Гражданско-патриотическое воспитание: цели, задачи, основные направления
В современной жизни одним из важнейших факторов содержания образования, является совершенствование и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня сильно меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности воспитанников, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и в этом нам поможет современная система образования.
Воспитание гражданина сегодня является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла хорошо прослеживается в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2016 годы».
Нормативно-правовые условия:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации на 2011-2015 годы»;
- Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями на 24 октября 2007 г.);
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями на 24.07.2007 г.);
Гражданско-патриотическим воспитанием «нужно заниматься всегда, но заниматься так, чтобы создавалось соответствующее желание у наших детей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период». (Д.Медведев)
Целью данного воспитания является создание условий для формирования личности гражданина и патриота с необходимыми ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Эта цель охватывает весь образовательный процесс, проходит через все структуры, объединяя учебные занятия и внеурочную жизнь воспитанников, разнообразные виды деятельности.
Формы работы по патриотическому воспитанию
- создание развивающей среды по гражданско-патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях;
- чтение детских книг на патриотические темы;
- соответствующий подбор песен и стихов для разучивания;
- просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей;
- тематические игры;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом.
Достижение этой цели возможно через решение следующих задач:
- повышение качества работы системы гражданско-патриотического воспитания;
- развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
- формирование у воспитанников ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;
- воспитание толерантности;
- формирование понятия гражданского долга;
- формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
Направления гражданско-патриотического воспитания
Духовно-нравственное направление включает осознание воспитанниками высших ценностей, идеалов и ориентиров, социальных процессов и событий реальной жизни, способность пользоваться ими в качестве практической деятельности.
Историко-краеведческое направление основывается на мероприятиях, направленных на познание историко-культурных корней, формирование гордости за героические подвиги предков и современников, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
Гражданско-правовое направление - это система мероприятий, направленных на формирование правовой культуры, навыков оценки политических и правовых событий в обществе и государстве, воспитывает уважение к государственной символике.
Социально-патриотическое направление предполагает формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благодарности и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно-патриотическое - направлено на формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно-патриотическое направление помогает развитию морально-волевых качеств, воспитанию выносливости, мужества и стойкости, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, готовности к защите Родины.
Культурно-патриотическое направление - развитие творческих способностей воспитанников через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывали роль патриотизма в процессе становления человека, показывали его разностороннее формирующее влияние.
Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм это не только важная задача воспитания, но и могучее педагогическое средство: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
В «Лекциях о воспитании детей» А.С. Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей».
Формирование гражданина, патриота своей родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям.
Все основные виды деятельности такие как: обучение, труд, спорт, туризм, игра – могут решать эту задачу. В каждом из этих видов деятельности воспитанник может совершать патриотические поступки и дела, у него могут формироваться устойчивые мотивы патриотического поведения.
Чем полнее, ярче, содержательнее будут знания воспитанников о родном крае и лучших его людях, их подвигах и исторических событиях, тем лучше скажутся они в формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.
Далее представленный опыт нашей работы, в виде краткосрочного проекта презентации на тему «Дню Победы посвящается…» показывает, как легко и доступно были решены данные задачи, а именно:
- воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам, желание быть такими же смелыми, отважными и благородными;
- познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах героев;
- подвести к восприятию художественных произведений о войне;
- уточнить знания детей о: празднике «День Победы», кто такой «Ветеран», что такое «Вечный огонь», кто такие «Голуби мира»;
- учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков;
- проведение спортивно-музыкального праздника «Не забудем их подвиг Великий» с приглашением и поздравлением ветеранов.
В проекте приняли участие воспитанники с родителями. Были использованы следующие формы работы:
- тематические занятия по следующим темам:
- «Георгиевская лента»,
- «Ордена и медали ВОВ»,
- обращение к истории семьи - рассказы о своих прабабушках и прадедушках в годы войны воспитанниками,
- была оформлена «Книга памяти Героев военных лет» из собранного материала в нашей группе,
- участие в творческом конкурсе «Вечная слава» посвящённому дню Победы в ВОВ,
- возложение цветов к памятнику «Неизвестному солдату»,
- выступление на праздничном концерте «Ни кто не забыт, ни что не забыто»,
- тематические беседы с родителями на темы:
- «Памятные медали и ордена Героя войны»;
- «Плакаты войны и Дня Победы»;
- «Дети в годы войны»;
- «Города-Герои»,
- проведение тематического музыкального занятия «Не забудем их подвиг Великий» с приглашением и поздравлением ветеранов,
- работа с родителями по подбору и систематизации материала,
- открытки сделанные своими руками воспитанники подарили ветеранам ВОВ на параде Победы,
- организация группового мини-музея «Боевой славы»,
- посещение тематической беседы «Дети в годы войны», которая была проведена в городской библиотеке № 152 г.Москва,
- участие во IV Всероссийском конкурсе плакатов «Победа» с коллективной работой «Помним, благодарим за Мир»,
- участие в московском городском конкурсе рисунков «У Тургени»,
- участие в командных спортивных соревнованиях «Победные старты»,
- участие родителей в памятной акции «Бессмертный полк»,
- участие в акции московской газеты «Вечерняя Москва» - «Напиши письмо ветерану!»
Тема Великой Отечественной войны, очень важная часть истории нашей страны.
Именно эта тема в полном объёме расскажет воспитанникам о празднике «День Победы», о Великой Отечественной войне, в которой вся страна встала на защиту нашей Родины от вражеских завоевателей, о роли детей в ВОВ. Именно эта тема как нельзя лучше раскрывает для ребенка такие понятия как: Родина, патриотизм, героизм, смелость, отвага, чувство товарищества, взаимовыручка, благодаря этим качествам мы стали победителями в этой войне, не смотря на все тяжелые испытания которые пришлось пережить. Именно на таких примерах дети испытывают гордость за нашу Великую Родину, вырастают достойной сменой старшего поколения.