Урок математики по теме «Таблица умножения на 6». 3-й класс. «Школа России»

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока

Формировать знания о способах умножения с числом 6. 
Учить применять переместительное свойство умножения при составлении таблицы умножения. 
Закреплять мышление, речь, внимание. 
Воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, умение оценивать себя и одноклассников.

УУД

Личностные:

  • формировать положительное отношение к учению,
  • уважительное отношение к собеседнику,
  • развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению    математических знаний.

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке,
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему,
  • планировать свои действия в связи с поставленной задачей,
  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • осуществлять самооценку учебных действий.

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний,
  • ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию.
  • отличать новое от уже известного, добывать новые знания.

Коммуникативные:

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
  • слушать и понимать речь других.
  • уметь работать в паре, группе.
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Формы контроля

Взаимопроверка, самопроверка, самостоятельная работа.

Оборудование

Проектор, интерактивная доска, карточки.

 

1. Самоопределение к деятельности

Слайд 1.

Сегодня на уроке
Будем мы считать, писать,
И решать задачи!
Чтоб сегодня как всегда,
В руки шла удача!
Узнаем новый материал,
Закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать,
Это всё умею я!

Начнём урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка и настроим себя на рабочий лад! Слайд 2. Приготовили ладошки. (Методика пяти пальцев: «Желаю себе на уроке удачи!»)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- На уроке мы продолжим знания получать Слайд 3.
И Сова-математик будет нам в этом помогать.
Она сегодня загадку приготовила для вас,
Секрет этой цифры узнает класс.
Но сначала, ребятки, для ума «зарядка».
- Математический диктант. Записать только ответы.

  • 2*5
  • 16:4
  • 6*4
  • 16:2
  • 3*7
  • 21:3
  • 2*9
  • 18:6
  • 9*3
  • 24:8

Проверка. Слайд 4.

  • 10
  • 4
  • 24
  • 8
  • 21
  • 7
  • 18
  • 3
  • 27
  • 3

- Слушайте, ребятки, Совы загадку. Слайд 3.

Точнее, не загадку, а веселую задачку.
Трое читают. А эти вдвоем что-то рисуют старательно.
Соседу задачку про водоем нужно решить обязательно.
Вот и тебе задачка, мой друг:
Сколько друзей собралось вокруг? (шесть) Повесить цифру 6 на доску.
- А теперь я предлагаю вам решить примеры. (Написаны на доске)

  • 3х9=
  • 4х8=
  • 5х7=
  • 7х5=
  • 8х4=
  • 9х3=

- Давайте проведём исследование данного столбика примеров.
- Что интересного вы увидели сами?
- По какому принципу составлены примеры?
- Как мы называем такие примеры? (Взаимообратные)
- Какое правило здесь используется? (От перестановки множителей произведение не меняется.)
- А почему мы смогли решить эти примеры? (Мы знаем таблицу умножения на 3, на 4 и на 5.)
-Хорошо, идем дальше. Продолжаем проводить наше исследование.
- Посмотрите внимательно ещё раз на данный столбик примеров и скажите, а какого примера не хватает в столбике? (6х6) Слайд 5.
- Как вы думаете, почему я его пропустила? Чего побоялась?
(Мы не знаем таблицу умножения на 6.)

3. Постанова учебной задачи

- Так какова же тема нашего урока?
(Составление таблицы умножения на 6.)
- А какие цели мы поставим сегодня на уроке?
(Составить, записать таблицу умножения на 6 и научиться её использовать.) Слайд 6.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Составление таблицы умножения на 6. (Работа в парах на листочках)
- Давайте проверим, как вы справились.
Таблица появляется на слайде. Слайд 7.
- А теперь давайте поищем закономерности, ключики к лучшему запоминанию таблицы.
Посмотрите внимательно и скажите, что интересного вы увидели?

  • 6х2=12
  • 6х3=18
  • 6х4=24
  • 6х5=30
  • 6х6=36
  • 6х7=42
  • 6х8=48
  • 6х9=54

Закономерности:

  • второй множитель увеличивается на 1
  • первый множитель неизменный
  • произведение увеличивается
  • на 6 (сверху вниз, а снизу вверх уменьшается на 6)
  • все произведения двузначные числа
  • сумма цифр в произведении чередуется так 3,9.6,3,9,6,9 (кроме 48)
  • при умножении 6 на чётное число произведение оканчивается той же цифрой на которую умножали (пример).

Слышится рифма, волшебные слова.

Проговорить:

  • 6х2=12
  • 6х4=24
  • 6х6=36
  • 6х8=48

- Итак, ребята, достигли мы поставленной цели?
- А теперь наша задача состоит в том, чтобы научиться практически использовать таблицу и запомнить её, насколько это возможно!
- Откройте учебник на стр. 44.
- Давайте запишем таблицу в тетради, но я вам предлагаю записать только 4 примера, почему?
(остальные примеры нам знакомы из других таблиц, а почему не берём умножение на 1, умножение на10?)

5. Физминутка 2-3 мин

Музыкальная физминутка на экране.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа по учебнику стр. 44 №1 (устно).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Я раздала вам карточки с примерами. Выполните их самостоятельно. Проверка по эталону.

6 × ?=36

 6 × 3 + ?=20

 6 + 6 + 6 + 6=?

 6 + 4 : 2=?

? : 6=9

 48 : 8=?

49 + 30 : 6=?

 18 : 6 +10 =?

 9 × 6=?

 7 × ?=42

 4 × 3=?

 5 × ?=10

- Кто выполнил работу без ошибок? Кто допустил одну ошибку? Две? А кому было трудно выполнить это задание?

8. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

- Сова – математик просит вас помочь ей решить задачу. Решение задачи по учебнику стр. 44 з.6
Слайд 8.

9. Итог

Слайд 9.

- Какие моменты урока вам больше всего запомнились?
- Что было легко? А когда возникли трудности?
- Что вам понравилось?
-Что повторили сегодня? (Таблицу умножения и деления)
- Хорошо мы с вами потрудились. Ведь самое главное в жизни – это труд. Труд кормит человека, а лень портит. Сейчас ваш основной труд – это учеб в школе. Учиться надо добросовестно.
- Поднимите руки, кто из вас может сказать, что теперь он знает таблицу умножения еще лучше?
- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали!

10. Рефлексия деятельности

Слайд 10.

А теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке.
У вас на парте лежат кружки разного цвета.
Поднимите:
зелёный кружок, кому было на уроке легко и всё понятно.
Жёлтый – если что-то не понял на уроке, и надо поработать дополнительно.
Красный – кому было трудно на уроке, и надо подойти к учителю за помощью.
А теперь приклейте этот кружок в тетрадь в конце вашей работы.

11. Домашнее задание

Стр. 44 выучить табл. умножения на 6, №2, задача 5.