Сценарий литературно-музыкального вечера "Пушкинский бал"

Разделы: Начальная школа

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: А.С.Пушкин, сценарий праздника, сценарий литературного бала, Пушкинский бал, музыкальный вечер


Описание: внеклассное мероприятие для родителей и учителей школы, посвящённое 180-й годовщине со дня смерти А.С.Пушкина.

Художественное оформление зала: Участники и гости вечера одеты в стиле XVIII века, мальчики – в белых рубашках и черных брюках, девочки – в длинных вечерних платьях. 

Рабочий стол А.С. Пушкина: белая расшитая скатерть, резной подсвечник со свечами, чернильница с гусиным пером, лист бумаги. 

Сцена: зажженные свечи, презентация. 

Стенд, посвященный А.С. Пушкину. Рисунки ребят.

ДО НАЧАЛА БАЛА

(Слайд №1. Включить видео на слайде №2)

Выход детей

Хозяин бала: 

Я свечи зажигаю и молчу
И смотрит мне в глаза волшебный вечер
Рукою тьмы, притронувшись к плечу,
Впервые бала зажигаю свечи…

Хозяин и хозяйка бала зажигают свечи.
Слайд №3, включить звук на слайде

В это же время:

А.С. Пушкин садится за стол. Зажигает свечи на столе. Имитирует сочинение произведения.

Слайд №4 (после окончания фона)

Хозяйка бала (обращаясь в сторону А.С.Пушкина):

Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость меркнет и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

А.С.Пушкин:

Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
При бальном лепете молвы
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьётся и пылает гений.

(слайд №5)

Ведущий (я): Мы открываем наш бал. Сегодня мы отправимся в пушкинское время. Бал — это совершенно особое событие в жизни человека прошлого века. Бальный сезон начинался поздней осенью. Подъезжали кареты к празднично освещенному подъезду. В вестибюле сбрасывали шубы и по ярко освещенной лестнице поднимались в зал, где при входе гостей встречала хозяйка. И вот уже музыка и праздничное сияние…

Глухая полночь. Строем длинным, 
Осеребренные луной, 
Стоят кареты на Тверской 
Пред домом пышным и старинным 
Пылает тысячью огней 
Обширный зал; с высоких хоров 
Ревут смычки; толпа гостей; 
Гул танца, с гулом разговоров …

(слайд 6)

Пушкина называли солнцем не только русской литературы, но и солнцем музыки, потому что поэтические стихотворения Пушкина очень музыкальны, в них чувствуется мелодия. Музыкальный мир Пушкина был разнообразным и прекрасным. Концерты! Музыка! Театр! Посещал Пушкин музыкальные вечера и балы. В пушкинские времена на балах танцевали больше всего вальс и мазурку; но были и другие танцы: полонез, краковяк, гавот, кадриль.

А.С.Пушкин: Я предлагаю вам немного пофантазировать и поиграть в «бал». Милые дамы (обращается в сторону девочек), уважаемые кавалеры (поворачивается в сторону мальчиков). Приглашаю вас на бал!

(слайд 7)

Ты на танец меня пригласи
Полонез я хочу танцевать
И красивые взмахи руки
Раз-два три..и четыре, и пять..

Реверанс, поворот и шажок
Вновь  пред тобой я согнулась
Ну а ты..на колено одно..
Опустился...
Вкруг тебя прокружусь я.

Хозяин бала: Полонез, господа!

(«Полонез» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин»)

Включить музыку на слайде №7

Ведущий (я): В своей повести «Арап Петра Великого» Пушкин так описывает картину начала придворного бала: «Во всю длину танцевальной залы, при звуке самой плачевной музыки, дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга. Кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали, сперва прямо против себя, потом поворотясь направо, потом налево, потом опять прямо, опять направо, и так далее… Приседания и поклоны продолжались около получаса; наконец они прекратились, и толстый господин с букетом провозгласил, что церемониальные танцы кончились, и приказал музыкантам играть менуэт… Кавалеры стали шаркать и кланяться, а дамы приседать и постукивать каблучками с большим усердием…»

(слайд №8)

В партитурах нотных сложных
Вечно путались кларнеты,
Всевозможные вельможи
Замирали в менуэтах.
Кринолины дам роскошно
В такт качали силуэты,
И как сабли в тонких ножнах,
Они прятались в корсетах.

