Средневековый город, горожане и их образ жизни. 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Учебник: Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А.Сванидзе. М., 2013.

Тип урока: урок открытия  нового знания.

Цель урока: сформировать у учащихся представление об облике и особенностях средневекового города.

Задачи:

Предметные:

  • Способствовать овладению  содержанием понятий: город, демократия, самоуправление
  • Развивать  умение  искать, анализировать и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о явлениях прошлого, развивать способности  определять и аргументировать свое отношение к ней

Метапредметные:

  • Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения
  • Продолжить формирование навыка  смыслового чтения

Личностные:

  • Продолжить формирование ответственного отношения к труду
  • Способствовать формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки

Этап урока

Комментарии учителя

Действия ученика

Актуализация знаний,
целеполагание (3 мин)

Демонстрация слайда № 2.
Сформулируйте тему урока и основные вопросы

Формулируют тему урока и основные вопросы

Деятельность по изучению нового материала  (32 мин)

 

 

Население города

Демонстрация слайда № 3.
Внимательно рассмотрите схему, используя информацию пункта 1-го, раскройте её содержание

Раскрывают содержание схемы, выделяют основные социальные группы населения города: патриции, бюргеры, плебейство. Отмечают различия в статусе членов этих групп
Делают записи в тетради  

Облик города

Демонстрация слайда № 4.
Рассмотрите иллюстрации. Обрисуйте в общих чертах облик средневекового города 

Обучающиеся в ходе выполнения задания отмечают такие особенности облика города, как теснота застройки, узость улиц, двух-трехэтажность зданий, нависание этажей, отсутствие освещения, водопровода, грязь, присутствие домашних животных и др.

Главные здания города

Используя текст учебника (стр. 120-121) назовите основные сооружения, присутствующие в городе. Выпишите их названия в тетрадь. Назовите основные части города.

 

Демонстрация слайда 5
Представьте, что вы путешественник, прибывший в средневековый город. Рассмотрите схему. Что вы увидели в городе?

Осуществляют поиск информации в тексте. Выписывают названия сооружений: ратуша, собор, рынок, мастерские, дома цехов и гильдий и др.

 

Определяют на схеме названные ими сооружения и части города.

Взгляд из города

Ознакомьтесь с содержанием  пункта параграфа 15 «Взгляд из города».
Какими качествами характера, свойствами личности обладали горожане? Почему они были им присущи? Оцените возможности жителя крупного средневекового города.

Обучающиеся отмечают, что горожане были более любознательными, образованными, трудолюбивыми и свободными, чем представители других сословий. У них была возможность получить образование в школе и в университете,  освоить нужные профессии, трудясь, заработать много денег, приобщиться к культуре.

Рефлексия (4 мин)

Используя информацию данного и предыдущих уроков, дайте объяснение выражению «Город стал новым явлением в жизни Европы»  

Объясняют смысл выражения, отмечая, что именно город стал центром развития товарно-денежных отношений, образования, самоуправления, формирования нового типа личности.

Обобщение. Закрепление (6 мин) Дайте определения понятиям: ратуша, бюргер, мэр, самоуправление, демократия, ростовщики, банк, рынок, цех, гильдия.  Подберите три исторических символа средневекового города. Свой выбор обоснуйте, используя новые понятия и информацию. Формулируют определения. Подбирают символы и обосновывают свой выбор.

Запишите домашнее задание: придумайте игру, связанную с историей средневекового города (по материалу параграфов 13-15)

Записывают в тетрадь домашнее задание.

Презентация.