Урок русского языка по теме "Односоставные предложения"

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Цели урока:

  • Образовательные: обобщение и систематизация знаний учащихся по данной  теме, совершенствование навыков анализа структуры односоставных предложений с определением их типов по смысловым и грамматическим признакам.
  • Развивающие: развивать навык языкового анализа, умение строить связное высказывание на лингвистическую тему,  монологическую и диалогическую речь.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, языковую культуру учащихся через обращение к образцовым текстам художников слова.

Тип урока: урок обобщения и повторения изученного материала

Организационные формы работы:  групповая, индивидуальная, коллективная.

Оборудование: презентация «Односоставные предложения».

Ход урока

РАДА Вас видеть!

Работать будем в группах. В каждой группе назначим руководителя.

Руководители групп оценят работу каждого участника. Для них приготовлен оценочный лист.

Оценка зависит от того,  сколько и какого цвета жетонов вы наберете.

Система «СВЕТОФОР»:

  • зеленый – отлично,
  • желтый – хорошо,
  • красный – удовлетворительно.

Мы закончили изучение темы «Односоставные предложения».

Цель урока: повторение изученного (слайд 1)

Начнем с ТЕОРИИ.

1. Теория

Повторим виды односоставных предложений (слайд 2)

Руководитель группы получает карточку с заданием (на карточках записаны виды односоставных предложений).

Собраться с мыслями – 1 мин.

Ответы групп – 1 мин. Примеры обязательны.

1. Определенно-личные предложения

2. Неопределенно-личные предложения

3. Обобщенно-личные предложения

4. Безличные предложения

5. Инфинитивные предложения

6. Номинативные и вокативные предложения

2. Блиц-опрос

- Определенно-личные предложения – это односоставные предложения? ДА

- Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее? ДА

- Местоимения 1 и 2 лица подразумеваются  в каких односоставных предложениях? Определенно-личных

- Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? Нет

- Связаны ли понятия безличные глаголы и безличные предложения? Да

- Можно ли восстановить подлежащее в безличных предложениях? Нет

- Чем выражено сказуемое Нет в безличном предложении? Неизменяемой глагольной формой

- Односоставные предложения-пословицы к какому виду относятся? Обобщенно-личным

- Может ли назывное предложение быть распространенным? Да

- Чем вокативное предложение отличается от обращения? Это предложение

- В чем особенность именительного представления? Особое чувство о предмете речи

- Чем номинативные предложения отличаются от двусоставных неполных? Сказуемое не восстанавливается

- Чем инфинитивное отличается от безличного? Сказуемое – глагол в форме инфинитива

3. Практика (слайд 3)

Задание №1 – 5 мин.

Заполните таблицу (слайд 4)

Предложение

Грамматическая основа, чем она выражена

Вид предложения

1

Люблю дымок спаленной жнивы.

 

 

2

Береги платье снову, а честь смолоду.

 

 

3

На обломках самовластья напишут наши имена.

 

 

4

Тихая  звездная ночь.

 

 

5

Сильнее кошки зверя нет.

 

 

6

А не махнуть ли на море?

 

 

7

Саше не спится.

 

 

8

Товарищи!

 

 

9

Русский язык!..

 

 

10

Любишь кататься – люби и саночки возить.

 

 

Проверка (слайд 5)

Предложение

Грамматическая основа, чем она выражена

Вид предложения

1

Люблю дымок спаленной жнивы.

Люблю – гл.1 л.

Определенно-личное

2

Береги платье снову, а честь смолоду.

Береги – гл.2 л.

Определенно-личное

3

На обломках самовластья напишут наши имена.

Напишут – гл.3 л., мн.ч.

Неопределенно-личное

4

Тихая  звездная ночь.

Ночь – сущ.

номинативное

5

Сильнее кошки зверя нет.

Нет – неизменяемая глагольная форма

безличное

6

А не махнуть ли на море?

Не махнуть ли - инфинитив

инфинитивное

7

Саше не спится.

Не спится – личный глагол в безличном значении

безличное

8

Товарищи!

Товарищи – сущ., обращение

вокативное

9

Русский язык!..

Русский язык - словосочетание

номинативное

10

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Любишь – гл.2 л.
Люби – гл.2 л
пословица

Обобщенно-личное

Задание №2

Кто первый? (слайд 6)

Сравните предложения:

  1. Дождь смочил землю. (двусоставное)
  2. Дождем смочило землю. (односоставное, безличное)

Задание №3 (слайд 7)

Синтаксический разбор предложения – 3 мин.

  1. Пахнет черемухой.
  2. Золотой листопад.
  3. В поселке строят школу.
  4. Люблю зимний лес.

Задание №4 (слайд 8)

Кто быстрее?

Сравните предложения

  1. Светлая и просторная комната. (односоставное, назывное)
  2. Комната светлая и просторная. (двусоставное)

Отдохнем!

Положите руки на стол, на них удобно положите голову, закройте глаза и представьте… (включить запись – шум моря)

Лето. Море. Плеск волн. Волны. Волны. Белый пароход. Морской берег. Песок. Солнце. Воздух. Красота! Счастье!

Какие предложения были произнесены?

Задание №5 (слайд 9)

Какое отношение к теме имеют пословицы?

За 1 минуту написать как можно больше пословиц – односоставных предложений.

Задание №6 (слайд 10)

 Роль односоставных предложений в поэтических текстах

Что можете сказать о тексте?

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу. (односоставное, безличное предложение)

Односоставные предложения усиливают неопределенность, загадочность, таинственность, создают экспрессию.

Продемонстрируйте, пожалуйста, домашнее задание (на дом было задано: написать стихотворение, используя односоставные предложения)

Творческое задание

Много предложений односоставных встречается в произведениях импрессионистов. А знаете вы, в чем особенность данного направления в искусстве?

Импрессиони́зм (от  фр. impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Одним из импрессионистов является всемирно известный художник Клод Моне. Презентация (картины Моне, стихотворение А.Фета) (слайды 11-13)

Задание №8 (слайд 14)

Создать текст по картине, используя односоставные предложения.

Задание №9 (слайд 15)

Искусственные лингвистические тексты Людмилы Стефановны Петрушевской знают все. Вспомним «Пуськи бятые» (прочитать текст)

ПУСЬКИ БЯТЫЕ

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

— Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

— Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата Бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит калушатам:

— Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А Бутявка волит за напушкой:

— Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Составить искусственный текст, используя односоставные предложения.

Итак, мы закончили работу. Пока вы будете заполнять таблицу, мы  с руководителями групп проведем подсчет жетонов и оценим работу каждой группы.

Рефлексия (слайд 18)

Ф.И.

Было легко, т.к. все знаю

Испытывал некоторые затруднения, но все понял

Нужна помощь
(указать проблему)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание (слайд 17)

Используя односоставные предложения, …

  • написать стихотворение
  • создать текст-описание
  • создать искусственный лингвистический текст