Введение.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Не случайно 2017 год объявлен годом экологии.
Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Экологическое воспитание младших школьников имеет свои специфические особенности в связи с присущими им характерными чертами: природной любознательностью, чрезвычайной эмоциональной отзывчивостью, доверчивостью, верой в авторитет педагога и родителей. В своей работе я применяю разные методы и приемы экологического воспитания младших школьников. И часто залогом успеха является форма подачи материала. Игра наряду с трудом и обучением – один из основных видов деятельности младших школьников. Играя, дети учатся, познают, запоминают.
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Игровая форма – важная форма экологического воспитания. Играя, инсценируя, ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: выполняют вполне конкретную природоохранную работу; усваивают правила поведения в окружающей среде; они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Перевоплощение обогащает личный опыт примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти.
Данная методическая разработка направлена на оказание помощи педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, учителям начальных классов и воспитателям детского сада, занимающихся экологическим воспитанием будущего поколения.
Цель: формирование экологической культуры личности младшего школьника.
Задачи:
- через участие в спектакле создать условия для повышения уровня экологического воспитания детей младшего школьного возраста;
- формировать ценностное отношение к природе, воспитывать желание охранять ее;
- развивать познавательную активность, экологическое мышление и культуру;
- развивать индивидуальные, творческие способности учащихся;
Планируемые достижения учащихся:
- усвоить правила рационального взаимодействия человека и природы - допустимых и недопустимых действий по отношению к природе в городской среде;
- осознать ответственность за свои поступки по отношению к объектам природы;
- понять, что в исчезновении объектов живой природы виноваты люди, а бережное отношение к природе должно являться нормой поведения людей любого возраста.
Основная часть.
Действующие лица:
- Снежинки,
- Ветер,
- Солнце,
- Дождик,
- Капельки,
- Травка,
- Озорники,
- Дети,
- Весна.
Снежинка:
Мы Снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь (звучит музыка, Снежинки кружатся)
Мы Снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Станем вместе все в кружок - получается снежок (встают в круг)
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли и от стужи сберегли.
Станем вместе все в кружок - получается снежок (встают в круг, начинает звучать музыка, имитирующая шум ветра)
Ветер: (пробегает между Снежинками, Снежинки кружатся)
Я вольный Ветер-Ветерок,
Хожу по свету без дорог.
Я вольный Ветер озорной,
Лечу налево - все за мной! (Ветер и Снежинки убегают в сторону)
Лечу направо - все за мной! (Ветер и Снежинки убегают в сторону)
Кружусь на месте - все за мной! (Ветер и Снежинки кружатся)
Я Ветер озорной!
Девочка:
Танцуйте, Снежинки, танцуйте пока!
Но точно мы знаем - Весна уж близка.
Растают Снежинки,
Ручьи зазвенят,
Березки наденут зеленый наряд.
Мальчик:
Скворцы-новоселы
Скворечни займут,
Хвалебные песни Весне запоют.
Девочка:
Ребята, послушайте! Хочется мне
Сделать хороший подарок Весне.
Давайте все вместе мы травку посеем.
К приходу Весны мы все сделать успеем.
Мальчик:
Чуть потеплеет
Травка взойдет.
С радостью в сердце
Весна к нам придет.
Вот семена и лопата.
Пора за работу, ребята!
Девочка:
Снежинки, растайте, местечко нам дайте.
Снежинки:
Нам слышать это странно!
Еще нам таять рано.
Зима ведь не ушла,
Весна ведь не пришла.
Девочка:
Тогда вы раздвиньтесь, Снежинки!
Мы посеем траву в серединке.
Снежинки:
Мы послушные Снежинки.
Вот вам место в серединке.
Мальчик:
В землю семена ложитесь!
И скорее пробудитесь!
Силы набирайтесь!
К солнцу пробивайтесь!
Девочка:
Травка, быстрее расти,
Весна уже в пути.
Мальчик: (под музыку медленно появляется Травка)
Растет, растет! Кружись хоровод!
Травка:
Вот и я! Вот и я! Здравствуйте, друзья!
Дети:
Здравствуй, первая травка!
Девочка:
Не растет! Остановилась!
Что случилось? Что случилось?
Мальчик:
Наклонилась низко-низко.
До землицы близко-близко.
От чего ты так поникла?
Травка: (кутается в платок)
Я к морозу не привыкла.
Девочка:
Надо Травку нам спасать - Красно Солнышко позвать.
Дети:
Солнышко, отзовись!
Солнышко, появись!
Солнышко:
(появляется под Серенаду Трубадура (Луч Солнца золотого) в исполнении М.Магомаева)
Я Солнышко красное,
Солнышко ясное.
Здравствуйте, друзья!
Дети:
Здравствуй, красное!
Здравствуй, ясное!
Солнышко:
Я всем несу тепло и свет-
Приятней дела нет.
Я всем несу тепло и свет-
Полезней дела нет.
Зачем вы меня звали?
Девочка:
Солнце, Травку нам согрей,
Чтобы выросла скорей.
Солнышко:
Это я сумею,
Травку я согрею.
