Урок математики на тему «Решение примеров вида +6, +7, +8 и +9»

Разделы: Начальная школа


Цель: развивать умения применять приём перестановки слагаемых при решении выражений в тех случаях, когда это облегчает сложение; закрепить умения применять приемы сложения и вычитания чисел в пределах 10.

Задачи:

  • Актуализировать знания о сложении и вычитании однозначных чисел.
  • Закрепить умение обучающихся прибавлять числа 6, 7, 8, 9, применяя прием перестановки слагаемых.
  • Закрепить умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
  • Формировать интерес к математике, расширять математический кругозор.
  • Развивать навыки логического мышления.

Планируемые результаты

Личностные умения:

  • проявлять учебно-познавательный интерес к изучению темы и способам решения новой частной задачи;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • выполнять действия по заданному алгоритму;
  • творчески относиться к процессу обучения;
  • взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте;

Метапредметные умения:

Познавательные умения:

  • ориентироваться в информационном материале учебника;
  • знать переместительное свойство сложения и уметь использовать его при сравнении чисел и вычислении;
  • использовать приобретённые знания при нахождении, составлении и оформлении выражений и задач;
  • осуществлять анализ рисунков, схем, делать выводы;
  • решать логические задачи с помощью схем;
  • учить,  в сотрудничестве с учителем, формулировать учебные задачи, подводить итог урока.

Регулятивные умения:

  • формулировать цель, осознавать и принимать учебную задачу урока;
  • выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания;
  • соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
  • умение контролировать и оценивать свою работу по выработанным критериям;
  • планировать работу в паре.

Коммуникативные умения:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение;
  •  договариваться и распределять задания в паре;
  •  формировать умение   слышать, слушать и понимать партнера;
  • отвечать на вопросы учителя, задавать вопросы, используя простые речевые средства.

Предметные умения:

  • закреплять знания таблицы сложения;
  • закреплять знания состава  чисел в пределах 10;
  • знание способов прибавления чисел 7, 8, 9;
  • применять переместительное свойство сложения для случаев вида 5, 6, 7, 8, 9;
  • проверять правильность выполнения сложения, используя другой приём сложения;
  • формировать умение решать задачи изученных видов;
  • развивать навыки логического мышления;
  • применение новых знаний в жизненных ситуациях.

Ход урока

Деятельность

Результат деятельности

1. Организационный момент

Цели: создать эмоциональный настрой и установку на продуктивную учебную деятельность с помощью стихотворения:

СЛАЙД 1.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

- Но урок наш будет не совсем обычным. Сегодня у нас с вами гости.

Поприветствуйте их. Улыбнитесь. Покажем, всем чему мы научились, какие мы замечательные ученики.

Личностные умения:

  • самоопределение;
  • доброжелательность, готовность к сотрудничеству и дружбе

Коммуникативные умения:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний учащихся

Цели

  • актуализировать учащихся на изучение темы;
  • закрепить умение выполнять устные вычисления

- А помогать нам будет ученый-математик. Для нас он приготовил задания, которые необходимо выполнить. СЛАЙД 2.

 - Вам нужно решить задачи: СЛАЙД 3-6

Есть у Нади пять тетрадей -
Папа девочке их дал.
Дал и Ире он четыре.
Чтоб тетради посчитал.
(9 тетрадей)

Взял десять вишенок Сергей
И угостил своих друзей:
Четыре вишни дал он Вите,
А остальные все Никите.
Сколько вишен у Никиты?
Посчитайте и скажите.
(6 вишен)

У пенечков 5 грибочков
И под елкой еще три.
Сколько будет всех грибочков?
Подскажи.
(8 грибочков)

На кустике перед забором
Семь красных помидоров.
Потом два оторвалось.
А сколько на кусте осталось?  
(5 помидоров) 

Познавательные умения:

  • закреплять знания состава  чисел в пределах 10;
  • закреплять знания состава  чисел в пределах 10;
  • закрепление умения устного счета

Регулятивные умения:

  • действовать в соответствии с правилом;
  • принимать учебную задачу

Коммуникативные умения:

  • навыки сотрудничества с учителем и со сверстниками;
  • формулировать высказывание в рамках учебного диалога

Предметные умения:

  • закреплять знания состава  чисел в пределах 10;
  • закрепление умения устного счета

3. Самоопределение к деятельности

Цели: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

- Ученый-математик понаблюдал как хорошо вы умеете решать задачи. А подскажите, пожалуйста, каким удобным способом можно вычислять выражения вида +6? СЛАЙД 7

Презентация

Приложение

- А выражения  +7, +8, +9?  (использовать переместительное свойство сложения)

- Почему верны данные равенства? (от перестановки слагаемых сумма не меняется)

Познавательные умения:

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Регулятивные умения:

  • высказывать предположения на основе наблюдений;

Личностные умения: самоопределение

Коммуникативные умения:

  • умение слушать других;
  • строить речевые высказывания

4. Постановка учебной проблемы

Цели:

  • закрепить умение зафиксировать затруднение;
  • мотивировать школьников учиться определять тему, цели и задачи урока, планировать свою деятельность;
  • формулировать высказывание в рамках учебного диалога.

