Цель: развивать активность и любознательность детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.
Задачи:
- формировать представления о свойствах песка;
- обучать малышей навыкам экспериментирования с песком;
- обогащать тактильный опыт детей;
- активизировать словарь детей новыми словами «влажный», «тягучий»;
- побуждать детей самостоятельно находить решение проблемы и учить высказывать свои предложения и суждения;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание и память;
- вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями;
- закреплять представления о геометрических фигурах;
- закреплять счёт до пяти, умение соотносить цифры с количеством.
Оборудование:
- Песочница с кинетическим песком.
- Формочки, мелкий пластмассовый конструктор прямоугольной формы, пластмассовые мячики, тарелочки жёлтые и зелёные, мелкие игрушки -машинки, геометрические фигуры, по количеству детей.
Ход занятия
В группу входит воспитатель.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у меня в руках коробочка.
Настя: - Отгадайте что в этой коробке? Читает загадку.
Петя замок строит ловко,
Катя торт печёт ведёрком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал / Песок /
Воспитатель: - Молодцы, ребята, отгадали загадку. Этот песок не простой, а волшебный. Песок не сухой, не мокрый, а как будто живой. Называется он кинетический песок.
Воспитатель показывает песок, и предлагает детям пройти к столам, на которых лежат подносы с песком на каждого ребёнка.
Воспитатель: - Ребята, послушайте правила игры с песком.
Правила игры с песком
- Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
- Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
- У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
Ход занятия
Воспитатель: - Давайте мы с ним поздороваемся и познакомимся. Опустите руки на поднос, сожмите песок в кулачках, разожмите кулачки, опять сожмите, разожмите. Переверните руки тыльной стороной, положите на песок погладьте его. Что вы чувствуете?
Ответы детей (песок мягкий, гладкий, прохладный и т.д.)
Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, а этот песок, похож на тот, который в нашей песочнице на улице? ( Ответы детей). - А теперь поиграем с песочком.
- «Прыгают кенгуру» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
- «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
- «Бегут жучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
Воспитатель: - Посмотрите, какой необычный песок, Давайте попробуем слепить из него шарики. Молодцы, у вас получилось. Песочек к вашим рукам прилипал? (Ответы детей)
А сейчас, возьмите мячики в руки и попробуйте разровнять поверхность песка (мячики лежат каждого ребёнка). Молодцы у всех получилось.
«Большой и маленький»
Воспитатель: - Я предлагаю вам вами сделать два больших и три маленьких шарика.
Дети катают шарики, воспитатель помогает.
Воспитатель: - Молодцы, у всех получилось. Легко вам катать шарики из кинетического песка? Какой он мягкий, гладкий, приятный на ощупь. Давайте посчитаем, сколько больших шариков. (один, два)
– А маленьких (один, два, три). А Сколько всего шариков давайте посчитаем. (один, два, три) Молодцы.
Воспитатель: - Посмотрим, что ещё можно сделать с этим песочком. - Возьмите мячики в руки и попробуйте разровнять поверхность песка. Молодцы у всех получилось.
«Длинный короткий»
- Я хочу предложить вам нарисовать на песке пальчиком: нарисуйте полоску одну длинную, другую короткую.
Воспитатель: - Посмотрим, у всех получилось две полоски. На этом песке и рисовать можно, рисунок сохраняет форму. Волшебный песок. Какие чёткие, ровные полоски. Какие полоски (ответы детей одна длинная, а другая короткая).
«Геометрические фигуры»
Воспитатель: - Возьмите мячики в руки и разровняйте поверхность песка. У каждого на столе лежат фигурки. Сделаем отпечатки этих фигур на песке.
Воспитатель: - Посмотрим, какие фигуры получились? Что, это за фигуры, давайте назовём их. (Дети называют фигуры).
Посмотрите какой волшебный кинетический песок, оказывается на нём можно и отпечатки делать различных фигур.
«Разноцветные тарелочки»
Воспитатель: Продолжаем играть с этим песочком. Перед вами лежат тарелочки жёлтого и зелёного цвета. Вам надо скатать колбаски. На жёлтую тарелку положите 3 колбаски, а на зелёную 2 колбаски.
Воспитатель: - Посмотрим, что у вас получилось. Какие ровные, красивые колбаски вы сделали. Легко вам катать из песочка? (Ответы детей)
Песок мягкий, нежный. Сколько, колбасок на жёлтой тарелке? (Ответы детей) Сколько колбасок на зелёной тарелке (Ответы детей).
«Отгадай загадку»
Воспитатель: - Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Вы отворачиваетесь, а я кое-что спрячу в песке. Прочту вам загадку, а отгадка в песке.
Воспитатель читает загадку.
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза.
И что это?
Ответ: Машина.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, отгадали. Оказывается, в этим песком можно и в прятки играть. Машинку мы нашли для неё нужно построить гараж.
«Гараж» (Творческая работа)
У каждого ребёнка на столе лежат пластмассовые прямоугольники разного цвета.
Воспитатель: - Попробуйте построить с помощью прямоугольников гараж.
Воспитатель показывает, как нужно построить.
Воспитатель: - Какие молодцы отличные гаражи получились у вас.
Воспитатель: С каким песком, мы с вами сегодня познакомились? Вы запомнили, как он называется? Кинетический песок. (Ответы детей).
Что вы можете сказать про песок, какой он? (Ответы детей)
Этот песок необычный, с ним можно играть дома. Песок мягкий, гладкий, приятный на ощупь. Он не прилипает к рукам, не рассыпается, он всегда влажный из него можно лепить различные фигурки, оставлять следы предметов на нём можно рисовать, пересыпать, строить различные постройки. На песке можно рисовать. Это наше первое занятие, мы сегодня познакомились с песком. Понравилось с ним играть. С песком мы будем, играть и на следующих занятиях много нового узнаете. Похож кинетический песок на тот, с которым вы играете на улице?
Список используемой литературы
1. Газета «Школьный психолог», 2005 № 6 «Игры с песком».
2. Газета «Школьный психолог», 2006 № 2 «Игры с песком».
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.:Детство-Пресс. 2002.
4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь. 2002.
5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006.
7. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.- СПб.: Речь, 2007.