Пояснительная записка
Сегодня изменились требования к образованному человеку – ему нужно не только знать много, но и уметь быстро применить свои знания. Опираясь на педагогическую истину «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь», можно сформулировать задачу, стоящую перед педагогическим сообществом: воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т.е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации.
Информационно-коммуникационные технологии – современный способ обучения. Целью введения компьютера в жизнь дошкольника является, прежде всего, формирование у него психологической готовности к обучению в школе, навыков свободного использования информационными технологиями.
Основанием для создания кружка «Инфознайка» стали результаты мониторинга среди родителей и воспитанников группы. В его ходе было выявлено, что спрос родителей на дополнительные образовательные услуги по формированию навыков работы с компьютером составил 30 %, а диагностика интересов детей показала, что 25% детей проявляют устойчивый интерес к информационно-коммуникационным технологиям сверх основной образовательной программы.
В данную программу включено содержание, способствующее развитию навыков работы с компьютером на примере разных компьютерных программ и детских компьютерных игр. Для этого ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать. В процессе выполнения компьютерных заданий детям необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Важным моментом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Ребенок овладевает более эффективным способом получения и обработки информации.
Цель: удовлетворение интереса дошкольников к информационно-коммуникационным технологиям сверх основной образовательной программы.
Задачи:
- Расширять представления о возможностях компьютерных технологий как источнике разнообразной информации.
- Формировать простейшие практические навыки работы на компьютере сверх основной образовательной программы.
- Развивать внимательность, усидчивость, наблюдательность, логическое мышление в процессе работы на компьютере.
- Воспитывать осознанное отношение к гигиене труда при работе с компьютером.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники будут знать:
- Технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
- Назначение основных устройств, входящих в состав компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь»;
Воспитанники смогут:
- Использовать в своей работе клавиатуру, мышь, принтер;
- Использовать кнопки «Esc» «Shift» на клавиатуре;
- Находить ярлык программы «Paint», видеть и различать панель инструментов;
- Создавать компьютерные рисунки используя программу «Paint»;
График работы: 62 занятия в год, 2 раз в неделю длительностью 20 минут.
Занятия проходят по следующей схеме:
- Введение (беседа по технике безопасности, введение в игровую проблемную ситуацию, обсуждение возможных способов ее решения - до 3 мин).
- Гимнастика для глаз.
- Объяснение воспитателя
- Работа детей в программе под руководством воспитателя (до 8 мин).
- Физминутки (до 2 мин)
- Игры для разминки - по теме занятия (до 5 мин.). Для разминки используются упражнения - игры, для участия в которых требуется переключение внимания на другой вид деятельности (движение, рисование и т.д.).
- Игра в релаксационной зоне (до 3 мин)
Учебно-тематический план
месяц |
№ |
Тема |
кол-во часов |
Задачи |
Ссылки на ЦОР |
Октябрь |
1 |
Приглашают «Почемучки» |
1 |
Познакомить детей с компьютерным классом и с происхождением компьютера. |
CD-диск |
2 |
Правила работы в компьютерном классе. Презентация гимнастики для глаз «Веселая бабочка-коробочка» |
1 |
Познакомить с правилами безопасности работы с компьютером, с гимнастикой для глаз. Просмотр презентаций. |
CD-диск |
|
3-4 |
Фиксики предлагают познакомиться |
2 |
Дать общие сведения о компьютере, его свойствах, назначении. |
CD-диск |
|
5 |
Фиксик Симка в гостях у «Процессора» |
1 |
Продолжать знакомить с составляющими компьютера – системный блок |
CD-диск |
|
6 |
Фиксик Нолик знакомит с «Монитором» |
1 |
Продолжать знакомить с составляющими компьютера – монитор |
CD-диск |
|
7 |
Фиксик Файер и его послушная «Мышка» |
1 |
Продолжать знакомить с составляющими компьютера – мышка |
CD-диск |
|
8 |
Поиграем вместе со всеми: |
1 |
Продолжать формировать умение нажимать на левую кнопочку мыши один раз, перетаскивать с помощью мыши значки |
(http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/najdi-otlichija-osen-nastupila) |
|
ноябрь |
