Занятие по этике "Вежливое слово должен знать каждый!"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель занятия:

  • повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные ситуации;
  • познакомить ребят с правильной манерой произнесения «волшебных слов» – голосовой интонацией;
  • обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

Действующие лица:

  • Ведущий
  • Две команды

Предварительная подготовка. На листе бумаги, изготовленном из двух склеенных ватманских листов, рисуют карту Города Волшебных слов со следующими пунктами: улица Добрых слов, тупик Вредных советов, парк Сказок и Пословиц, Веселая поляна, аллея Игр, улица Частушек, Театральная улица, сквер Нарядных кукол, площадь Добра.

Из плотной бумаги вырезают силуэт автобуса. Готовятся аудиозаписи следующих музыкальных произведений: Б.Савельев «Если добрый ты» (песня из мультфильма «День рождения кота Леопольда»), И.Егиков «Вежливые песенки».

Вместе с детьми подбираются, выписываются и красочно оформляются пословицы и поговорки о вежливости.

Репетируется исполнение стихотворений, частушек и сценок. Дети знакомятся с нужными литературными произведениями.

Декорации. На доске или стенде размещаются карта «Города Волшебных слов», «Цветик-семицветик», листы с пословицами; помещение украшается воздушными шарами. Вдоль стен класса расставлены стулья для коллег. Звучит аудиозапись песни Б.Савельев «Если добрый ты».

Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу.
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.

Слово «здравствуйте» – это не только приветствие, но и пожелание здоровья.

– А как вы понимаете слово вежливость?

Вежливость – одно из важнейших качеств человека. Слово «вежа» означает «знаток» – человек, который знает правила приличия, по-доброму умеет относиться к людям. Вежливым человеком не рождаются, а становятся.

– Кого называют вежливым? Что значит быть вежливым?

Вежливые люди ведут себя культурно, не вредничают, заботятся о других. С такими людьми приятно общаться, дружить. С ними легко, они говорят хорошие слова.

Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остается с человеком навсегда.

Ведущий: ребята, сегодня мы совершим путешествие по необычному городу. Он называется «Город Волшебных слов». Мы отправимся туда на автобусе.

Каждый вежливый человек знаком и дружит с вежливыми словами. Давайте вспомним историю, которая произошла с мальчиком Павликом в рассказе писательницы В.Осеевой «Волшебное слово». Ответьте мне, какое волшебное слово сказал старичок Павлику? А помогло ли Павлику это слово? Вспомните, в каких случаях это было? Как надо было произносить «волшебное слово»?

– Подумайте, пожалуйста, каким был Павлик до встречи со старичком? (грубый, непослушный, обидчивый, назойливый, злой).

– А каким стал Павлик после встречи со старичком? (вежливый, уважительный, любящий, внимательный, добрый)

Дети отвечают на вопросы ведущего.

Но ведь старичок сказал Павлику всего одно «волшебное слово», а на самом деле их много. Взгляните – вот перед вами карта Города Волшебных слов. Путешествие мы начинаем с улицы Добрых слов, а затем проедем по самым интересным улицам, площадям и аллеям, делая в нужных местах остановки.

Для начала давайте проведем небольшую викторину – проверим, какие «волшебные слова» вы знаете. В этих конвертах лежат лепестки цветочка. На каждом лепестке написаны слова. Внимательно прочитайте эти слова и подумайте, какие из них вежливые. И только из них соберите цветок. А какой цветок должен получится? Отгадайте загадку:

Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка,
И сверкает солнце.

– У вас должна получиться ромашка. А сейчас ромашки мы посадим на цветочную клумбу.

Недавно на занятиях мы познакомились с книгой поэта А.Кондратьева «Счастливый парус», где есть стихи о вежливых словах. Какие из этих стихов вы запомнили?

Дети (по очереди читают стихи М.А. Давыдовой).

Добрый день

– Добрый день! – тебе сказали.
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.

Доброго пути

Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

Здравствуйте

– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

Спасибо

За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали, сколько раз?

Простите

Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
Но если я все же забуду –
Простите, я больше не буду.

Пожалуйста

Отменить, что ли, слово «пожалуйста» –
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй что, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

Добрые слова

Эти слова всем известны давно,
Видишь, они и просты, и не новы.
Но я еще повторю все равно:
– Добрые люди, будьте здоровы!

Ведущий. Ну вот, «волшебные слова» мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила? Правильно, сила «волшебных слов» зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым или невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть «волшебными». А примеры вы сейчас увидите сами, потому что мы попали в тупик Вредных советов. Жители этого тупика приготовили по одному вредному совету. (Раздает командам листочки с текстами стихов Г.Остера.) внимательно послушайте стихи и скажите, что в этих советах неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.

Дети вслух читают советы. Ребята находят ошибки в поведении героев и говорят, как надо поступать, если ты вежливый.

1-й чтец

Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

2-й чтец

Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома –
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски поменьше,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками,
Ложкой больше зачерпнешь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье –
Сложно будет вынимать.

3-й чтец

Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать прохода им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла…

4-й чтец

Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже, –
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.

Ведущий. Путешествие продолжается. Мы въезжаем в парк Сказок и Пословиц. Всю свою жизнь с самого детства человек познает, «что такое хорошо и что такое плохо». Люди понимают: за все надо, что для тебя делают хорошего, надо платить добром и душевным теплом. Доброта – признак силы, великодушия. Но добру противостоит зло, и между ними постоянно идет борьба. Цель жизни каждого человека состоит в том, чтобы победить зло и принести в мир добро.

