Задачи урока:
- Сформировать у учащихся представление о смене времен года.
- Показать учащимся, что движение Земли вокруг Солнца - причина смены времен года на планете.
- Развивать в учениках наблюдательность, внимательность, исследовательские навыки.
- Развивать умение работы с учебником.
- Прививать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Иллюстрации времен года, презентация «Времена года».
- Теллурий.
- Фонарик.
- Глобус.
- Учебник.
- Листы бумаги АЗ, клей, картинки времен года.
Ход урока
I. Организационный момент. Деление класса на 4 группы.
II. Актуализация опорных знаний:
1. Работа в группах.
— На ваших столах картинка с изображением природы. Надо найти, что художник изобразил неверно. (неверно день и ночь, несоответствие природы зимой, летом, осенью, весной)
- Почему происходит смена дня и ночи на планете?
- Какие явления природы повторяются каждые сутки?
- Сколько оборотов делает Земля вокруг своей оси за сутки?
2. Вывод.
Работа в группе.
— Выберите наиболее верный ответ и закрепите его на карте памяти (лист А4).
- Солнце вращается вокруг Земли.
- День и ночь наступают потому, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем.
- Ночь наступает, потому что на небе появляется Луна.
3. Определение темы и постановка учебной задачи.
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.
— Выберете из предложенных вопросов тот, на который вы не знаете ответ:
- Какие времена года вы знаете? (дети отвечают)
- Назовите по порядку времена года, (дети отвечают)
- К чему приводит движение Земли вокруг своей оси? (дети отвечают)
- К чему приводит движение Земли вокруг Солнца? (дети не знают ответ)
- Прикрепите этот вопрос на карте памяти нашего урока. Сформулируйте тему нашего урока.
- Мы узнаем, что происходит на Земле, когда она движется вокруг Солнца.
4. Презентация о временах года (загадки, иллюстрации).
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение учителя.
Люди еще в давние времена задавались этим вопросом, думали, почему зимой холодно, летом жарко, почему летом дни длинные, а зимой короткие. Только по истечении времени ученые доказали, что Земля вращается вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг своей оси, по кругу справа налево.
2. Физминутка.
— Встаньте в своих группах. Один ученик - Земля, ученик в центре круга - Солнце. «Земля» вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг «Солнца». Остальные учащиеся представляют далекие звезды.
3. Совместное открытие новых знаний.
Цель: научить решать учебную задачу.
— Мы с вами выступим в роли ученых и проведем опыт. Узнаем, почему происходит смена времен года.
Моим помощником - Солнцем - будет Илья. У Ильи фонарик, его лучи - лучи Солнца.
- Прямое направление на глобус - пятно круглое, яркое.
- Наклонное направление света - пятно овальное, свет тусклый, слабый.
— В каком случае на Земле будет теплее, а когда прохладнее? (дети делают предположения)
— Попробуем проверить этот вывод на ладошке любого из вас.
4. Работа в группах.
— Выберите из данного текста наиболее важные сведения для ваших выводов на сегодняшнем уроке. (дети подчеркивают фломастером важные фразы)
Если вообразить линию на глобусе от северного полюса к южному, то мы получим воображаемую ось. Она наклонена к плоскости орбиты земли под углом. От того, что положение оси Земли наклонено постоянно в одном и том же направлении, Солнце освещает поверхность Земли по-разному. Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов, а вокруг своей оси за 24 часа.
— Закрепите вывод на карте памяти.
5. Практическая работа.
Дети поочередно выступают в роли Солнца. Используют фонарик и глобус.
— Покажем, как может располагаться модель Земли по отношению к Солнцу в данное время года. Назовем отличительные особенности данного времени года (погода, природа, температура, жизнь людей и животных).
6. Работа с учебником.
— Найти в тексте учебника ответы на вопросы:
Первая группа:
— Почему бывает смена времен года?
Вторая группа:
— Что известно о движении Земли вокруг своей оси?
Третья группа:
— Причины того, почему летом тепло, а зимой холодно.
Четвертая группа:
— Почему Земля получает от Солнца в разные времена года неодинаковое количество тепла и света?
IV. Систематизация полученных знаний.
1. Учитель >показывает прибор -
- Как называется этот прибор? Повторим хором - теллурий.
- Запишите это слово на листе памяти.
- Какую роль выполняет лампочка? (Солнце)
Пока наше полушарие повернуто к Солнцу, дни у нас долгие, лучи прямые - поэтому лето.
Пока наше полушарие повернуто от Солнца, дни у нас короткие, лучи косые - поэтому зима.
Наклон земной оси и движение вокруг Солнца — причины смены времен года.
2. — Ответили мы на вопрос, который задавали в начале урока?
Прочитаем, какой вывод у нас получился на карте памяти. (каждая группа зачитывает свой вывод)
3. Самооценка за урок (групповая)
— Нарисуйте солнышко на листе, если ваша группа ответила правильно на вопрос темы урока.
4. Домашнее задание.
Подумайте и объясните, что было бы, если земная ось была расположена вертикально.
Где в течение года Солнце светит одинаково?
Найти загадки и пословицы о временах года.
5. Итог урока.
Благодарю за работу на уроке.