Успех в воспитании в значительной мере зависит от умения взрослых общаться с детьми, устанавливать с ними личные деловые контакты, от умения за внешним обликом, внешней картиной поведения ребёнка увидеть его внутреннюю сущность.
Родителям часто не хватает времени на полноценное общение с детьми. «Что вы сегодня ели в детском саду? Чем занимались?» - спрашивают они на бегу по дороге домой. Когда же малыш с увлечением начинает рассказывать о событиях дня, взрослые, ссылаясь на занятость и усталость, поторапливают его, перебивают, недослушивают до конца. А ведь через 5 или 10 лет ребёнок не захочет рассказывать родителям о своих друзьях и увлечениях. Он найдёт других, более «благодарных» слушателей и «авторитетных» советчиков. Теперь, негодуя и недоумевая по этому поводу, родители восклицают: «Я его кормил, одевал, а он!»… Главная же причина несложившихся отношений кроется в другом - в отсутствии эмоционально-личностных контактов, так необходимых для ребёнка. К сожалению, многие взрослые этого не признают.
Уметь слушать ребёнка - большое достоинство взрослого человека. В диалоге рождаются доверие и понимание. Возникающая между собеседниками обратная связь способствует формированию рефлексии, т.е. способности оценивать себя с позиции партнёра. В этой ситуации взрослый как бы проецирует переживания ребёнка на свой собственный социально-эмоциональный, житейский опыт, что, в свою очередь, активизирует хранимые в памяти события детства. Создаётся ситуация глубокого принятия и переживания проблемы ребёнка, осознаётся её значимость.
Беседуя с ребёнком,взрослый также может поделиться с ним собственными воспоминаниями, пережитыми чувствами, открыть себя с новой, ещё неизвестной ему стороны. Дети очень впечатлительны и эмоционально восприимчивы, поэтому такой опыт общения с родным человеком не проходит бесследно. Ребёнку важно знать, что взрослым тоже не чужды переживания и сомнения. Такие диалоги учат его понимать эмоциональное состояние окружающих людей - взрослых и сверстников, формируют умение адекватно оценивать себя, анализировать собственное поведение и настроение, побуждают заботиться о близких, помогают обрести уверенность в себе.
Чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости особенно важно детям, испытывающим неуверенность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. В ДОУ такие дети чувствуют себя особенно одинокими, покинутыми. Поэтому родителям следует каждый раз интересоваться: хорошо ли ребёнку в детском саду? Выслушивать его, делиться своим опытом, давать советы. При необходимости нужно поговорить с воспитателем о трудностях пребывания ребёнка в детском саду - в силах родителей справиться с ними. В одном из ДОУ совместными усилиями родителей и воспитателей была создана специальная выставка фотографий членов семей воспитанников. Предполагалось, что семейные фотографии станут важнейшей поддержкой символом присутствия родителей, их любви. Ожидания оправдались: в течение дня дети не раз подходили к фотографиям и молча рассматривали их. Кроме того, показывая сверстникам фотографии своих родителей, рассказывая о событиях, запечатлённых на них, они как бы «погружались в атмосферу семейного микроклимата».
Проявив немного фантазии, взрослый может помочь ребёнку справиться с чувством тревожности в детском саду, отдав ему часть любви и заботы в символической форме. Все знают, что дети любят устраивать маленькие тайнички, в которых любят хранить значимые для них предметы. Вместе с ребёнком сделайте их символами разных нравственных качеств (храбрости, щедрости и т.д.) - в трудный момент на помощь придут мамины «выручалочки», а также «записочки» от мамы или папы, которые они положили в карман, а при необходимости сможет достать и «прочитать» их.Ничего, что малыш ещё не умеет читать.Для него самого необходимо само наличие записки, символизирующие условное наличие взрослого. Для детей младшей группы - это добрые рисунки (мама-утка с утёнком, медвежонок и т.п.).
Для старших - настоящие послания, выражающие любовь и заботу о ребёнке. Например домик, из окна которого машет рукой мальчик, под рисунком подпись: «Ваня, держи хвост пистолетом! Мама» Или нарисуйте сердце, напишите на нём: «Мама! Не грусти! Я тебя люблю!» и т.д.
Когда ребёнок чувствует, что его любят, то переживает мир как безопасное и интересное место, то результатом может стать поведение, соответствующее высоким этическим принципам. Кода ребёнок чувствует себя покинутым и отвергнутым, то переживает мир как опасный, то более вероятно поведение, мотивированное страхом, эгоизмом или гневом. Избежать нежелательных проявлений можно. Для этого родителям нужно лишь любить и понимать своих детей.
Принимая ребёнка таким, какой он есть, взрослый формирует у него чувство собственного достоинства, способность понимать свои чувства, учит с уважением относиться к чувствам окружающих его людей.