Обучение пересказу путем создания буклета на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Пересказ является хорошим средством развития речи учащихся. Он помогает формировать речь, заучивать новые слова, фразы и выражения. Учащиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи, сокращать текст, отбирая лишь существенное, передавая основные факты и исключая детали и подробности так, чтобы текст сохранял смысл всего произведения. При пересказе учащимся часто приходится употреблять косвенную речь, изменять лицо рассказчика, что требует от рассказчика владения определенными грамматическими навыками.

Способность и умение пересказывать относится  к межпредметным умениям и навыкам, и оно не появляется спонтанно, этому надо учить. Даже на русском языке ученики пересказывают с трудом, подбирая нужные слова. Это во многом связано с тем, что нынешнее поколение детей читает крайне мало, не умеет грамотно выражать свои мысли. На английском языке пересказ тем более вызывает повышенную трудность.

Очень часто, когда просишь учеников подготовить пересказ, то учащиеся не знают, как подступиться к этому тексту. Некоторые пытаются заучивать наизусть, как стихотворение и, забыв одно слово или фразу в предложении, не могут потом продолжить пересказ, так как не понимают смысла, логики пересказа, отсутствует умение перефразировать предложения, используя синонимичные слова и выражения. Соответственно, перед учителем встает задача научить ребят работать с текстом.

Пытаясь заострить внимание учеников на ряде аспектов работы с текстом, мы при подготовке к пересказу создаем с ними буклет (лист А4 сложенный пополам), в котором будет отражено все, что в дальнейшем поможет им при подготовке пересказа.

Разберем все этапы работы с текстом и создание буклета.

1 этап – pre-reading

На ознакомительном этапе мы выясняем: кто автор произведение (если он есть), в каком жанре он писал, какие произведения этого писателя они уже знают. Далее читаем заголовок и строим предположения, о чем может быть этот текст. На обложке нашего буклета ученики записывают автора и название произведения. (Если название текста отсутствует, то после прочтения ребята сами озаглавливают текст и записывают на первой странице буклета).

2 этап – Listening

Учащиеся слушают текст, попутно выполняя задания: подчеркивают незнакомые слова, ищут главных героев рассказа, подтверждают или опровергают свое предположение о содержании текста.

3 этап – post-listening

- выясняем о чем этот текст – записываем на второй странице буклета (The text is about …);

- кто главные герои рассказа (выписываем имена персонажей в Story map в строчку);

- какая главная мысль (если возникают сложности с этим заданием, то выполняем его в конце)

- переводим незнакомые слова из текста, выписываем на второй странице и подбираем к ним синонимы

4 этап – reading

- читаем текст по абзацам и озаглавливаем их

- составляем план пересказа и записываем его на третьей страничке

Introduction
Main body
Climax event (с младшими школьниками можно этот пункт пропустить)
Conclusion

5 этап – Post-reading

К каждому пункту плана подбираем предложения для пересказа, выполняя следующие упражнения:

- выбираем из 2-3 предложений основное, главное для пересказа.

- сокращаем предложения, убирая отдельные слова и фразы не несущие существенного смысла.

- заменяем слово или фразу синонимичным.

-  соединяем два предложения в одно с помощью придаточного.

- в Story map записывают рядом с каждым героем, что он делает в рассказе (то есть выписывают глаголы).

Пересказ на начальных этапах можно записать на четвертой странице буклета. The summary of the story.

К тому же в старших классах можно дать фразы, которые можно использовать для пересказа, как то:

The title of the text is…

The text is about …

First of all …

As I remember …

The fact is…

According to the text…

If I’m not mistaken…

I think…

Первоначально все пункты работы над буклетом учащиеся выполняют под руководством учителя. Постепенно часть этапов ученики выполняют самостоятельно. В старших классах ученики все пункты выполняют самостоятельно.

Среднюю часть буклета, там, где дается план, новые слова, основная мысль, учащиеся, на первых порах, используют в классе в качестве подсказки при пересказе. Последняя часть буклета, непосредственно с самим пересказом, нужна больше для подготовки пересказа дома, особенно тем ученикам, кому некому помочь дома.

В будущем, когда трудности с подготовкой к пересказу будут устранены, можно отказаться от ряда пунктов таких как: The main characters, The summary of the story. Учитель определяет это сам.

Пересказ является важной частью деятельности учащихся на уроке. Элементы пересказа присутствуют буквально на каждом занятии, когда ученик воспроизводит какое-то предложение, правило и т.п. С помощью пересказа развивается устная речь учащихся, лучше запоминаются слова и фразы, создаются предпосылки для появления спонтанной, неподготовленной речи.

Образец буклета:


The author of the story is …

The title of the text is…

1

 

The text is about …

The main characters are:
_____     _____       ____
What did they do?
_____     _____       ____
_____     _____      ____
_____     _____      ____
The new words, phrases and expressions:
_____    _____     _____
_____    _____     ____

2

Plan
1. Introduction

2. Main body

3. Climax event

4. Conclusion

The main idea of the text is ………

.
3

 

The summary of the story.

 4