Хозяйка бала: А давайте и мы попробуем обыграть эту сцену под музыку.

Хозяин бала: Менуэт, господа!

(«Менуэт»)

Включить музыку на слайде №8

Хозяин и хозяйка бала затевают игру.

Хозяин бала: Господа, давайте поиграем!

Хозяйка бала: Литературные фанты, господа.

«Литературные фанты».

Задание: продолжить строчки из произведений А.С.Пушкин.

  1. «Ветер, ветер, ты …» («Сказка о семи богатырях и спящей царевне»).
  2. «У лукоморья …» («Руслан и Людмила»).
  3. «Жил старик …» («Сказка о рыбаке и золотой рыбке»).
  4. «Три девицы …» («Сказка о царе Салтане…»).
  5. «Жил-был поп …» («Сказка о попе и работнике его, Балде»).

Ведущий. На наш бал прибывают гости.

Входит Царица с зеркальцем. (ученица)

Царица (детям, надменно): Какая честь вам выпала, приветствовать меня на вашем балу! Знаете ли вы, кто я такая? Эй вы, узнаёте меня? (Дети отвечают).

Царица: Царица-то, царица! А из какой сказки?

Дети: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Царица: А много ли в сказках Пушкина цариц? В каких еще сказках мы встречаемся?

Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане».

Царица: А кто из них всех милее, всех румяней и белее?

Дети: Ты, конечно.

Царица: Впрочем, что вы понимаете в красоте! Вот моё зеркальце лучше всех правду скажет! (Достает зеркальце). Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее? Хорошее зеркальце! Скучно мне с вами.

Хозяйка: А нам на балу не скучно. Мы и танцуем, и играем, и песни петь можем. Между прочим, на стихи Александра Сергеевича Пушкина, который вас, цариц, придумал. Вот послушай одну песню. 

Слайд №9

(«Я помню чудное мгновенье») включить видео на слайде №9

Царица: Хорошая песня, но мне всё равно скучно. Я лучше пойду с зеркальцем разговаривать! (Уходит, бормоча: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»)

Хозяйка: Вот она какая! Только о своей красоте и может думать! Даже поговорить с ней не о чем! Может, следующий гость интереснее будет?
Входят Старик с рыболовной сетью и Старуха.

Старик: Здравствуйте, милостивые государи. Помните нас со старухой? Из какой мы сказки?

Дети: «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».

Старик: Сколько же лет я рыбачил, прежде чем поймал золотую рыбку?

Дети: Ровно тридцать лет и три года.

Старик: А чего только она для меня не делала! Помните, ребята? (Дети перечисляют.)

Старуха (сварливо): А что же это, дурачина ты, простофиля, у меня кроме разбитого корыта ничего не осталось?

Хозяйка: Объясните, ребята, Старухе, кто виноват в том, что она осталась с разбитым корытом!

(дети объясняют: потому что была слишком жадной и заносчивой.)

Старуха: Ну ладно, ладно. Все-то вы знаете. А стихи рассказывать умеете?(Заносчиво): Хочу, чтобы стихи вы для меня рассказали!

Хозяйка: Ребята, выполним еще одно желание Старухи? Нам это не трудно, с удовольствием расскажем стихи Пушкина! («Ветер по морю гуляет»)

Хозяйка (обращаясь к Старухе): Ну, теперь твоя душенька довольна?

Старуха: Вот если бы на мои вопросы они ответили…

Ведущая: А наши дети все знают. Спрашивай!

Старуха: А скажите-ка мне, кто еще из героев Пушкина жил под водой?

