Российское государство в первой трети XVI века. 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: изучить особенности развития Российского Государства в первой трети 16 в.

Задачи урока:

  • охарактеризовать политику «собирания земель».
  • рассмотреть систему управления Московским Государством первой трети 16 века.
  • изучить семейное древо Московских государей  первой трети 16 века.

Этап урока

 

Время

I. Организационный момент

Фронтальная беседа учителя, включающая себя приветствие, выявление готовности к уроку, настрой на работу на уроке.

2 мин.

II. Актуализация знаний

Фронтальная беседа учителя с учениками
1. Как называется период в  развитии государства Российского 11-14 в.?
2. Перечислите основные  причины феодальной раздробленности.
3. Назовите последствия Феодальной раздробленности.
4. Как вы думаете, положительное или негативное влияние оказала феодальная раздробленность на развитие государства? Свой ответ объясните?

 4 мин.

III. Постановка учебной задачи

Приемы работы:
1. Анализ текстового компонента учебника (устные ответы на вопросы).
2. Заполнение  интерактивной схемы.
Предполагаемое количество оценок – 2.

4 мин.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

 приемы работы:
1. Анализ сводной хронологической таблицы (Задание № 1).
2. Анализ картографического материала (Задание №1).
3. Заполнение круговой схемы (Задание № 1).
4. Анализ семейного древа Ивана III (Задание №2).
5. Анализ текстового компонента учебника, составление опорной схемы, заполнение конкретизирующей таблицы (Задание № 3, №4).
6. Анализ аудиоклипа, заполнение  рабочего листа «Присоединение Пскова» (Задание № 5).

30 мин.

V. Закрепление знаний 
и способов действий

Для проверки знаний используются тесты с выбором ответа по датам и событиям.

5 мин.

VI. Рефлексия

Заполнение  дневника «Оценки уроков истории России».

 2 мин.

VII. Домашнее задание

Комментирование  домашнего задания

 

Дидактические материалы для урока

Задание № 1. Охарактеризуйте  политику «Собирания земель» московских государей.

А) Используя данные, приведенные в таблице назовите государей, правивших в первой трети 16 в.

Года правления

Правитель

1389–1425 гг.

Василий I

1425–1462гг.

Василий II

1445г.

Дмитрий Шемяка

1462–1505г.

Иван III

1505–1503г.

Василий III

 

Елена Глинская

 

Бояре Шуйские

 

Иван IV Грозный

Б) Используя карту учебника ст.29. укажите территории, вошедшие в состав Московского Государства в первой трети 16 в.

В) Полученные данные занесите в круговые схемы «Объединения русских земель».

Территория Московского  государства в первой трети 16 в.

Задание № 2. Характеристика династических браков Иоанна III внимательно рассмотрите генеалогическое древо Иоанна III.

Устно ответьте на вопросы.

Вопросы:

1. Сколько браков было у Ивана III?

2. Как звали Его жен?

3. Назовите причину повторного замужества?

4. Как звали наследника от первого брака?

5. Попробуйте предположить (была ли вторая жена Ивана 3 иностранкой или представительницей российских княжеских фамилий?)

6. Сколько детей родилось от второго брака (перечислите  имена детей).

7. Как вы думаете, кого первоначально объявил наследником Иван 3?

8. Используя текст учебника (ст. 28, абз 1, 2 последних предлож.) уточните причину смены наследника.

Задание № 3. Используя текст учебника (ст. 28, абз.3, 2 послед. Предлож + п.2, 1 предлож.), заполните опорную схему «Внутренняя и Внешняя политика Василия III».

<— «Внутренняя и Внешняя политика Василия III» —>

Задание №4. Решите исторические примеры.

  1. 3 ки + 2 ли + 1 ве + 4 й
    2 ня + 1 к + 3 зь
  2. 5 ка + 2 я+ 1 бо + 3 р + 4 с+ 6 я
    2 ма + 1 ду
  3. 2 Су + 1 Го + 3 да + 4 ре + 5 в
    3 Р + 1 д + 2 во
  4. 2з+ 1 ка + 3 на
  5. 3 р + 2 во+ 1 д+ 4 цы
  6. 3 ка + 1 п + 2 ри + 4 зы
  7. 4 ки +1дь +2я+3ч
  8. 4 Ц +2 во+ 1 д+ 3 ре+5 кие
  9. 4 ки +1 на +3  стни + 4 ки

Задание № 5. Охарактеризуйте систему управления Московского государства в 16 веке.

Используя текст учебника и решение исторических примеров, заполните конкретизирующую таблицу.

Система управления Московского государства в 16 веке

Название органа

Деятельность

Ориентрир. В учебнике.

1

 

Пункт 3, аб.2, 2-3 пред.

2

 

Пункт 3, аб.2, 5 предлож.

3

 

Ст.31 аб.2, 4–5  пред.

4

 

Ст.31, 3 абз, 1 пред.

5

 

Ст.31, 3 абз, 2 пред.

6

 

Ст.31, 3 абз, 3 пред.

7

 

Ст.31, 3абз, 4 пред.

8

 

Ст.31, 3 абз, 5 пред.

9

 

Ст.31, 3 абз, 6 пред.

Задание № 6. Прослушайте аудиоклип и заполните   рабочий  лист «Присоединение Пскова». (обведите правильный ответ, ответьте на вопрос)

Рабочий лист «Присоединение Пскова»

Вопросы

1

В каком году великий князь предпринял третий поход на Смоленск?
А) 1514 г.
Б) 1513 г.
В) 1512 г.

2

Кто руководил городом в момент осады?
А) воевода и польский наместник
Б) мурза
В) польский наместник

3

Какое снаряжение было у российских войск?

4

Кто «бил челом» великому князю с просьбой о вхождении в состав Московского государства?
А) владыка Ворсанофий
Б) воевода
В) князья и бояре смоленские
Г) горожане и мещане
Д) польский наместник Юрий Сологубович

5

Выберите дату сдачи города
А) 31 июля 1514 г.
Б) 20 июля 2014 г.

6

Результатом завоевания города стало
А) назначение нового наместника В.В.Шуйского
Б) одаревание подарками местных бояр
Г) сохранение прежних наместников на прежних должностях

VI. Рефлексия

Ребята, откройте дневник оценки уроков истории России, найдите тему Российское государство в первой трети 16 века, напротив темы поставьте знак, оценивающий урок
Образец дневника

Тема

16

Российское государство в первой трети 16 века

Урок отличный, мне все понравилось, я все запомнил, хочу еще

Урок хороший, все получилось, но я сильно устал, мало запомнил

Урок сложный, я ничего не запомнил, я устал

VII. Домашнее задание

1. Устно ответьте на вопросы к параграфу 16

2. Прочитать текст параграфа, готовиться к тесту (формат ЕГЭ)

Задание по выбору учащегося:

1. Используя текст учебника и ресурсы интернета составьте Биографическую справку (8–10 предложений) на тему «Иван III, Василий III».Сообщение необходимо написать от лица боярина, летописца, князя.

Литература

1. История России. Хрестоматия. 6-10 классы. В 2-х частях. Часть 1. (электронная версия). М.: «Просвещение, 2015.

2. Е.Е. Вяземский, О.Ю.Стрелова. Как преподавать историю в современной школе. Лекции 5–8. (электронная версия). М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014.