Цель для учителя: обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.
Цели для обучающихся: узнать правило сложения и вычитания десятичных дробей; научиться складывать и вычитать десятичные дроби.
Задачи урока:
Образовательные:
- создать условия для открытия правила сложения и вычитания десятичных дробей;
-обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей;
-способствовать закреплению правила в процессе решения примеров и задач;
Развивающие:
- развивать у обучающихся умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать у обучающихся умения самостоятельно находить способы решения;
- развивать логическое мышление;
- развивать слуховую и зрительную память;
- развивать внимание;
- развивать грамотную математическую речь;
- расширение кругозора обучающихся.
Воспитательные:
- мотивировать учащихся к ЗОЖ, спорту;
- воспитывать волю и настойчивость для достижения конечного результата;
- формировать у учащихся интерес к предмету;
- воспитывать доброжелательные, уважительные отношения друг к другу;
- воспитывать умение объективно оценивать свой труд.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- знать правила сложения и вычитания десятичных дробей;
- выполнять сложение и вычитание десятичных дробей;
- формирование грамотной математической речи.
Метапредметные:
- Познавательные: развивать умения сравнивать, обобщать, анализировать полученную информацию, выделять главную мысль, выделять и формулировать проблему, решать задачу/проблему разными способами и выделять наиболее оптимальный; ориентироваться в учебнике, выполнять задания по аналогии.
- Коммуникативные: формировать навык конструктивного общения в сотрудничестве со сверстниками, работать в паре; вносить свой вклад в совместные действия.
- Регулятивные: определять цель урока, формировать алгоритм выполнения задания; находить рациональные способы работы; развивать у учащихся умение планировать и контролировать свою деятельность; учить способам самопроверки и взаимопроверки;
- Личностные: формирование ценности здорового образа жизни; формирование настойчивости для достижения конечного результата; умение объективно оценивать свой труд; развивать слуховую и зрительную память.
Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков.
Формы работы обучающихся:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- работа в парах.
Необходимое оборудование:
- Проектор и экран.
- Презентация “Сложение и вычитание десятичных дробей ”.
План конспект урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут…. Я работаю учителем в КСШ №1, а вы обучаетесь в КСШ№2, но сегодня ровно на 45 мин. Судьба подарила нам встречу и я надеюсь, что эта встреча пройдет с большой пользой для всех нас.
2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
- Урок мне хотелось бы начать с просмотра ролика. Просмотр ролика про открытие олимпиады. Приложение 1.
- Ребята, что вы увидели в этом ролике? (открытие олимпиады в Сочи в 2014 году, 270 спортсменов, много спортсменов, многочисленная команда, «праздник спорта»)
- Посмотрите что у вас лежит на партах? (юные спортсмены) Приложение 2
- В конце урока мы вернемся к этим юным спортсменам.
- А вы любите спорт?
- А какие виды спорта вам нравятся?
- Какими видами спорта вы занимаетесь? Я тоже люблю спорт и занимаюсь настольным теннисом, лыжами, шахматами.
- Ребята, но я учитель математики, а начинаю разговор с Вами о спорте, как вы думаете почему? Что мы будем делать сегодня на уроке? (решать какие-то задачи спортивного содержания)
- Да мы свяжем спорт и математику.
- А зачем нужно заниматься спортом? (чтобы быть здоровым, сильным, ловким)
- А что обязательно присутствует в любом виде спорта? (спорт - это соревнование, а в любом соревновании присутствует оценивание, места, победители)
- Правильно, так и сегодня на уроке вы будете зарабатывать баллы и вносить их в Лист самооценки (Приложение 3), которые лежат у вас на партах, а в конце урока поставите отметку в соответствии с полученными баллами.
- Напишите на этом листе свою фамилию и имя.
3. Актуализация знаний
- Ребята, с какими числами вы работали на предыдущих уроках? (натуральными и дробными)
- Когда нам приходится пользоваться дробными числами? (когда ответ мы не можем записать в виде натуральных чисел, пример одно яблоко надо разделить на 3 ребят - каждому достанется по 1/3 части)
- Какие виды дробей вы знаете? (обыкновенные и десятичные)
- Какую дробь считают десятичной? Можно записать в виде десятичной дроби? (Дробь, знаменатель которой выражается единицей с одним или несколькими нулями)
- В чем особенность записи десятичных дробей? (в записи присутствует запятая, целая часть отделена от дробной запятой)
- Приведите пример обыкновенной дроби, которую можно записать в виде десятичной?
На доске:
- А сейчас в ваших листах самооценки вы найдете первое задание: я предлагаю Вам определить в каком столбце верно записана десятичная дробь, обведите букву соответствующую верной записи десятичной дроби и у вас получится слово.