Формулирование учащимися темы урока:

- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? (Прибавление чисел 6, 7, 8, 9) СЛАЙД 8

– Какие цели? (научиться прибавлять  числа 6,7,8,9, используя переместительное свойство сложения)

- Какие задачи мы перед собой поставим? (Научиться прибавлять числа 6, 7, 8, 9; использовать полученные знания при выполнении различных заданий)

 – Составим план урока.

На доске этапы:

  • Определить тему, цели, задачи, составить план урока
  • Составляем выражения, используя переместительное свойство сложения
  • Самостоятельная работа

Подводим итоги.

Познавательные умения:

  • умение структурировать знания;
  • осуществлять поиск необходимой информации;
  • умение постановки и формулирования проблемы;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Регулятивные умения:

  • высказывать предположения на основе наблюдений;
  • формулировать тему урока;
  • самостоятельно ставить цель и задачи деятельности

Личностные умения: самоопределение
Коммуникативные умения:

  • умение слушать других;
  • согласовывать свои действия;
  • вступать в групповое учебное сотрудничество, принимая его правила и условия;
  • строить речевые высказывания.

ФИЗМИНУТКА

СЛАЙД 9

Регулятивные умения:

  • осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений

5. Применение знаний на практике

Цели:

  • актуализация знаний о переместительном свойстве сложения;
  • закрепить умение прибавлять числа 6,7,8,9, применяя знание состав числа;
  • актуализировать умение составлять и записывать выражения;
  • учитывать характер ошибок и вносить коррективы;
  • формулировать высказывание в рамках учебного диалога.

- Ребята, давайте с вами попробуем составить выражения, используя рисунки на с. 31 № 2 (у доски)

- Каким правилом мы с вами сможем пользоваться при составлении таких выражений? (Когда прибавляют числа 6, 7, 8 и 9, для облегчения счёта используют переместительное свойство сложения.)

Выполнение задачи СЛАЙД 10 - решение задачи на нахождение неизвестного.

Задание № 5 на составление и решение задач по заданному действию и числам (можно предложить в паре распределить задания, затем организовать взаимопроверку)

Познавательные умения:

  • пользоваться приемом переместительного свойства сложения;
  • определять, где необходимо использовать данный прием сложения;
  • прибавлять числа 6,7,8,9, применяя знание состав числа;
  • решать задачи;
  • обосновывать своё мнение

Регулятивные умения:

  • принимать учебную задачу;
  • осуществлять действия по реализации плана

Коммуникативные:

  • обмениваться мнениями, слушать других;
  • формулировать высказывание в рамках учебного диалога

Предметные умения:

  • составлять выражения;
  • объяснять приемы вычисления

Самостоятельная работа с проверкой

- Ученый-математик, приготовил интереснейшие задания, которые каждый будет выполнять самостоятельно. (на листочках)

А один ученик на доске – интерактивное задание.

СЛАЙД 11, 12

(Взаимопроверка)

Познавательные умения:

  • составлять выражения, используя числовой луч
  • производить вычисления по заданным условиям

Регулятивные умения:

  • действовать в соответствии с правилом;
  • принимать учебную задачу;
  • учитывать характер ошибок и вносить коррективы

Коммуникативные умения:

  • обмениваться мнениями, согласовывать свои действия с партнером, вступать в групповое учебное сотрудничество;

Предметные умения:

  • использовать числовой луч при вычислениях;
  • чертить отрезки

6. Итог урока. Рефлексия

Цели:

  • научить соотносить результат с поставленной целью;
  • оценивать результат собственной деятельности;
  • оценивать результат учебной деятельности

– Вернёмся к началу урока.

– Какие цели и задачи ставили на уроке?

(научиться прибавлять числа 6,7,8,9, используя переместительное свойство сложения; использовать полученные знания при выполнении различных заданий)

СЛАЙД 13

– Удалось ли достичь поставленной цели? Решить поставленные задачи?

– Каким способом удобно прибавлять числа 6,7,8,9? (используя переместительное свойство сложения)

Оцениваем свою работу:

  • Мне было интересно и легко работать
  • Мне было трудно, но я все выполнял
  • Мне было неинтересно, мне нужна помощь

- Спасибо за урок! Вы все хорошо потрудились.

Личностные умения:

  • формирование самооценки;
  • адекватное восприятие причин успеха - неуспеха

Познавательные умения:

  • умение применять полученные знания в необходимых ситуациях

Регулятивные умения:

  • умение осуществлять самоконтроль;
  • выделять то, что уже усвоено, что нужно еще усвоить

Коммуникативные умения:

  • давать оценку деятельности совместно с учителем и одноклассниками