Цель: развивать и совершенствовать диалогическую речь у детей, грамотно вести диалог.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Интегративные цели:
- ОО «Речевое развитие» развивать речь, внимание, фонематический слух; развивать связную речь детей; учить составлять описательные рассказы, описательные рассказы по картинкам. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов. Закреплять умение детей использовать в речи слова - обобщения. Закреплять умение подбирать прилагательные к существительному;
- ОО «познавательное развитие» закрепить знания детей о животных, насекомых; систематизировать представления детей о признаках осени, об изменениях происходящих в живой природе и неживой природе;
- ОО «Социально-коммуникативное развитие» формировать умение детей не перебивая выслушивать друг друга, воспитывать дружеские отношения в детском коллективе, любовь к природе.
Предварительная работа:
- Рассматривание альбома «Дикие животные»
- Дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?».
- Беседы о осени.
- Чтение художественной литературы о животных.
Материалы: листочки желтые, оранжевые, красные, дерево, картинки мнемотаблица «Осень», мячик, солнышко, 12 прищепок, игра «Назови одним словом», ноутбук, презентация.
Методы и приемы обучения:
- наглядны мнемотаблица «Осень», рассматривание демонстрационного, дидактического материала),
- словесные (вопросы, беседа, объяснение, педагогическая оценка),
- практические (дидактические игры, опорные карточки).
Ход НОД
Мотивация
Воспитатель: - Какое сейчас время года? (осень)
Воспитатель: - А вы хотите вернуться в золотую осень? – Давайте скажем волшебные слова: «Ветерок нас закружи в золотую осень нас перенеси».
Воспитатель: - Посмотрите, посреди поляны стоит дерево без листочков.
Все деревья нарядные, а ему грустно.
Воспитатель: - Ребята, для того чтобы на дереве появились листочки нужно выполнить задания, давайте найдем листочек № 1, а в пути нам будет светить солнышко.
Листочек № 1. (желтый)
Воспитатель: - Ребята, набежала тучка и спрятала от нас солнечные лучики. Нам нужно их найти. Давайте ласково назовем солнышко и лучики появятся: - какое солнышко? (дети: ласковое, большое, красное, лучистое, осеннее, теплое, желтое, согревающее, освещающее, доброе, улыбчивое, яркое, сверкающее).
Интерактивная технология: «Цепочка» дети берут в руки желтые прищепки, передают друг другу «солнечный» диск и закрепляют лучи, подбирая к существительному «Солнце» прилагательные.
Воспитатель: - Вот какое теплое солнышко, давайте погреемся на солнышке.
Интерактивная технология: здоровьесбережение – самомассаж.
Солнышко согрело нам ручки (растирают ручки).
Солнышко согрело нам щечки. (растирают щечки).
Солнышко согрело нам ножки. (растирают ножки).
Солнышко согрело нам носик. (растирают носик).
- Согрелись. А теперь давайте повесим на дерево первый листочек. (дети вешают).
На дереве появляется 1 желтый листок.
Воспитатель: - Ребята, давайте найдем второй листочек. Дети ищут Листочек № 2.
Воспитатель: Он нам предлагает поиграть в игру «Назови детенышей»
Интерактивная технология «Хоровод» (с мячом)
Д/игра «Назови ласково?»
Воспитатель: - Ребята, в лесу живет много разных животных я буду называть вам животного, а вы мне ответите как можно назвать ласково этого животного.
1. Лиса - лисенок,
2. Волк - волчонок,
3. Медведь - медвежонок,
4. Белка - бельчонок,
5. Ззаяц - зайчонок,
6. Еж - ежонок
7. Кабан – кабанчик
8. Лось - лосенок
9. Барсук - барсучонок
10. Рысь - рысенок
11. Хомяк - хомячок
12. Мышь - мышонок
- Молодцы!
На дереве появляется 2 красный листок.
Воспитатель: - Ребята, давайте найдем третий листочек с заданием.
Листочек № 3 нам предлагает поиграть в игру. Д/игра «Назови одним словом».
Воспитатель: - Ребята, возьмите по одному листочку. А теперь найдите у кого одинаковые листочки. (Дети делятся на пары).
Воспитатель: - Ребята, возьмите конверты с заданием. Присаживайтесь за стол чтобы выполнить задание.
Интерактивная технология «Работа в группах». Цель: формировать умение классифицировать предметы.
Этапы | Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
1.Мотивационный |
Нужно найти предметы которые у вас на картинке. |
Дети принимают предложенную ситуацию |
2.Организационный |
Предлагаю вам разделиться на пары. Возьмите по конверту (Оранжевые, красные, желтые листочки) |
Дети делятся на группы с помощью парных листочков. |
3.Деятельностный |
Договоритесь, кто будет озвучивать ответ, называя слово, помещайте листочек на ветку. |
Дети общаются, подбирают картинки, каждая группа дает ответ. |
4.Заключительный |
Вы правильно подобрали предметы. На дереве появилось много листочков. |
Дети проговаривают. |
1. Воробей, ворона, дятел - птицы;
2. Бабочка, комар, божья коровка, пчела - насекомые;
3. Клен, береза, ель, дуб - деревья;
4. Бархатцы, ромашка, подснежник, роза - цветы;
5. Крыжовник, клубника, малина, смородина - ягоды.
6. Мухомор, лисичка, рыжик, опята – грибы.
На дереве появляется 4 оранжевый листок.
- Ребята, а сейчас мы немножко отдохнем.
Физкультминутка.
«Осень»
Ходит осень по дорожке (ходьба на месте)
Промочила в лужках ножки (трясем ножками)
Ходит осень, бродит осень (хлопаем ладонями по ногам)
Ветер с клена листья сбросил (качаем руками над головой)
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (хлопаем в ладоши)
Воспитатель: - Ребята, давайте найдем четвертый листочек с заданием.
Листочек № 4 предлагает нам назвать признаки осени, а поможет нам таблица.
Дети садятся на стульчики, составляют рассказ по картине с помощью мнетаблицы.
Воспитатель: - Какие признаки осени вы знаете?
«Осень».
«Наступила осень. Солнце меньше греет. Идет дождь. Люди ходят под зонтиками. Листья пожелтели и опали. Перелетные птицы улетают на юг».
(Дети по одному подходят к ноутбуку нажимают кнопку еsc появляется картинка и ребенок называет признак осени. Дети берут осенние листочки и вешают на дерево).
Воспитатель: - Мы составили рассказ об осени. А кто хочет рассказать сам полностью. (Ребенок рассказывает рассказ опираясь на мнетаблицу и вешает листочек на дерево).
Воспитатель: - Ребята, полюбуйтесь каким красивым стало наше дерево. Ему тоже радостно стоять на полянке. А дерево дарит вам листочки, они помогут вспомнить рассказ об осени, и рассказать его родителям. Воспитатель: - нам пора возвращаться в детский сад.
- Ребята, давайте скажем волшебные слова:
«Ветерок нас закружи в детский сад нас верни» (дети кружатся).