По окончании работы поднимите руку.
1) семь целых три десятых | 7, 3 |
7,03 |
7,003 |
2) ноль целых сорок пять сотых |
0, 045 |
0, 0045 |
0,45 |
3) четыре целых двадцать восемь тысячных |
4, 28 |
4, 028 |
4, 0028 |
4) двенадцать целых девять сотых |
12, 009 |
12, 9 |
12,09 |
5) восемнадцать целых восемь десятых |
18,08 |
18,8 |
18, 008 |
6) пять целых семнадцать десятитысячных |
5, 0017 |
5, 017 |
5, 17 |
- Какой вид спорта у Вас получился? (теннис)
- Действительно, теннис, давай выполним проверку по эталону.
- Что мы повторяли в этом задании? (мы повторили правильную запись и чтение десятичных дробей)
- Выполните оценивание, за каждую правильно определенную запись десятичной дроби, т.е. за каждую верную букву в слове «теннис» поставьте себе по одному баллу.
- Ребята, а какие виды тенниса Вы знаете? (большой теннис, настольный теннис)
- А вы умеете играть в теннис?
- Как называется площадка для игры в теннис?
- Двигаемся дальше.
На слайде представлены результаты выполнения некоторого упражнения группой ребят:
Имя ученика | Татьяна |
Ольга |
Николай |
Иван |
Результат прыжка, м |
2,1 |
1,83 |
1,85 |
1,9 |
- Определите, что за упражнение выполняли ребята? (прыжки в длину с места)
- Правильно, на уроках физкультуры вы тоже часто выполняете прыжки в длину.
- Какое задание можно составить по таблице? (кто прыгнул дальше, чей результата лучше)
- А что нужно для этого выполнить, чтобы определить лучший результат? (сравнение десятичных дробей)
- А что для этого нужно вспомнить? (правило сравнения десятичных дробей)
- А теперь выполните задание №2 в листе самоконтроля: в приведенную таблицу внесите данные о прыжках в длину данных ребят в порядке возрастания
Результат прыжка, м |
|
|
|
|
- Время работы 3 минуты. По окончании работы поднимите руку.
- Возьмите в руки карандаш, обменяйтесь листами самооценки и выполните проверку по эталону в парах, (верная таблица на слайде). Оцените свою работу: если задание выполнено верно поставьте 2 балла, если неверно - 0 баллов.
- В данном задании мы говорили о прыжках в длину. В каких единицах измерения вам были даны результаты? (в метрах)
- А какие еще единицы измерения длины вы знаете? (см, дм, км)
- Давайте вспомним как они связаны.
- 1 дм=10 см
- 1м=10 дм=100 см
- 1км=1000м
- А какую часть составляют 1м от 1км? 1 дм от 1м?
- 0,5 км=500м
- 2,05км=2 050м
- Что повторили на данном этапе? (единицы измерения длины)
- В различных видах спорта результаты выражаются в различных единицах измерения. Прыжки в длину выражаются….
- А как вы думаете в велогонках какие единицы измерения используют?
- Двигаемся дальше.
4. Выявление места и причины затруднения
Задача: Шоссейные велогонки проходили в два этапа. Первый этап составил 8, 055 км, а второй этап составил 31, 9 км. На сколько км длина второго этапа больше длины первого этапа? Какова длина всей дистанции?
- Какие числа используются в задаче? (десятичные дроби)
- Какие арифметические операции необходимо выполнить, чтобы ответить на вопросы задачи? (сложение и вычитание)
- Сложение и вычитание каких чисел? (сложение и вычитание десятичных дробей)
На доске
- 13,9+8,055 и 13,9-8,055
- А вы умеете складывать и вычитать десятичные дроби? (нет)
5. Формулирование проблемы; тема и цель урока
- Как вы думаете какая тема нашего урока?
Кто сформулирует тему? (Сложение и вычитание десятичных дробей)
- А какие цели нашего урока? (познакомиться с правилом сложения-вычитания десятичных дробей, учиться складывать и вычитать десятичные дроби на примере решения упражнений и задач)
- Открываем тетради и записываем число и тему урока.
6. Этап построения проекта выхода из затруднения и реализации построенного проекта
- Ребята, а как можно решить задачу не применяя сложение и вычитание десятичных дробей? (перевести км в м)
Итак, 8, 0
- 55 км=8 055м
- 31, 9 км=31 900м
- Ребята, можем мы теперь решить задачу?
- Давайте запишем наши вычисления «в столбик»:
- 13 900-8055=5845 м
- 13 900+8055=21955м
- А теперь прочитайте вопрос задачи? (ответ необходимо дать в км)
- Можно полученные результаты перевести в км? (поставить запятые)
- А те данные которые мы складывали давайте тоже запишем в виде десятичных дробей, добавим запятые!