Издавна люди свой жизненный опыт, мудрость передавали из уст в уста в виде сказок, которые учат быть добрыми и справедливыми, бороться со злом, не доверять хитрецам и льстецам. Как вы знаете, в сказках добро всегда ПОБЕЖДАЕТ зло, а добрые люди всегда красивы. Вспомните, в каких сказках говорится о ПОБЕДЕ добра?

Дети называют примеры – сказки «Золушка», «Аленький цветочек», «Крошечка-хаврошечка», «Два брата» и др.

Кроме сказок, сове отношение к добру и злу народ отразил в пословицах и поговорках, которые мы с вами вместе подобрали. Давайте подумаем, о чем говорят нам эти пословицы и поговорки?

Идет чтение и объяснение пословиц.

Мы попали на Веселую полянку. Выйдем из автобуса и немного отдохнем.

Проводится физкультминутка.

Веселая полянка не отпустит нас, пока вы, ребята, не решите две задачи. Послушайте их условия, найдите в каждой задаче ошибки и исправьте их.

1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

Надо не кричать, а вежливо спросить. Мальчик забыл слово «пожалуйста». Правильнее говорить не «сколько часов», а «который час». После ответа взрослого надо сказать «спасибо».

2. Девочка возмущенно жаловалась маме: «Во дворе один мальчишка такой невежа – все время зовет меня Валькой». «А ты его как зовешь?» – спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

Девочка должна звать мальчика по имени, показывая верный пример, а не кричать: «Эй, ты!»

Ведущий. Наш автобус привез нам на аллею Игр. Проведем игру о вежливости. Слушайте меня внимательно. Игра будет такая: я стану читать рассказ, а вы хором будете вставлять по мере необходимости в рассказ нужные волшебные слова.

«Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь».

Ребята должны хором произнести слово «пожалуйста».

Женщина вежливо поблагодарила Вову. «Спасибо».

Вдруг автобус неожиданно остановился, Вова покачнулся и сильно толкнул какого-то мужчину, но сразу же сказал: «Извините…»
«…пожалуйста».

Молодцы, вы правильно провели игру и ни разу не ошиблись!

Мы приехали на улицу Частушек, поэтому послушаем частушки.

Выступающие (поют частушки о вежливости).

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка в три струны,
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны!

Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.

Говорит лентяйке мать:
«Убери свою кровать!»
А лентяйка: «Маменька,
Я же еще маленька».

Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.

В поезд входят три юнната:
– Ой, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка в три струны,
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны!

Ведущий. Похлопаем в ладоши, поблагодарим наших частушечников. А теперь мы въезжаем на Театральную улицу, где у нас состоится знакомство с мальчиком, которого зовут Петрусь.

Дети показывают инсценировку стихотворения З.Бядуля «Петрусь».

Чтецы

Обещал отцу Петрусь:
– Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить!
Но мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал…
А Петрусь как заорет:
– С добрым утром, дед Федот! –
Дед ругнул его спросонок:
– Убирайся, постреленок! –
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
– Ты куда, Яринка, стой!
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку –
Как невежлива девчонка!
Нес знакомый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи!
– Извините, добрый вечер!
– Ты – знакомый закричал, –
– Иневежа, и нахал! –
Петя очень удивлен:
“Разве был невежлив он?”

Ведущий. Путешествие продолжается, мы въезжаем в сквер Нарядных кукол. Посмотрим, что же здесь происходит.

Разыгрывается сценка «Слушай хорошенько» по стихотворению Р.Эно. Девочка сажает на стул перед собой куклу и разговаривает с ней.

Девочка

– Слушай хорошенько, – кукле я сказала, –
Хватит наряжаться, это баловство.
Ты уже большою девочкою стала,
А еще не знаешь ровно ничего.
«Здравствуйте» при встречи взрослым говорят,
За подарки, помощь всех благодарят.
Старикам в трамвае место уступают.
Вежливые дети все так поступают.
Будь и ты такой же – и тебя вот тут
Вежливою девочкой дети назовут.

Ведущий. Наше путешествие подошло к концу. Оно завершается на главной площади Города Волшебных слов – площади Добра. В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее, а любовь и помощь согревают как солнце.

Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов,
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это – основа основ.

– Дорогие ребята, я советую вам быть всегда вежливыми, приветливыми, дарить людям радость, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться.

Итак, напомните мне, с какими вежливыми словами мы сегодня встречались? По какому городу путешествовали? Что хотелось бы вам сказать на прощание? (Дети отвечают: «Хотим еще отправиться в такое путешествие. Добрым жить на белом свете веселей».) Правильно, добрым жить на белом свете веселей, – так поется в песенке, которая звучала в начале нашей встречи и которая сейчас звучит еще раз.

Рефлексия. На нашу цветочную клумбу сейчас прилетят бабочки. Красные и желтые бабочки мы наклеим на цветочки, если вам было весело, если вам понравилось на занятии, узнали что-то нового. А если бы вы еще хотели отправиться в путешествие, у вас остались вопросы, тогда клеим зеленые. Синие бабочки – если вам было неинтересно.

А в заключение я хочу сказать вам следующее:

Надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть,
И завертится Земля быстрей,
Если станем мы хоть чуточку добрей!

Записью песни Б.Савельева «Если добрый ты» занятие заканчивается.