Консультация для педагогов. Работа с родителями через персональный сайт учителя-дефектолога

Разделы: Работа с родителями, Коррекционная педагогика


Интернет — крупнейшая в мире библиотека,
только все книги разбросаны по полу.
Джон Аллен Паулос

Жизнь сегодня трудно представить без информационно-коммуникативных технологий. В связи с тем, что появилась возможность общения, обмена информацией посредством интернет возникла и актуальная проблема использования ИКТ в системе дошкольного образования. Традиционные формы работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности – ограниченное количество времени у родителей для посещений родительских собраний, консультаций, отсутствие возможности вовремя получить нужную информацию. Использование ИКТ позволяет сделать работу с родителями более успешной.

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества. В последнее время роль информационно-коммуникативных технологий в системе дошкольного образования стала занимать ведущее место. Если совсем недавно компьютер использовали только для поиска информации и демонстрации презентаций к образовательной деятельности, то сейчас ИКТ становится неотъемлемой частью работы с родителями (законными представителями).

Современные родители заняты работой, собой и уделяют мало времени детям, у них не хватает времени на родительское собрание и другие мероприятия, проводимые в детском саду. Родители переложили воспитательно-образовательный процесс на педагога и считают, что так и должно быть. Но обращаю внимание: ст.44 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273 п.1. записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Родителям необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от образовательного процесса.

Хотелось бы отметить что, за последние годы образовательное пространство сильно изменилось под воздействием  Всемирной сети Интернет. Также мы все с вами сейчас в процессе педагогической перестройки в связи с ФГОС, где стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Ошибочные подходы к процессу воспитания, сложности родителей во многом связаны с их недостаточной компетентностью в сфере образования и воспитания детей дошкольного возраста. Сегодня родители, с одной стороны, образованные люди, а с другой - мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний. Сегодня у родителей с любым образованием много вопросов о том, как воспитывать ребёнка. Поэтому семья в своей воспитательной деятельности нуждается в помощи. Возникает необходимость разъяснять родителям огромную значимость, самоценность и уникальность периода дошкольного детства. Родители должны понимать, для чего они привели в этот мир своего ребенка.

Нашей повседневной проблемой остается то, что родители мало обращают внимание на информацию, размещённую на стендах групп, не находят времени для общения с педагогами, но являются активными пользователями Интернета и достаточно много времени проводят в социальных сетях.

Именно поэтому одним из направлений моей работы с родителями стал персональный сайт учителя-дефектолога в сети Интернет, который предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни группы, проводимых мероприятиях, новостях, получать различные консультации, помощь к выполнению тренировочных упражнений.

Одной из главных целей сайта является формирование единого сообщества: родители – дети - педагог, основанного на гармоничных партнерских отношениях.

Для обеспечения развития сайта мне  было необходимо определить круг задач и проблем, в решении которых сайт может стать реальным помощником, и разработать проект эффективного использования интернет-ресурса в данном направлении. Определила ряд задач:

  • обеспечение открытости деятельности группы и освещение его деятельности в сети Интернет;
  • создание условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагог, родители;
  • повышение роли информатизации образования;
  •  расширение информационной открытости  сайта и формирование позитивного отношения родителей  к моей деятельности;
  • формирование целостного позитивного имиджа персонального сайта.

Прежде, чем создать свой персональный сайт мной были изучены многие интернет-источники о создании сайта, отзывы и рекомендации. Были прослушаны вебинары.

Хочется отметить, что если педагог обладает умениями и навыками, связанными с информационной деятельностью, появляется возможность анализа реального состояния свой работы, динамики изменений и результативности принятых решений.

Интернет-сайт служит средством мультимедийной презентации: я имею возможность представить свои педагогические находки и опубликовывать плоды своего творчества. Является инструментом обучения для родителей и обмена опытом для педагогов. Также это отличная возможность получать свидетельство о публикации своих разработок и сертификат о создании сайта.