- Что же у нас получилось? Что мы сложили и вычли десятичные дроби.
- А кто догадался, как сложить и вычесть десятичные дроби? (от целой части целую, от дробной дробную)
- Как записаны дроби? А зачем нули?
- Скажите, ребята, удобно каждый раз при решении задач выполнять такие переходы от одних единиц измерения к другим? (нет, так как занимает много времени и места в тетради, трудоемко)
- Давайте еще раз проговорим что же мы выполнили для того, чтобы вычесть две десятичные дроби?(ученик проговаривает алгоритм)
- Давайте теперь обратимся к нашему помощнику учебнику и проверим правило, которое есть в учебнике стр 191. Читать по пунктам.
- Прочитайте хором, проговорите в парах друг другу.
7. Физкультминутка
- Ребята, давайте отдохнем и разомнемся.
- Встаньте, ребята, свободно, задвиньте стулья, выйдите из за парт.
ФИЗМИНУТКА (приложение 4)
- Улыбнитесь друг другу и присаживайтесь на места. Ребята, а вы обратили внимание к чему призывали слова песни из нашей физминутки? (делать зарядку)
- А для чего человеку нужно делать заряду? (чтобы быть энергичным, активным, здоровым, иметь возможность заниматься спортом)
- А вы делаете по утрам зарядку?
-А математику считают гимнастикой для ума. Продолжим нашу работу над тренировкой ума, способностей.
8. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Закрепление материала, отработка нового материла(примеры из учебника обучающиеся решают столбиком на доске и в тетрадях, при оформлении примеров проговаривают правило-алгоритм, который записан на слайде)
Работа по учебнику
- №1213 (б,г)
- №1214 (д,е)
- №1219(е,к) обеспечение усвоения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей, выявление качества и уровня усвоения знаний, а также причин выявленных ошибок.
Задача на слайд: Длина лыжной трассы 15 км. Лыжник преодолел 4,75 км. Какова длина оставшейся части трассы?
9. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
- Ребята, следующее задание «Реши пример и составь слово» (приложение 5) необычное: я предлагаю вам сейчас в парах решить вместе 5 примеров по новой теме, затем найденные результаты ваших действий найти в таблице и зачеркнуть их. А из оставшихся букв составить слово. На работу 3 минуты, подумайте, как вы в паре организуете работу так, чтобы быстро и верно выполнить все действия. Приступайте. По окончании работы поднимите руку.
- Какие слова у Вас получились? (Выше, быстрее, сильнее)
Оцените свою работу: каждой паре пришлось решить по пять примеров и составить слово-кому это удалось поставьте себе 6 баллов, если же вы решили только примеры, но не смогли составить слов - поставьте себе 5 баллов, и так далее 4 примера - 4 балла, 3 примера - 3 балла.
- А кто из вас знает, что это за слова? (это девиз олимпийских игр с 1913 года, предложенный Кубертеном, а сами игры зародились в 776 г до н.э. Интересно, что ранее на время Олимпийских игр прекращались все войны в регионе и вначале состязания продолжались всего один день, затем постепенно происходило расширение программы игр. Девиз обозначает стремление к честной борьбе, а также благотворное влияние спорта на человека).
10. Подведение итогов урока, рефлексия
- Ребята, наш урок подходит к концу, давайте вычислим суммарный результат тех баллов за три задания, которые вы заработали во время работы по листу самооценки.
Поставьте отметки
- «5» - те, кто набрал 13-14 баллов,
- «4»-те, кто набрал 10-12 баллов,
- «3»-те кто набрал 7-9 баллов.
- Поднимите руки у кого «5»? «4»?
Листы самооценки после окончания урока оставьте на партах. А эти отметки передам вашему учителю и он по вашему желанию выставит их в журнал.
- А сейчас, давайте вспомним какая была тема урока?
Какие были цели урока? Чему вы научились сегодня на уроке?
Как вы думаете достигли вы целей урока?
- Ребята, а возьмите своих спортивных человечков и разместите их на нашей импровизованной лестнице, олимпе успеха:
- мне все понятно, у меня все получилось
- мне все понятно, у меня не все получилось
- все было непонятно, ничего не получилось
Давайте посмотрим, сколько учеников отлично поняли тему и справлялись с заданиями, сколько испытывали затруднения, но это только первый урок, на следующих….
11. Домашнее задание
- Домашнее задание поможет вам лучше закрепить полученные знания и умения. Приложение 6.
Инструктаж к домашнему заданию.
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
Ребята, вы сегодня все хорошо потрудились на уроке. И последнее, что я попрошу вас сделать – это оценить свою работу на уроке методом незаконченных предложений
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
- Я попробую…
- Мне было приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок. Молодцы!