Травка:
От такого ласкового, доброго тепла
Хворь моя уже прошла.
Девочка:
Травка, быстрее расти,
Весна уже в пути.
Мальчик: (под музыку медленно появляется Травка)
Растет, растет! Кружись, хоровод!
Девочка:
Не растет! Остановилась!
Что случилось? Что случилось?
Травка:
Дайте мне умыться!
Дайте мне напиться!
Девочка:
Кто ей даст умыться?
Кто ей даст напиться?
Капельки:
Мы, Капельки!
Девочка:
Капельки? Откуда?
Капельки:
Были мы Снежинками,
Вьюга нас кружила,
А Солнышко нас в Капельки
Быстро превратило.
Но для Травки мало нас, вот бы Дождь пошел сейчас. (звучит песня «Виноватая тучка») Приложение 1.
Мальчик:
Дождик, дождик, приходи!
Дождик: (появляется под шум дождя)
Я всем даю напиться,
Я всем даю умыться.
Лесам, кустам, полям, цветам.
Зачем меня вы звали, от дела отрывали?
Девочка:
Дождик, Травку нам полей,
Чтобы выросла скорей!
(Звучит шум дождя, Дождик поливает из лейки Травку)
Травка:
Хорошо умыться!
Хорошо напиться!
Мальчик:
Травка, расти – вырастай!
Весну – Красну встречай!
(звучит музыка)
Выросла!
Травка:
Я Травка зеленая, Травка душистая,
Стройная, свежая и шелковистая.
К солнцу пробилась, росою умылась,
Дождя напилась и сил набралась!
Спасибо всем, кто меня посадил,
Согрел, приласкал, напоил!
Озорники:(выбегают под веселую музыку, исполняют танец Озорников)
Вот зеленая лужайка,
Словно поле для игры.
Здесь в футбол сыграем мы!
Девочка:
Ребята, подальше с мячом отойдите,
Пожалуйста, место другое найдите.
Травка:
Посеяна здесь я в подарок Весне.
Мячом вы прическу испортите мне!
Озорники:
Вот мы и посмотрим для интереса!
Подумаешь, принцесса!
Нашлась воображала!
Что, места тебе мало?
Мальчик:
Мы старались не для вас!
Мы прогоним вас сейчас!
Озорники:
Это вы то? Вот потеха…
Я сейчас умру от смеха…
Травка:
Ветер, ветер, ты не жди!
К нам на помощь приходи!
Озорники:
Мы играем с мячом.
Ветер нам нипочем!
Ветер:
Спешу, лечу, мяч укачу!
Озорники: (Ветер отнимает у Озорников мяч)
Постой!
Лови!
Держи!
Мальчик:
Дождик, дождик ты не жди!
К нам на помощь приходи!
Дождик:
Я к вам бегу, спешу, лечу,
Я водой их окачу!
Озорники:
Эй, не лей, пожалей!
Дождик:
(бежит за Озорниками с лейкой)
Догоню, прогоню!
Окачу, замочу!
Девочка:
Ветер, спасибо!
Дождик, спасибо!
Мы выручить травку без вас не смогли бы!
А где же Весна?
Весна:
Вот и я, вот и я, здравствуйте, друзья!
Я Весна-Красна,
Всем издали видна.
Ветерок меня ведет,
Птицы славят мой приход.
Дети:
Здравствуй, Весна дорогая!
Мы травкой тебя встречаем!
Весна:
Спасибо за встречу,
Спасибо за ласку.
Давайте устроим веселую пляску
И этим закончим
Весеннюю сказку!
(исполняется финальная песня «Не рвите цветы, не рвите» всеми участниками инсценировки) Приложение 2.
Заключение.
Подборка материалов для проведения экологических мероприятий с учетом возрастных особенностей обычно вызывает затруднения и требует больших затрат времени. Данная разработка позволяет задействовать весь класс. Продолжительность составляет примерно 20 минут. Поэтому ее можно использовать как для проведения отдельного мероприятия, так и в рамках какого-то другого. Тексты просты для запоминания. Сюжет близок детям. Как в любой сказке добро борется со злом. Я надеюсь, что эта разработка будет востребована и поможет в организации и проведении мероприятий на экологическую тему.
Апробация мероприятия проводилась в 3 «Е» классе ГБОУ «Школа № 1468» города Москвы в марте 2017 года – года экологии.
Список литературы.
- Ансамбль «Фейерверк» танец «Хулиганы». Алматы [Электронный ресурс] Режим доступа: youtube.сom.
- Антипина Т.В. «Экология и образование. Воспитание школьников». - М., 2000.
- Антонов Ю. «Не рвите цветы, не рвите!» Видеоролик. [Электронный ресурс] Режим доступа: youtube.сom.
- Исаева Н.Н. «Научить понимать и любить природу». - М., 2000.
- Новолодская К.Г. «Методика развития экологической культуры у младших школьников». - М., 2002.
- Стихи про экологию. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rustih.ru/stixi-pro-ekologiyu/.
- Тексты песен [Электронный ресурс] Режим доступа: teksty-pesenok.ru