Урок по геометрии "Прямоугольный треугольник". 7-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (565 кБ)


Цели урока:

Обучающие:

  • дать возможность учащимся самостоятельно приобрести знания о прямоугольном  треугольнике;
  • сформировать умения применять данные знания при решении задач.

Развивающие:

  • продолжить работу над развитием воображения, логического мышления учащихся;
  • продолжить работу над развитием умения сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное;

Воспитательные:

  • продолжить работу над воспитанием ответственного отношения к учебе;
  • умение работать творчески, слушать учителя, оценивать себя;
  • воспитание гражданско-нравственного мировоззрения

Приёмы ТРКМ: ребус; корзина идей; верные, неверные утверждения; инсерт; кластер; создание викторины, кроссворд.

Оборудование: учебник, мультимедиа проектор, карточки с заданиями для работы.

Ход урока

1. Организационный момент (1 слайд)

- Доброе утро! Улыбнитесь друг другу, садитесь.

Я предлагаю проверить всё ли имеется у вас, что потребуется нам сегодня на уроке:

Руки? На месте! 
Ноги? На месте! 
Локти? У края! 
Спина? Прямая!

Стадия «Вызов» Слайд 2, 3, 4

2. Сообщение темы урока, постановка цели

- Отгадайте ребус:

(треугольник)

- Вам знакома данная фигура?

- Возьмите треугольник (шаблон равнобедренного треугольника) лежащий у каждого на парте. Сложите из него другой треугольник, соединив 2 вершины.

Покажите ваши треугольники.

 

- Какой треугольник у вас получился? (прямоугольный)

- Сформулируйте тему урока… «Прямоугольный треугольник» (записывают в тетрадь число и тему урока). Cлайд 5

- А что вы знаете о прямоугольном треугольнике? Давайте все ваши мнения соберем в «корзину идей». Слайд 6

- Какие цели достигнем  на уроке? (поставим)

(1. Познакомиться с понятием прямоугольного треугольника;
2. Узнать его  свойства и применить при решении задач). Слайд 7

3. Актуализация изучения темы

- Сыграем в игру «Верю, не верю».

возьмите таблицу с утверждениями и в строке «я думаю» поставьте  + если верю или – не верю. Слайд 8,9

  1. Если в треугольнике один угол острый, то он остроугольный.
  2. В прямоугольном треугольнике два прямых угла.
  3. Сумма углов прямоугольного треугольника равна 180°.
  4. Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°.
  5. Существует прямоугольный  равнобедренный треугольник.

№ вопроса

1

2

3

4

5

Я думаю

 

 

 

 

 

Я узнал

 

 

 

 

 

- К этому заданию мы вернемся позже

Стадия «Осмысления» слайд 10

- Я вам предлагаю в течение 2-х минут прочитать в учебнике текст о прямоугольном треугольнике стр.47, делая пометки на полях во время чтения карандашом, используя условные знаки:

  • «+» - это я знал
  • «!» - новая информация для меня
  • «–» - я думал иначе

Давайте обсудим ваши пометки:

  • где вы поставили минус;
  • какая информация для вас новая;
  • а что вы уже знали?

Стадия «Рефлексии»  Cлайд 11, 12

- Проверим, внимательно ли вы прочитали текст. Работая в парах составьте кластер (на парте найдите заготовку, выполнив задание разместите его на доске)

- Поставьте в лист самооценки отметку. (кластер заполнен весь, или один пункт пустой – 5,  два пустых – 4, три пустых – 3)

- Вернемся к таблице «Верю, не верю» и заполним  строку  «я узнал» (ребята, кто-то изменил свое мнение?  Проверим строку я узнал, сколько верных ответов, такая отметка)

(самопроверка с ответами на слайде)

- Поставьте в лист самооценки отметку.  Cлайд 13, 14

Физминутка

Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать!
(Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно
Буду поднимать колени.
(По очереди поднимать согнутые в коленях
ноги как можно выше.)
Корпус вправо, корпус влево  
Надо спинку нам размять.  
Повороты будем делать
И руками помогать.
Отдохнули, посвежели
И за парты снова сели.

- Перейдем к решению задач слайд 15, 16, 17, 18

1. Работа по готовым чертежам:

Задание 1. Подпишите катеты и гипотенузу в треугольнике. (учащиеся работают самостоятельно, взаимопроверка)

- Поставьте в лист самооценки отметку соседу.

Задание 2. Найдите градусную меру острого угла.

Давайте вспомним свойство острых углов прямоугольного треугольника (отвечают)

(учащиеся работают в парах, самопроверка с ответами на слайде)

- Поставьте в лист самооценки отметку.

2. Работа по учебнику: №41(1) стр.54 (коллективная работа)

- А что это за треугольники? (на слайде фронтовые письма) слайд 19, 20

В военные годы было трудно с конвертами. А письмо — треугольник — это и письмо и конверт в одном. Наклейки тогда были не нужны, адрес писался на лицевой стороне треугольника.

- А вы умеете складывать фронтовые письма?

В те времена складывать такое письмо умели даже дети. Для треугольника нужен обычный тетрадный листок или прямоугольный лист бумаги.
- Давайте попробуем: загибаем лист бумаги справа налево, потом слева направо, формируя фигуру похожую на домик. Теперь нижнюю часть бумаги, что под «крышей» домика вставить как клапан внутрь треугольника.

- Только представьте себе сколько лет прошло уже со дня Победы! Много это или мало? С каждым днем, увы, ветеранов становится все меньше. А наша благодарность им? Она тоже уменьшается? Или растет?

- А вы знаете, что в нашем районе стартовала акция «Письмо победы», где необходимо написать обращение к фронтовикам, в котором нужно поблагодарить их за вклад в Великую Победу. Все ваши послания будут вручены ветеранам. Давайте и мы примем участие в данной акции. На уроке напишем короткое пожелание ветеранам вместо адреса, а вот над содержанием письма вы поработаете дома.

Приложение 1

Приложение 2

Итоги урока

Высчитывается средняя оценка по листу самооценки.

Лист самооценки

ФИ уч-ся_________________________

Задания

Отметка

Составление кластера

 

Игра «Верю, не верю»

 

Катеты и гипотенуза

 

Вычисление углов

 

Средняя отметка за урок

 

Домашнее задание. Cлайд 21

Составить кроссворд или викторину по теме «Прямоугольный треугольник» или №41(2) стр. 54.

Рефлексия. Слайд 22

Продолжи предложение:

  • Я узнал на уроке…
  • Мне понравилось на уроке….

Спасибо за урок.