Учебник: Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А.Сванидзе. М., 2013.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: сформировать у учащихся представление об облике и особенностях средневекового города.
Задачи:
Предметные:
- Способствовать овладению содержанием понятий: город, демократия, самоуправление
- Развивать умение искать, анализировать и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о явлениях прошлого, развивать способности определять и аргументировать свое отношение к ней
Метапредметные:
- Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения
- Продолжить формирование навыка смыслового чтения
Личностные:
- Продолжить формирование ответственного отношения к труду
- Способствовать формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
Этап урока |
Комментарии учителя |
Действия ученика |
Актуализация знаний, |
Демонстрация слайда № 2. |
Формулируют тему урока и основные вопросы |
Деятельность по изучению нового материала (32 мин) |
|
|
Население города |
Демонстрация слайда № 3. |
Раскрывают содержание схемы, выделяют основные социальные группы населения города: патриции, бюргеры, плебейство. Отмечают различия в статусе членов этих групп |
Облик города |
Демонстрация слайда № 4. |
Обучающиеся в ходе выполнения задания отмечают такие особенности облика города, как теснота застройки, узость улиц, двух-трехэтажность зданий, нависание этажей, отсутствие освещения, водопровода, грязь, присутствие домашних животных и др. |
Главные здания города |
Используя текст учебника (стр. 120-121) назовите основные сооружения, присутствующие в городе. Выпишите их названия в тетрадь. Назовите основные части города.
Демонстрация слайда 5 |
Осуществляют поиск информации в тексте. Выписывают названия сооружений: ратуша, собор, рынок, мастерские, дома цехов и гильдий и др.
Определяют на схеме названные ими сооружения и части города. |
Взгляд из города |
Ознакомьтесь с содержанием пункта параграфа 15 «Взгляд из города». |
Обучающиеся отмечают, что горожане были более любознательными, образованными, трудолюбивыми и свободными, чем представители других сословий. У них была возможность получить образование в школе и в университете, освоить нужные профессии, трудясь, заработать много денег, приобщиться к культуре. |
Рефлексия (4 мин) |
Используя информацию данного и предыдущих уроков, дайте объяснение выражению «Город стал новым явлением в жизни Европы» |
Объясняют смысл выражения, отмечая, что именно город стал центром развития товарно-денежных отношений, образования, самоуправления, формирования нового типа личности. |
Обобщение. Закрепление (6 мин) | Дайте определения понятиям: ратуша, бюргер, мэр, самоуправление, демократия, ростовщики, банк, рынок, цех, гильдия. Подберите три исторических символа средневекового города. Свой выбор обоснуйте, используя новые понятия и информацию. | Формулируют определения. Подбирают символы и обосновывают свой выбор. |
Запишите домашнее задание: придумайте игру, связанную с историей средневекового города (по материалу параграфов 13-15) |
Записывают в тетрадь домашнее задание. |