок из раздела «География Республики Татарстан России». На данном уроке учащиеся самостоятельно определяют, как происходило освоение территории, какова численность населения, как менялась динамика численности населения в Республике Татарстан; также определяют этнический состав населения, знакомятся с культурой, исповедуемыми религиями населения Республики Татарстан, с обычаями и традициями местного населения; определяют качество жизни населения, основные особенности и проблемы населения, существующие в республике. Урок позволяет воспитывать любовь и интерес к своей республике, желание узнать больше о достопримечательностях городов Татарстана.
Данная разработка необходима как источник новых, самых разнообразных проектов по изучению населения в своей республике.
Материально-техническое обеспечение содержания урока
Главная цель для учителя на уроке - создание условий для комфортного состояния учеников на уроке, успешного освоения программного материала на разных уровнях сложности, развития информационных и коммуникативных компетентностей школьников. Поэтому на данном уроке используется мобильный класс, мультимедиа, учебник «География Республики Татарстан» А.С.Тайсин, атласы, электронные пособия, интернет.
Основная часть (сценарий урока)
Тип урока: усвоение нового материала.
Форма урока: проектный.
Методы и приемы обучения:
- проектный;
- проблемный;
- частично-поисковый
- исследовательский
- статистический
- беседа
- дискуссия
Цель: создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке демографических фактов и явлений по теме «Население Республики Татарстан».
Задачи:
- Сформировать представление о населении РТ;
- Развитие у обучающихся следующих компетентностей: умения самостоятельно формулировать демографические, социальные и экономические проблемы в России на основе различных источников географической информации; управлять своей познавательной деятельностью, вести отбор информации, преобразовывать ее, сохранять, передавать и презентовать с помощью технических средств и информационных технологий; выделять главное, анализировать, делать выводы; выступать перед аудиторией, дискуссировать.
- Выработать у детей правильные взгляды и убеждения, основанные на научных знаниях. Прививать коммуникативные навыки при работе в группе. Воспитывать патриотические чувства и гражданскую ответственность за будущее своей республики и своего народа..
Ход урока
Орг. момент
Класс делится на 4 группы. На каждом столе списки участников группы. Учитель может по своему усмотрению создать равные по способностям группы. (введение)
В центре России светом залит
Край, что как ладанку сердце хранит.
Там синь высоты и хрусталь родников,
Прохлада тенистых речных берегов,
Лесов и полей безграничны просторы,
Там шумные птицы ведут разговоры,
В лугах беззаботно, печали не зная
Цветочная россыпь на солнце порхает…
При мыслях об этом от счастья замру
Проснувшись в чужой стороне поутру-
Я знаю, всю жизнь будет душу мне греть
Простор, о котором так хочется петь…
В веках процветай небесами хранимый,
Родная земля, Татарстан мой любимый.
Я вас приглашаю на Web-квест по Татарстану!
С главной страницы перейдите на задание.
Задание
Ребята! Сегодня мы с вами изучим особенности местного населения, традиции, обычаи, культуру, историческое прошлое, его особенности развития и освоения региона. А так же виртуально посетим основные достопримечательности Республики Татарстан. Но время для выполнения поручения ограничено, поэтому давайте четко распределим работу и выполним её хорошо.
- Вы разделены на команды. Каждый стол выполняет определённую роль (смотри вкладку «Роли»).
- Выполните задания, соответствующие вашей роли.
- Представьте результаты работы своей группы в виде итогового проекта.
- Проведите защиту своего рекламного проекта на отчетной конференции.
Переходим на страничку «Роли»
Каждая группа выполняет определённые задания, которые у вас находятся на экране. Следуя плану необходимо найти материал, который вы найдете, в разделе: «Ссылки».
Географы - специалисты, которые изучают географическое положение родного края, изучают природные условия (рельеф, климат, воды и др.)
Задание географам: Соберите данные и создайте историческую справку, как изменялось во времени территориальная принадлежность современной территории РТ. Обязательно отразите современные границы РТ.
- Определите географическое положение РТ.
- С какими республиками и областями граничит?
- Дайте оценку природным условиям родного края.
Историки - собирают исторические документы, факты связанные историей республики.
Задание историкам: Проследите, как проходило освоение населением территории Татарстана.
Работу выполните по плану:
- Как происходило заселение территории РТ?
- Расскажите о символике республики (герб, флаг).
- Когда была принята Декларация о суверенитете РТ?
- Как развиваются современные населенные пункты на территории РТ.
Демографы - изучают состав населения и его изменения, его характеристики.
Задание демографам: Необходимо отразить в аналитическом материале основные особенности и проблемы населения, существующие в республике.
Работу выполните, придерживаясь плана:
- Численность населения РТ.
- Динамика численности населения.
- Качество жизни населения республики.
Этнографы - специалисты по этнографии, изучают особенности быта, культуры народа.
Задание этнографам: Вам необходимо выполнить работу по созданию и оформлению всего материала об истории и культуре РТ, необходимо отразить коренное население и народы, которые сейчас проживают на территории Татарстана.
Этнография - наука о культуре и быте народов мира. Она изучает этнический состав населения, традиции и обычаи народов, их происхождение.
При выполнении работы придерживайтесь плана:
- Этнический состав населения республики
- Культура, исповедуемые религии населения Республики Татарстан.
- Обычаи и традиции местного населения.
Выступления команд
Татарстан - удивительная республика на территории Российской Федерации. В этом уголке гармонично сочетаются Восток и Запад, христианство и ислам. Татарстан располагается в месте слияния Волги и Камы. Республика богата природными и историческими достопримечательностями. Богатство духовной и материальной культуры привлекает тысячи туристов со всего мира. Казань входит в списки самых посещаемых городов России.
Очень хочется, чтобы как можно больше людей увидели красоту нашего края. Сейчас наши группы станут на время туристическими агентствами. Ваша задача придумать название, составить маршрут и сделать рекламу.
Защита проектов. Мы завершили Web-квест по Татарстану. Надеюсь, что маршрут, проложенный сегодня, вы воплотите в жизнь со своими близкими и друзьями!
Заключение
- По результатам полученных материалов сформулируйте выводы и предложения.
- Проводится выставка выполненных работ, где проходить осмысление и оценивание результата деятельности.
- В комментариях по оцениванию могут участвовать все присутствующие (гости, учащиеся).
- Результат может приниматься голосованием.
Критерии оценивания:
- Понимание задания;
- Достоверность информации, её отношение к теме (роли) задания;
- Оценивается критический анализ, логичность, структурированность информации, индивидуальность, профессионализм представления.
Подведение итогов урока
Использованная литература
- Учебник География Республики Татарстан (8-9 классы) А.С.Тайсин
Интернет-ресурсы
- https://sites.google.com/view/kvest-geografia7
- ttp://nesiditsa.ru/region/tatarstan
- ttp://kazantravel.ru/attractions/
- ttp://www.lifejourney.club/evropa/russia/privolzhye/dostoprimechatelnosti-tatarstana.html