Для того чтобы привлечь внимание родителей к сайту, я обозначила наиболее интересные с точки зрения родителей разделы. Мы все знаем, что сайт – это информационный сетевой ресурс, имеющий четко определенную законченную смысловую нагрузку. Сайт объединяет процесс сбора, обработки, оформления, размещения информации в целях интерактивной коммуникации, представляет отражение различных аспектов деятельности образовательного учреждения. Сайт – это визитная карточка педагога.

При размещении и обновлении информационного материала немаловажно соблюдать определенные правила и законы, охраняющие личную жизнь детей и родителей – фотографии воспитанников я публикую в Интернет-сайте только после согласования с родителями (законными представителями). На сайте есть рубрика «Гостевая», где родители или любой другой посетитель может оставить свои отзывы и пожелания, или заказать индивидуальную консультацию.

Очень интересным для родителей стали подразделы по лексическим темам. Ведь не каждый родитель будет искать дополнительный материал по изучаемой теме. А на сайте они могут получить полезную информацию: материал для развития моторики, игры и упражнения, презентации, видеоматериалы и другое.

В разделах: «Фотоальбом» хранятся интересные фотоматериалы мероприятий группы: фотографии из жизни группы - родители с удовольствием ждут новостей с фотографиями, чтобы познакомиться с интересными мероприятиями недели, пишут комментарии.
Также на страницах сайта расположены, полезные страницы в сети Интернет, видеоматериалы группы, встреч с родителями, рекомендации, консультации, советы, ответы на интересующие вопросы и др.

Сайт создан недавно, но эффективность его стала сразу ясна. Созданный сайт позволяет показать родителям, открытые мероприятия: праздники, развлечения, мастер-классы, возможность оставлять комментарии и задавать вопросы – т.е. родитель может не только знакомиться и просматривать информацию, но и общаться с педагогом. Родители откликнулись на мое нововведение,  за год число интернет-пользователей  увеличилось с 50% до 90%.

За время существования сайта поступило очень много предложений и пожеланий от родителей. Результаты мониторинга  показали, что всех родителей устраивает сайт педагога по размещению и обновлению актуальной информации.

Популяризация достижений воспитанников и педагога, представленная на сайте имеет немаловажное значение для создания имиджа педагога и МБДОУ в целом. Мощным фактором стимулирования педагогического творчества является предоставление педагогу возможности демонстрировать педагогический опыт работы на различных уровнях посредством конкурсного движения. Увеличилось и число родителей, участвующих в разных конкурсах.

Таким образом, сайт выполняет немаловажную роль в формировании имиджа педагога, так как позволяет родителям (законным представителям), узнать о самом педагоге, его творчестве и получить значимую помощь в обучении и воспитании ребенка с ЗПР.

Сегодня  не только нужно, чтобы у педагога был свой сайт, но и важно, чтобы, он был современным, интересным, востребованным, чтобы отвечал запросам потребителей образовательных услуг и выполнял задачи, связанные с профессиональным развитием педагога, в том числе создавал положительный имидж.

Сайт является информативным для разных аудиторий, постоянно обновляемый, включающий разные сервисы, мобилизующий, развивающий, доступный и привлекательный для каждого посетителя.

Используемая литература

  1. «Анализ посещения сайта» Н.Рудченко. Статья. - 2006.
  2. Антипина. Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ/ Г.А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - № 12.
  3. Балабанова Л.К. Игры в обучении детей 4-7 лет /Л.К. Балабанова. – Волгоград: Учитель, 2012.
  4. Власова А.Н.  Взаимодействие Консультационного центра ДОУ и родителей (законных представителей), осуществляющих образование детей в условиях семейного воспитания, посредством ИКТ как важнейший фактор гармоничного роста и развития ребенка /А.Н. Власова, // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – № 5.
  5. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия /С.В. Глебова. Воронеж:  Учитель, 2008.
  6. Ильин В.Е. Безопасность при работе в сети Интернет: безопасный поиск и программы родительского контроля.
  7. Елисеева Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия / Т.П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007.
  8. Смирнова З.Ю. Дистанционное образование: документы, идеи, опыт.
  9. Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. /Ю.М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заочная конференция. - Пермь: Меркурий, 2012.