9 |
Игра «Каникулы в деревне» |
1 |
Продолжать формировать умение перетаскивать элементы с помощью мыши |
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/kanikuly-v-derevne |
10-11 |
Фиксик Мася и правильная «Клавиатура» |
2 |
Продолжать знакомить с составляющими компьютера – клавиатура. Формировать основные умения пользоваться кнопками «Esc», «Shift» |
CD-диск |
|
12-13 |
Игра «Проделки Баба-Яги» |
2 |
Продолжать формировать основные умения использования кнопок на клавиатуре «Esc» «Shift» |
CD-диск «Компьютерные игры для малышей» |
|
14-15 |
Фиксик Папус знакомится с графическим редактором «Paint» |
2 |
Дать понятие «Программа Paint», умение находить и различать ярлык программы. |
Программа «Paint» |
|
16 |
«Каляки-маляки» |
1 |
Общее знакомство с панелью инструментов графического редактора «Paint», умение подбирать нужный значок |
Программа «Paint» |
|
декабрь |
17-18 |
«Каляки-маляки» |
2 |
Знакомство с панелью инструментов - кисть, карандаш графического редактора «Paint» |
Программа «Paint» |
19 |
«Я сам» (рисунок) |
1 |
Использовать в рисунке значки панели инструментов – кисть, карандаш, ластик |
Графический редактор «Paint» |
|
20 |
Фиксик Дедус разъясняет команды программы «Paint» |
1 |
Дать первоначальные азы сохранения рисунка, применять их под руководством взрослого |
Программа «Paint» |
|
21 |
Друг фиксиков ДимДимыч предлагает … |
1 |
Знакомство с панелью инструментов - палитрой. Использовать значок «заливка», «набрызг» в создании рисунка |
Графический редактор «Paint» |
|
22 |
Фокусники: игра «Деревья» |
1 |
Использовать значок «заливка», «набрызг» в создании рисунка |
CD-диск «Компьютерные игры для малышей» |
|
23 |
В гостях у компьюшки – игра «Раскраски» |
1 |
Методом заливки применять разные цвета в рисунках |
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/risovalki |
|
24 |
Подарки к Новому году от фиксиков |
1 |
Продолжать закреплять навыки пользования значком панели инструментов – «заливка», «набрызг» графического редактора «Paint». Заливка рисунков-шаблонов на новогоднюю тему |
CD-диск. Шаблоны «Елка», «Дед Мороз», «Снегурочка», «Снеговик» |
январь |
25 |
Фиксики предлагают эксперимент |
1 |
Познакомить детей с элементами панели инструментов прямые и кривые линии |
Программа «Paint» |
26 |
Вертлявая мышка и «Елочка» |
1 |
Не отрывая руки от нажатия мышки с помощью линий панели инструментов создавать рисунок |
Программа «Paint» |
|
27 |
Соберем игру «Детская мозаика Елочка» |
1 |
Продолжать тренировать навыки пользования мышкой |
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/mozaika-elochka |
|
28 |
Паучок «Жучка» предлагает игру-головоломку Судоку «Елочные игрушки» |
1 |
Применять технику компьютерной графики в игре |
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/sudoku-novogodnie-igrushki |
|
29 |
Профессор Евгений Евгеньевич Чудаков проводит урок «Значки панели инструментов - квадрат и прямоугольник» |
1 |
Познакомить детей с элементами панели инструментов квадрат и прямоугольник для создания рисунков |
Программа «Paint» |
|
Февраль |
30 |
Васька друг ДимДимыча собирает «Грузовик» (рисунок) |
1 |
Использовать значок «фигуры» - прямоугольники и квадраты в создании рисунка |
Графический редактор «Paint» |
31 |
Фиксик Верта рисует «Дом» |
1 |
Использовать значок «фигуры» - прямоугольники и квадраты в создании рисунка |
Графический редактор «Paint» |
|
32-33 |
«Конструктор» волшебник |
2 |
Используя элементы (кирпич, лепесток, плитку) создавать композицию, орнамент |
Графический редактор «Paint» |
|
34-35 |
«Игра в мозаику» |
2 |
Использовать значок «фигуры» (кирпичики) в создании рисунка |
Графический редактор «Paint» |
|
36-37 |
Фиксики предлагают пофантазировать. |
1 |
Используя навыки рисования графического редактора «Paint» выполнить работу ко Дню защитников Отечества |
Графический редактор «Paint» |
|
38 |
Мышка прощается с зимой («Зимний вечер» игра-пазл) |
1 |
С помощью мышки перетягивать кусочки пазл и собирать готовую картинку |
Собери пазлы (http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/pazly). http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/pazly/pazl-zimnij-vecher |
|
март |
39 |
В гостях у художников |
1 |
Продолжать знакомить с новыми инструментами «художника» из компьютера. Значок панели инструментов - круг |
Программа «Paint» |
40 |
«Каляки –маляки» |
1 |
Передвигая мышь в разных направлениях создавать круги разной формы |
Графический редактор «Paint» |
|
41-42 |
Подарок для мамы и бабушки |
2 |
