Урок окружающего мира по теме "Времена года. Смена времен года". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи урока:

  • Сформировать у учащихся представление о смене времен года.
  • Показать учащимся, что движение Земли вокруг Солнца - причина смены времен года на планете.
  • Развивать в учениках наблюдательность, внимательность, исследовательские навыки.
  • Развивать умение работы с учебником.
  • Прививать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Иллюстрации времен года, презентация «Времена года».
  • Теллурий.
  • Фонарик.
  • Глобус.
  • Учебник.
  • Листы бумаги АЗ, клей, картинки времен года.

 

Ход урока

I. Организационный момент. Деление класса на 4 группы.

II. Актуализация опорных знаний:

1. Работа в группах.

— На ваших столах картинка с изображением природы. Надо найти, что художник изобразил неверно. (неверно день и ночь, несоответствие природы зимой, летом, осенью, весной)

  1. Почему происходит смена дня и ночи на планете?
  2. Какие явления природы повторяются каждые сутки?
  3. Сколько оборотов делает Земля вокруг своей оси за сутки?

2. Вывод.

Работа в группе.

— Выберите наиболее верный ответ и закрепите его на карте памяти (лист А4).

  1. Солнце вращается вокруг Земли.
  2. День и ночь наступают потому, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем.
  3. Ночь наступает, потому что на небе появляется Луна.

3. Определение темы и постановка учебной задачи.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

— Выберете из предложенных вопросов тот, на который вы не знаете ответ:

  1. Какие времена года вы знаете? (дети отвечают)
  2. Назовите по порядку времена года, (дети отвечают)
  3. К чему приводит движение Земли вокруг своей оси? (дети отвечают)
  4. К чему приводит движение Земли вокруг Солнца? (дети не знают ответ)
  5. Прикрепите этот вопрос на карте памяти нашего урока. Сформулируйте тему нашего урока.
  6. Мы узнаем, что происходит на Земле, когда она движется вокруг Солнца.

4. Презентация о временах года (загадки, иллюстрации).

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение учителя.

Люди еще в давние времена задавались этим вопросом, думали, почему зимой холодно, летом жарко, почему летом дни длинные, а зимой короткие. Только по истечении времени ученые доказали, что Земля вращается вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг своей оси, по кругу справа налево.

2. Физминутка.

— Встаньте в своих группах. Один ученик - Земля, ученик в центре круга - Солнце. «Земля» вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг «Солнца». Остальные учащиеся представляют далекие звезды.

3. Совместное открытие новых знаний.

Цель: научить решать учебную задачу.

— Мы с вами выступим в роли ученых и проведем опыт. Узнаем, почему происходит смена времен года.

Моим помощником - Солнцем - будет Илья. У Ильи фонарик, его лучи - лучи Солнца.

  • Прямое направление на глобус - пятно круглое, яркое.
  • Наклонное направление света - пятно овальное, свет тусклый, слабый.

— В каком случае на Земле будет теплее, а когда прохладнее? (дети делают предположения)

— Попробуем проверить этот вывод на ладошке любого из вас.

4. Работа в группах.

— Выберите из данного текста наиболее важные сведения для ваших выводов на сегодняшнем уроке. (дети подчеркивают фломастером важные фразы)

Если вообразить линию на глобусе от северного полюса к южному, то мы получим воображаемую ось. Она наклонена к плоскости орбиты земли под углом. От того, что положение оси Земли наклонено постоянно в одном и том же направлении, Солнце освещает поверхность Земли по-разному. Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов, а вокруг своей оси за 24 часа.

— Закрепите вывод на карте памяти.

5. Практическая работа.

Дети поочередно выступают в роли Солнца. Используют фонарик и глобус.

— Покажем, как может располагаться модель Земли по отношению к Солнцу в данное время года. Назовем отличительные особенности данного времени года (погода, природа, температура, жизнь людей и животных).

6. Работа с учебником.

— Найти в тексте учебника ответы на вопросы:

Первая группа:

— Почему бывает смена времен года?

Вторая группа:

— Что известно о движении Земли вокруг своей оси?

Третья группа:

— Причины того, почему летом тепло, а зимой холодно.

Четвертая группа:

— Почему Земля получает от Солнца в разные времена года неодинаковое количество тепла и света?

IV. Систематизация полученных знаний.

1. Учитель >показывает прибор -

  1. Как называется этот прибор? Повторим хором - теллурий.
  2. Запишите это слово на листе памяти.
  3. Какую роль выполняет лампочка? (Солнце)

Пока наше полушарие повернуто к Солнцу, дни у нас долгие, лучи прямые - поэтому лето.

Пока наше полушарие повернуто от Солнца, дни у нас короткие, лучи косые - поэтому зима.

Наклон земной оси и движение вокруг Солнца — причины смены времен года.

2. — Ответили мы на вопрос, который задавали в начале урока?

Прочитаем, какой вывод у нас получился на карте памяти. (каждая группа зачитывает свой вывод)

3. Самооценка за урок (групповая)

— Нарисуйте солнышко на листе, если ваша группа ответила правильно на вопрос темы урока.

4. Домашнее задание.

Подумайте и объясните, что было бы, если земная ось была расположена вертикально.

Где в течение года Солнце светит одинаково?

Найти загадки и пословицы о временах года.

5. Итог урока.

Благодарю за работу на уроке.