Цели урока:
- Повторить, закрепить, обобщить географический и лингвистический материал по теме «Южная Америка».
- Формировать умения работать с географическими координатами.
- Развивать интерес и любознательность к истории возникновения многих растений на территории России.
- Воспитывать честность, трудолюбие, усидчивость, товарищество.
Планируемые результаты:
- Предметные: учащийся сможет называть и показывать все изученные объекты, определять их географическое положение, описывать природные объекты.
- Метапредметные:
- Коммуникативные – учащийся сможет проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, формулировать свои затруднения.
- Регулятивные – учащийся сможет принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем.
- Личностные: учащийся сможет определить целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии.
Форма проведения: урок-игра.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Звучит мелодия Джеймса Ласта «Полет кондора».
Учитель географии:
На далекой Амазонке не бывал я никогда.
Никогда туда не ходят иностранные суда.
Только «Дон» и «Магдалина» - быстроходные суда,
Только «Дон» и «Магдалина» ходят по морю туда…
… Никогда вы не найдете в наших северных лесах
Длиннохвостых ягуаров, броненосных черепах.
Но в солнечной Америке, Америке моей
Такое изобилие невиданных зверей!
Увижу ли Америку до старости моей?!
Этими стихами Р. Киплинга мы начинаем путешествие. Куда отправляемся? (В Южную Америку).
А без чего невозможно путешествие? (Без карты)
Учитель испанского: У нас есть подсказка, где ее найти! (Читает отрывок из дневника) «12 октября 1492 года. Матрос на мачте прокричал такое долгожданное «Земля!». Здесь жарко и влажно, всё в лесах, это не похоже на Индию!»
Учитель географии: А кому принадлежат данные слова? (Колумб)
Учитель испанского: А знаете ли вы, что существует загадочное письмо Колумба? Оно находится в этой аудитории. У вас есть 2 минуты, чтобы найти его при помощи подсказок (фотографий), размещенных в классе. (нашли карту под портретом Колумба).
Теперь мы можем начать наше путешествие.
1 этап: "Географическая разминка" (фронтально)
- Влажный экваториальный лес. (Сельва)
- Горы на западе Южной Америки, самые длинные горы в мире. (Анды)
- Полупустыня на юге материка, место приключений героев Ж.Верна. (Патагония)
- Самая крупная и тяжелая летающая птица в мире из подотряда американских грифов. (Кондор)
- Гигантская кувшинка Амазонки, выдерживает вес человека. (Виктория – регия)
- Как переводится название дерева «кебрачо»? (Сломай топор)
- Водяной удав, самая крупная змея в мире. (Анаконда)
- Ветры, больше всего влияющие на климат восточного побережья Южной Америки. (Пассаты)
- Из млечного сока какого дерева получают каучук? (Гевея бразильская)
- Самый высокий водопад мира. (Анхель)
- «Серебряная» низменность (Ла-платская)
- Английский пират, ставший адмиралом, имя его увековечено на карте Южной Америки. (Ф. Дрейк)
- Как переводится «горы Анды»? («Медные горы»).
- Водопад, находящийся в долине серебряной реки (Игуасу)
- Приток реки Парана «Большая река» (Рио-Гранде)
- Совершая свое первое путешествие, Магеллан сказал об этом острове «Земля из огня» (о. Огненная земля).
2 этап: "Этимология" (индивидуально)
Правильные ответы появляются на доске. Необходимо выбрать слова испанского происхождения (фронтально).
Далее необходимо эти слова перевести на испанский язык (индивидуально) 3 мин.
Взаимопроверка (на доске правильные варианты)
3 этап: "Черный ящик" (фронтально)
Учитель испанского: С названием этого предмета связано название традиционного блюда многих латиноамериканских стран. (сыр («queso») – кесадилья («quesadilla»)). В чёрном ящике действительно кусок сыра!
Учитель географии: С чем подается это блюдо? (С соусом)
Учитель испанского: Давайте вспомним, как сказать «соус» по-испански. Salsa – Сальса. А знаете ли вы, что это еще и название танца?
Учитель географии: Мы прошли практически полпути. Давайте разомнёмся! (Танцуем сальсу) 5 мин.
4 этап: "Страноведение" (в парах)
Каждому ученику раздаётся лист А4 с названием страны или её столицы на испанском языке. Задание найти свою пару (страна-столица).
Когда сформировались пары, каждая вскрывает конверт, в котором цветные фигуры.
Учитель географии: Что это может быть? (Флаги стран) Правильно! Ваша задача их составить и наклеить на конверт. Будьте внимательны, у вас есть лишние элементы!
В паре составляют флаги стран.
Проверка.
5 этап: "Природа"
Южная Америка – уникальный материк. «Самый-самый!»
На слайде слова на испанском языке, объединив их по смыслу вы получите представление о животном Латинской Америки. Назовите это животное!
6 этап: "Картография"
Последний этап путешествия всегда самый сложный и требует максимум внимания. Вы сейчас прослушаете текст на испанском языке, из которого вам необходимо выписать 2 числа. Это географические координаты. Определите географический объект по этим координатам.
Сравните, что у вас получилось. Поскольку это последний этап, он самый ответственный, и у вашей команды есть только одна попытка дать правильный ответ. 3 мин.
Ответ: Озеро Титикака. Именно оно скрывает золото инков. Отправляйтесь за своей наградой (в классе развешены фотографии пейзажей, под фото озера находится сундучок с «золотом» - шоколадки).
В сундучке также находится свёрток с фразой «Más vale amigo en apuro, que dinero en el puño». Дети переводят и подбирают аналог в русском языке (!Не имей сто рублей, а имей сто друзей»). Главное не золото, а то, что через все испытания мы прошли вместе, дружной командой! Именно поэтому достигли своей цели.
III. Рефлексия
Давайте вспомним, через какие именно испытания нам пришлось пройти (таблички с названием этапов разместить на доске).
Какие были у вас затруднения. (Каждый берет красный магнитик и оставляет на доске у самого сложного для него этапа). А какие оказались простыми? (То же самое с зеленым магнитик).
Приложение
Список стран и столиц:
- Colombia – Bogotá
- Argentina – Buenos Aires
- Chile – Santiago
- Venezuela – Caracas
- Perú – Lima
Текст для аудирования:
La América del Sur es el continente en que se encuentran más de quince países latinoamericanos.
Los más grandes son Brasil, Argentina y Venezuela.
Los idiomas oficiales normalmente son el español o el portugués, pero también se habla unos sesente y nueve lenguas indígenas.
La flora y fauna son muy variadas en todas las partes del continente, por eso lo visitan muchísimos turistas durante todo el año.