Используя навыки рисования графического редактора «Paint» выполнить работу ко Дню 8 Марта |
Графический редактор «Paint» |
|
43 |
«Укрась тортик» для мамы и бабушки (игра)
|
1 |
Продолжать закреплять в игре новую тему - значок панели «Круг» |
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-dlja-devochek/igra-ukras-tortik |
|
44-45 |
Фиксик Игрек умничает |
2 |
Значок панели инструментов - круг, овал. Уметь преобразовывать значок панели инструментов круг в овал |
Графический редактор «Paint» |
|
46 |
«Собери бусы» для фиксика Шпули (игра) |
1 |
Продолжать закреплять в игре тему - значок панели «Круг- овал» |
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/soberi-busy |
|
Апрель |
47-48 |
Аркадий Паровозов спешит на помощь! |
2 |
Познакомить детей с значком панели инструментов «Выделение- «прозрачный фон», «непрозрачный фон» |
Программа «Paint» |
49-50 |
Спасаем «Снеговика»! |
2 |
Используя значок «прозрачный фон» переносить круги и составлять рисунок |
Графический редактор «Paint» |
|
51-52 |
Строим «Пирамидку»! |
2 |
Используя значок «прозрачный фон» переносить овалы и составлять рисунок |
Графический редактор «Paint» |
|
53-54 |
Ситуация «Грузовик»! |
2 |
Используя значок «прозрачный фон» переносить овалы и составлять рисунок |
Графический редактор «Paint» |
|
Май |
55-58 |
В гостях у мастеров «Чудесные превращения» |
4 |
Самостоятельно используя графический редактор «Paint» создавать работы и уметь сохранять их |
Программа «Paint» |
59-60 |
Создаем красоту «Цветочная клумба» (игра) |
2 |
В игре использовать приобретённые навыки работы с компьютером |
||
61-62 |
Фиксики прощаются и предлагают поиграть (игры-пазлы) |
2 |
Приложение 1
Зрительная гимнастика во время работы на компьютере
(Разработана специалистами Института возрастной физиологии РАО)
Упражнение со зрительными метками № 1
В компьютерно-игровом комплексе заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый игровой сюжет. И время от времени менять их. Например, в центре стены помещается машина (или бабочка). В углах под потолком - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Бабочка может перелетать с цветка на цветок.
Методика проведения упражнения:
1. Поднять детей с рабочих мест. Упражнение проводится у рабочего места.
2. Объяснить детям, что они должны делать: по команде воспитателя, не поворачивая головы, одним взглядом глаз проследить движение машины в синий гараж, затем в зеленый и т.д. Очень важно сделать акцент на то, чтобы дети не поворачивали головы.
3. Воспитатель предлагает переводить взор с одной метки на другую под счет 1-4.
4. Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взор ребенка последовательно на каждую метку, а можно - в случайном порядке.
5. Скорость перевода взора не должна быть большой. Переводить взор надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше двенадцати фиксаций глаз.
6. Продолжительность упражнения - 1 минута.
7. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети во время выполнения упражнения не поворачивали головы.
Упражнение со зрительными метками и поворотами головы № 2
Выполняется так же, как предыдущее, но с поворотами головы.
Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать по всему компьютерному залу.
Методика выполнения упражнения:
1. Воспитатель просит детей подняться с рабочих мест и стоять около стула, лицом к нему.
2. Объясняется задача: "Вот елочка (она стоит на столе или ее большое изображение висит на стене), ее нужно нарядить".
3. Воспитатель просит соблюдать следующие условия: "Стойте прямо, не сдвигая с места ног, поворачивая одну лишь голову, отыщите в компьютерном зале игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назовите их".
4. Темп выполнения упражнения - произвольный.
5. Продолжительность - 1 минута.
Список используемой литературы
- Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят – М.: Изд-во Эксмо, 2006.
- Феличев С.В. Мой друг компьютер - М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001.
- Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. - М.: Просвещение, 2003.
- Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 4 до 6). - М.: Вента-Графт, 2004.
- Макарова Н. В. Информатика. - М.: Наука, 2001.
- Саватеева С.С. Как помочь ребенку сохранить хорошее зрение. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 6 до 10). - М.: Вента-Графт, 2004.
- Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики. - М.: Айрис Пресс, 2004.
- Тур С.Н. Программирование в среде Ьо§о. - М.: Айрис Пресс, 2004.