Цели урока:
Обучающие:
- дать возможность учащимся самостоятельно приобрести знания о прямоугольном треугольнике;
- сформировать умения применять данные знания при решении задач.
Развивающие:
- продолжить работу над развитием воображения, логического мышления учащихся;
- продолжить работу над развитием умения сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное;
Воспитательные:
- продолжить работу над воспитанием ответственного отношения к учебе;
- умение работать творчески, слушать учителя, оценивать себя;
- воспитание гражданско-нравственного мировоззрения
Приёмы ТРКМ: ребус; корзина идей; верные, неверные утверждения; инсерт; кластер; создание викторины, кроссворд.
Оборудование: учебник, мультимедиа проектор, карточки с заданиями для работы.
Ход урока
1. Организационный момент (1 слайд)
- Доброе утро! Улыбнитесь друг другу, садитесь.
Я предлагаю проверить всё ли имеется у вас, что потребуется нам сегодня на уроке:
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
Стадия «Вызов» Слайд 2, 3, 4
2. Сообщение темы урока, постановка цели
- Отгадайте ребус:
(треугольник)
- Вам знакома данная фигура?
- Возьмите треугольник (шаблон равнобедренного треугольника) лежащий у каждого на парте. Сложите из него другой треугольник, соединив 2 вершины.
Покажите ваши треугольники.
- Какой треугольник у вас получился? (прямоугольный)
- Сформулируйте тему урока… «Прямоугольный треугольник» (записывают в тетрадь число и тему урока). Cлайд 5
- А что вы знаете о прямоугольном треугольнике? Давайте все ваши мнения соберем в «корзину идей». Слайд 6
- Какие цели достигнем на уроке? (поставим)
(1. Познакомиться с понятием прямоугольного треугольника;
2. Узнать его свойства и применить при решении задач). Слайд 7
3. Актуализация изучения темы
- Сыграем в игру «Верю, не верю».
возьмите таблицу с утверждениями и в строке «я думаю» поставьте + если верю или – не верю. Слайд 8,9
- Если в треугольнике один угол острый, то он остроугольный.
- В прямоугольном треугольнике два прямых угла.
- Сумма углов прямоугольного треугольника равна 180°.
- Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°.
- Существует прямоугольный равнобедренный треугольник.
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я думаю |
|
|
|
|
|
Я узнал |
|
|
|
|
|
- К этому заданию мы вернемся позже
Стадия «Осмысления» слайд 10
- Я вам предлагаю в течение 2-х минут прочитать в учебнике текст о прямоугольном треугольнике стр.47, делая пометки на полях во время чтения карандашом, используя условные знаки:
- «+» - это я знал
- «!» - новая информация для меня
- «–» - я думал иначе
Давайте обсудим ваши пометки:
- где вы поставили минус;
- какая информация для вас новая;
- а что вы уже знали?
Стадия «Рефлексии» Cлайд 11, 12
- Проверим, внимательно ли вы прочитали текст. Работая в парах составьте кластер (на парте найдите заготовку, выполнив задание разместите его на доске)
- Поставьте в лист самооценки отметку. (кластер заполнен весь, или один пункт пустой – 5, два пустых – 4, три пустых – 3)
- Вернемся к таблице «Верю, не верю» и заполним строку «я узнал» (ребята, кто-то изменил свое мнение? Проверим строку я узнал, сколько верных ответов, такая отметка)
(самопроверка с ответами на слайде)
- Поставьте в лист самооценки отметку. Cлайд 13, 14
Физминутка
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать!
(Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно
Буду поднимать колени.
(По очереди поднимать согнутые в коленях
ноги как можно выше.)
Корпус вправо, корпус влево
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.
Отдохнули, посвежели
И за парты снова сели.
- Перейдем к решению задач слайд 15, 16, 17, 18
1. Работа по готовым чертежам:
Задание 1. Подпишите катеты и гипотенузу в треугольнике. (учащиеся работают самостоятельно, взаимопроверка)
- Поставьте в лист самооценки отметку соседу.
Задание 2. Найдите градусную меру острого угла.
Давайте вспомним свойство острых углов прямоугольного треугольника (отвечают)
(учащиеся работают в парах, самопроверка с ответами на слайде)
- Поставьте в лист самооценки отметку.
2. Работа по учебнику: №41(1) стр.54 (коллективная работа)
- А что это за треугольники? (на слайде фронтовые письма) слайд 19, 20
В военные годы было трудно с конвертами. А письмо — треугольник — это и письмо и конверт в одном. Наклейки тогда были не нужны, адрес писался на лицевой стороне треугольника.
- А вы умеете складывать фронтовые письма?
В те времена складывать такое письмо умели даже дети. Для треугольника нужен обычный тетрадный листок или прямоугольный лист бумаги.
- Давайте попробуем: загибаем лист бумаги справа налево, потом слева направо, формируя фигуру похожую на домик. Теперь нижнюю часть бумаги, что под «крышей» домика вставить как клапан внутрь треугольника.
- Только представьте себе сколько лет прошло уже со дня Победы! Много это или мало? С каждым днем, увы, ветеранов становится все меньше. А наша благодарность им? Она тоже уменьшается? Или растет?
- А вы знаете, что в нашем районе стартовала акция «Письмо победы», где необходимо написать обращение к фронтовикам, в котором нужно поблагодарить их за вклад в Великую Победу. Все ваши послания будут вручены ветеранам. Давайте и мы примем участие в данной акции. На уроке напишем короткое пожелание ветеранам вместо адреса, а вот над содержанием письма вы поработаете дома.
Итоги урока
Высчитывается средняя оценка по листу самооценки.
Лист самооценки
ФИ уч-ся_________________________
Задания |
Отметка |
Составление кластера |
|
Игра «Верю, не верю» |
|
Катеты и гипотенуза |
|
Вычисление углов |
|
Средняя отметка за урок |
|
Домашнее задание. Cлайд 21
Составить кроссворд или викторину по теме «Прямоугольный треугольник» или №41(2) стр. 54.
Рефлексия. Слайд 22
Продолжи предложение:
- Я узнал на уроке…
- Мне понравилось на уроке….
Спасибо за урок.