Профориентация детей в начальной школе. Игра-путешествие "Мир профессий"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)


Мир, в котором мы живем, богат и разнообразен. Как много в нем сфер жизни, где знания людей очень востребованы, и как важно каждому человеку не только найти свой путь, но стать добрым, отзывчивым, порядочным человеком. Как важно трудиться и как трудно не потеряться в этом огромном мире!

В последнее время одной и задач школьного образования стала профориентация ученика. И чем раньше начнется эта работа, тем осознание ребенок сделает свой выбор, а значит, тем успешнее будет он в жизни.

Выбирая тему очередной «тропы» (игры-квеста), мы встретили статью Кабановой Любови Федоровны (учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2» г.Муром, Владимирская область, опубликована https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/02/26/mir-professiy-glazami-detey), которая оказалась очень актуальной и полезной для нас.

Вот выдержка из нее:

«Мир профессий глазами детей» - программа по профориентации в начальной школе.

[В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.

Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания.

Профориентационная работа сегодня - неотъемлемая часть повышения качества образования.

Цель профориентации в начальной школе - расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда  через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности (факультативы, кружки по интересам, работа под руководством взрослых); расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации; развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры; выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами; развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть.

Первые профессии, о которые узнает ребенок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса, диктор телевидения. Ребенок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей.

Так, играя в «работу», ребенок достает календарь, ставит на стол чайник, напевает песенку, имитирует разговор по телефону, не понимая, в чем суть этой самой «работы». Внешняя сторона деятельности взрослых надолго остается для детей более существенной, чем ее смысл.

Слова «работать, работа, на работе» - одни из первых в словаре ребенка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает. Работать нужно для того, чтобы были деньги, на которые люди покупают все, необходимое для жизни: еду, одежду, мебель, лекарства и т.д. Все взрослые должны работать; не работают только больные и пожилые люди, которые уже вышли на пенсию. Дети тоже не работают, зато они ходят сначала в детский сад, а потом в школу, чтобы выучиться и выбрать себе профессию.

С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Можно попробовать несколько разных профессий. Часто бывает так, что ребенок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители - рабочая династия. Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. Радостно живется тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим. «Кем быть?», «Куда пойти учиться после школы?». Младшие школьники пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы].

Проводя тропу «Мир профессий» (совместная деятельность детей и родителей) мы ставили главной задачей не только познакомить ребят с теми или иными профессиями, но и рассказать им о профессиях, которые давно уже забыты. Именно эти сведения вызвали у ребят и их родителей огромный интерес!

В начале игры все были приглашены в отдел кадров, где каждому выдавалась «Трудовая книжка».

По прохождению каждого этапа в нее делались записи с какой профессией ребята познакомились, о какой профессии узнали.

Станций у нас было много, но начиналось прохождение у всех со знакомства со стихотворением Дж. Родари  «Чем пахнут ремесла?», а потом каждый отправлялся, куда хотела душа: это и мастер-классы (например, создание новогодней игрушки), и станции, где рассказывалось о старых, забытых профессиях, это и рассказы о необыкновенных и самых необычных профессиях и многое, многое другое.

Спустя 3 часа все уходили счастливые и довольные! Никого эта тропа-квест не оставила равнодушным!

Учитывая актуальность профориентации, мы хотели бы поделиться нашим опытом и выкладываем 2 презентации с наших станций.