Дети перечисляют: 33 богатыря в «Сказке о царе Салтане…», черти в «Сказке о попе и о работнике его Балде», русалка в «Руслане и Людмиле».

Выбегает Бесенок.

Бесенок: Кто это тут меня вспоминает?

Старуха (испуганно крестясь): Ой, спаси и сохрани! (Поспешно уходят.)

Бесенок: И чего нас, чертей, боятся? Никогда не понимал! Вот Балда – это да! Это силища! Это интеллект! А как мы героически состязались! Прямо Олимпийские игры были какие-то! Ну-ка, кто из вас помнит, как мы соревновались-то?

Дети: Кто быстрее обежит вокруг моря, кто дальше бросит палку, кто дальше пронесет кобылу.

Бесенок: И этот великий человек работал за такую плату на какого-то попа!

Хозяйка: За какую плату?

Бесенок: А пусть ребята скажут!

Дети: В год за три щелчка по лбу.

Хозяйка: Всего-то?

Бесенок: Да попу-то мало не показалось! Правда, ребята! (Дети вспоминают конец сказки.) А сейчас я буду читать отрывки из сказок Пушкина, а вы мне говорите, о ком и о чем идет речь. Хорошо? (Дети отвечают).

Вопросы.

- Кто это кричал «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» (Золотой петушок из «Сказки о золотом петушке»)

- Какое обещание не выполнил царь Дадон? («За такое одолженье», - говорит он в восхищенье, - волю первую твою я исполню, как свою», но шамаханскую царицу не подарил.)

- Как начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жил старик со своею старухой у самого синего моря».)

Молодцы, неужели все сказки Пушкина так хорошо помните? (Да!) А вот сейчас проверим. Я буду называть вам героев, а вы говорите мне, из одной ли они сказки.

  • Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет.)
  • Царь Дадон и шамаханская царица? (Да.)
  • Царь Салтан и семь богатырей? (Нет.)
  • Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да.)
  • Царевна Лебедь и тридцать три богатыря? (Да.)

Бесенок: Да, всё вы знаете. Интересно мне тут было с вами, но пора мне в море. До свидания!

(слайд №10)

Вот полька раздалась. Бывало,
Когда гремел её звучанья гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком…

Хозяин бала:  Полька, господа! 

(Полька)

Включить музыку на слайде №10

Хозяйка бала: В ней все гармония, все диво, - написал Пушкин о юной красавице. Вот и мы сейчас увидим походку, манеры, прически и туалеты наших милых барышень.

(слайд №11)

Хозяин бала: А сейчас «Дефиле». Всех юных красавиц просим выйти в круг.

(А.Вивальди «Времена года»)

Включить музыку на слайде №11

 (Дефиле участниц бала.) Звучит музыка. Девочки проходят круг, демонстрируя свои наряды. После присаживаются на свои места.

(слайд №12)

…Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой…

(Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»)

Включить музыку на слайде №12

Ведущий: Вальс - это и воспоминания.

Слайд №13

(Д.Кабалевский «Школьные годы»)

Включить музыку на слайде №13

(говорит на фоне музыки) Воспоминания о прекрасной поре детства и юности. Вы слышите, звучит знакомая мелодия “Школьные годы” Дмитрия Кабалевского. Это ведь тоже вальс. 

 Хозяин бала: Так в чем же секрет этого танца?

Хозяйка бала: Вероятнее всего в том, что он наполнен самой жизнью и неотделим от ее радостей и печалей. И как знать, может быть, именно в этом разгадка долголетия вальса, такой неувядаемой любви к нему у всех без исключения возрастов.

Ведущий: 

Окончен бал, погасли свечи,
Чудесный получился вечер.

(слайд №14)

Вот и закончился наш бал.
…Веселый вечер в жизни нашей
Запомним, юные друзья…

(А.Моцарт Симфония №40)

Включить музыку на слайде №14

Презентация.