Цели урока:
- Образовательные: обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме, совершенствование навыков анализа структуры односоставных предложений с определением их типов по смысловым и грамматическим признакам.
- Развивающие: развивать навык языкового анализа, умение строить связное высказывание на лингвистическую тему, монологическую и диалогическую речь.
- Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, языковую культуру учащихся через обращение к образцовым текстам художников слова.
Тип урока: урок обобщения и повторения изученного материала
Организационные формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.
Оборудование: презентация «Односоставные предложения».
Ход урока
РАДА Вас видеть!
Работать будем в группах. В каждой группе назначим руководителя.
Руководители групп оценят работу каждого участника. Для них приготовлен оценочный лист.
Оценка зависит от того, сколько и какого цвета жетонов вы наберете.
Система «СВЕТОФОР»:
- зеленый – отлично,
- желтый – хорошо,
- красный – удовлетворительно.
Мы закончили изучение темы «Односоставные предложения».
Цель урока: повторение изученного (слайд 1)
Начнем с ТЕОРИИ.
1. Теория
Повторим виды односоставных предложений (слайд 2)
Руководитель группы получает карточку с заданием (на карточках записаны виды односоставных предложений).
Собраться с мыслями – 1 мин.
Ответы групп – 1 мин. Примеры обязательны.
1. Определенно-личные предложения
2. Неопределенно-личные предложения
3. Обобщенно-личные предложения
4. Безличные предложения
5. Инфинитивные предложения
6. Номинативные и вокативные предложения
2. Блиц-опрос
- Определенно-личные предложения – это односоставные предложения? ДА
- Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее? ДА
- Местоимения 1 и 2 лица подразумеваются в каких односоставных предложениях? Определенно-личных
- Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? Нет
- Связаны ли понятия безличные глаголы и безличные предложения? Да
- Можно ли восстановить подлежащее в безличных предложениях? Нет
- Чем выражено сказуемое Нет в безличном предложении? Неизменяемой глагольной формой
- Односоставные предложения-пословицы к какому виду относятся? Обобщенно-личным
- Может ли назывное предложение быть распространенным? Да
- Чем вокативное предложение отличается от обращения? Это предложение
- В чем особенность именительного представления? Особое чувство о предмете речи
- Чем номинативные предложения отличаются от двусоставных неполных? Сказуемое не восстанавливается
- Чем инфинитивное отличается от безличного? Сказуемое – глагол в форме инфинитива
3. Практика (слайд 3)
Задание №1 – 5 мин.
Заполните таблицу (слайд 4)
№ |
Предложение |
Грамматическая основа, чем она выражена |
Вид предложения |
1 |
Люблю дымок спаленной жнивы. |
|
|
2 |
Береги платье снову, а честь смолоду. |
|
|
3 |
На обломках самовластья напишут наши имена. |
|
|
4 |
Тихая звездная ночь. |
|
|
5 |
Сильнее кошки зверя нет. |
|
|
6 |
А не махнуть ли на море? |
|
|
7 |
Саше не спится. |
|
|
8 |
Товарищи! |
|
|
9 |
Русский язык!.. |
|
|
10 |
Любишь кататься – люби и саночки возить. |
|
|
Проверка (слайд 5)
№ | Предложение |
Грамматическая основа, чем она выражена |
Вид предложения |
1 |
Люблю дымок спаленной жнивы. |
Люблю – гл.1 л. |
Определенно-личное |
2 |
Береги платье снову, а честь смолоду. |
Береги – гл.2 л. |
Определенно-личное |
3 |
На обломках самовластья напишут наши имена. |
Напишут – гл.3 л., мн.ч. |
Неопределенно-личное |
4 |
Тихая звездная ночь. |
Ночь – сущ. |
номинативное |
5 |
Сильнее кошки зверя нет. |
Нет – неизменяемая глагольная форма |
безличное |
6 |
А не махнуть ли на море? |
Не махнуть ли - инфинитив |
инфинитивное |
7 |
Саше не спится. |
Не спится – личный глагол в безличном значении |
безличное |
8 |
Товарищи! |
Товарищи – сущ., обращение |
вокативное |
9 |
Русский язык!.. |
Русский язык - словосочетание |
номинативное |
10 |
Любишь кататься – люби и саночки возить. |
Любишь – гл.2 л. |
Обобщенно-личное |
Задание №2
Кто первый? (слайд 6)
Сравните предложения:
- Дождь смочил землю. (двусоставное)
- Дождем смочило землю. (односоставное, безличное)
Задание №3 (слайд 7)
Синтаксический разбор предложения – 3 мин.
- Пахнет черемухой.
- Золотой листопад.
- В поселке строят школу.
- Люблю зимний лес.
Задание №4 (слайд 8)
Кто быстрее?
Сравните предложения
- Светлая и просторная комната. (односоставное, назывное)
- Комната светлая и просторная. (двусоставное)
Отдохнем!
Положите руки на стол, на них удобно положите голову, закройте глаза и представьте… (включить запись – шум моря)
Лето. Море. Плеск волн. Волны. Волны. Белый пароход. Морской берег. Песок. Солнце. Воздух. Красота! Счастье!
Какие предложения были произнесены?
Задание №5 (слайд 9)
Какое отношение к теме имеют пословицы?
За 1 минуту написать как можно больше пословиц – односоставных предложений.
Задание №6 (слайд 10)
Роль односоставных предложений в поэтических текстах
Что можете сказать о тексте?
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу. (односоставное, безличное предложение)
Односоставные предложения усиливают неопределенность, загадочность, таинственность, создают экспрессию.
Продемонстрируйте, пожалуйста, домашнее задание (на дом было задано: написать стихотворение, используя односоставные предложения)
Творческое задание
Много предложений односоставных встречается в произведениях импрессионистов. А знаете вы, в чем особенность данного направления в искусстве?
Импрессиони́зм (от фр. impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Одним из импрессионистов является всемирно известный художник Клод Моне. Презентация (картины Моне, стихотворение А.Фета) (слайды 11-13)
Задание №8 (слайд 14)
Создать текст по картине, используя односоставные предложения.
Задание №9 (слайд 15)
Искусственные лингвистические тексты Людмилы Стефановны Петрушевской знают все. Вспомним «Пуськи бятые» (прочитать текст)
ПУСЬКИ БЯТЫЕ
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
— Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
— Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
— Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
— Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Составить искусственный текст, используя односоставные предложения.
Итак, мы закончили работу. Пока вы будете заполнять таблицу, мы с руководителями групп проведем подсчет жетонов и оценим работу каждой группы.
Рефлексия (слайд 18)
Ф.И. | Было легко, т.к. все знаю |
Испытывал некоторые затруднения, но все понял |
Нужна помощь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание (слайд 17)
Используя односоставные предложения, …
- написать стихотворение
- создать текст-описание
- создать искусственный лингвистический текст