Направленность программы: социально-педагогическая.
Уровень освоения программы – ознакомительный.
Актуальность, педагогическая целесообразность, отличительные особенности программы.
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д.
Головоломки - это мощное средство активизации познавательной деятельности учащихся. При решении нестандартных заданий формируются навыки самостоятельности, неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в различных ситуациях, что немаловажно для современного школьника, овладевающего учебно-организационной и интеллектуальной компетенциями. В современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание условий, обеспечивающих формирование познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Систематические занятия по технологии работы с головоломками будут способствовать решению данных актуальных проблем.
Отличительные особенности программы обусловлены тем, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка, через решение головоломок. В ходе разработки программы были проанализированы теоретические и практические материалы. Разработана система творческих заданий, которая целенаправленно развивает познавательные процессы детей, в течение всего периода обучения.
Педагогическая целесообразность программы обусловлен тем, что систематическое решение и собирание головоломок, выполнение нестандартных заданий, упражнений будет способствовать активизации познавательной деятельности; развитию логического мышления и значительно расширяет объём и концентрацию внимания.
Цель программы: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников в процессе обучения технологии работы с головоломками, воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Задачи обучения:
- формирование представлений о своеобразии головоломок;
- знакомство с текстовыми и механическими головоломками;
- обучение алгоритму решения текстовых головоломок;
- обучение приемам собирания механических головоломок4
- обучить работе по инструкции.
Задачи воспитания:
- воспитание познавательного интереса и осознанной мотивации к самостоятельному решению и собиранию головоломок;
- воспитание любознательной, самостоятельной личности;
- воспитание общей культуры младших школьников.
Задачи развития:
- развитие умения анализировать,
- развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого в процессе решения и собирания головоломок;
- развитие умений применять знания на практике.
Категория обучающихся: Программа разработана для младших школьников 6,5-8 лет. Зачисление осуществляется по заявлению законных представителей ребёнка (родителей и т. д.).
Срок реализации программы: 1 год (72 часа).
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий:
Занятия групповые, количественный состав группы 12-15 человек. Программа рассчитана на 72 занятия. Занятия проводятся 2 раза в неделю по часу (время занятий включает 45 мин. учебного времени и 15 минутный перерыв). Сан ПиН 2.4.4.3172-14.
Планируемые результаты освоения программы.
Предметные результаты:
Учащиеся будут знать:
- виды, названия, свойства головоломок;
- правила и порядок выполнения действий по решению и собиранию головоломок.
Учащиеся будут уметь:
- собирать головоломку из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;
- находить рациональные способы решений головоломок;
- уметь выделять свойства механических головоломок;
- находить закономерности, проводить классификацию разных видов головоломок.
Личностные результаты:
Учащиеся будут уметь:
- самостоятельно выполнять задание;
- самостоятельно составлять план решения головоломки;
- самостоятельно оценивать результаты выполненной работы (своей и сверстников);
- умение сотрудничать в группе;
- умение решать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Познавательные:
Учащиеся будут знать:
- историю возникновения механических головоломок.
Учащиеся будут уметь:
- находить новые знания, информацию, представленную в разных формах.
Коммуникативные:
Учащиеся будут знать:
- правила речевого поведения, при общении в группе.
Учащиеся будут уметь:
- выполнять совместно задания в группе;
- участвовать в общем обсуждении, соблюдая правила речевого поведения;
- слушать партнёра по общению;
- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению заданий.
Регулятивные:
Учащиеся будут знать:
- правила работы по предложенному плану.
Учащиеся будут уметь:
- контролировать процесс и результаты своей деятельности;
- осознавать возникающие трудности, искать их причину и пути преодоления;
- проговаривать последовательность действий при выполнении заданий.