Введение
Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина – он ещё не сирота. Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине.
В.П.Астафьев
ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предлагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Поэтому перед педагогическими работниками дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обуславливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками. Одной из инновационных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых по ФГОС является проектная деятельность, интегрирующая все образовательные области (речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие).
Детям нужно рассказать о ВОВ, о защитниках Родины – ветеранах, о том, как протекала жизнь в военное время, о военном оружии, о форме военных, о победе. Отсюда, в преддверии празднования Дня Победы возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать чувства долга, чувства уважения к защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа, но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история.
Необходимо попытаться восстановить связь, чтобы и наши дети ощутили: они тоже имеют, пусть и опосредованное, отношение к далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Необходимо с детства рассказывать детям о войне, о тяготах войны не только для солдат, но и для всей страны, для простых людей.
Обратив внимание на то, что дошкольники страдают дефицитом знаний о войне, об участии членов семьи старшего поколения в Великой Отечественной войне, был составлен проект «9 мая – День Победы», где главным примером служит педагог, семья, семейные традиции, условия, в которых живёт и развивается ребёнок, взаимодействие с социальными партнерами.
Проект направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова: развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны во время Великой Отечественной войны.
Паспорт проекта
Тема проекта |
«9 мая – День Победы» |
Срок реализации |
08.04.2024г. - 10.05.2024г. |
Вид проекта |
Познавательный, творческо-информационный |
Участники проекта |
Дети средней группы, воспитатели, родители |
Цель проекта |
Создание условий для формирования и расширения знаний детей о Великой Отечественной войне и ее героях. |
Задачи проекта |
|
Интеграция образовательных областей |
|
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (8.04-10.04.2024г.)
- Обоснование актуальности темы, мотивации его выбора, определение целей и задач проекта, подбор методической, научно – популярную и художественную литературу по теме проекта.
- Разработка проекта, ознакомление и подбор иллюстрации, оборудования
- на военную тему, подбор атрибутов и материалов.
- Разработка конспектов, сценариев.
- Подбор музыкальных произведений, мультфильмов, презентаций и д.р.
2 этап – основной (11.04-8.05.2024г.)
- Изготовление совместно с родителями игровых пособий, лэпбука и дидактического пособия «Чемодан неизвестному солдату».
- Реализация проекта через проведение ООД, бесед, дидактических игр с использованием пособий, чтение художественной литературы, конкурс чтецов, экскурсий, просмотр презентации.
3 этап – основной (09.05-10.05.2024г.)
- Презентация проекта
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Ребёнок имеет первоначальные знания о Великой Отечественной войне, о защитниках отечества.
- Воспитанник знаком с военной техникой и родами войск.
- Дети умеют взаимодействовать друг с другом.
- Ребенок с уважением и гордостью относится к своей Родине и людям, которые ее защищали.
- Пополнился словарный запас по данной теме.
- Сформированы нравственно-патриотические качества у дошкольников.
Взаимодействия с родителями
- Оформление уголка боевой славы.
- Привлечение родителей к участию к выставке творческих работ.
- Разработать памятки для родителей «Что рассказать детям о войне?».
- Оформить папку – передвижку «Прочтите детям».
- Создание в группе лэпбука «Детям о ВОВ».
Перспективный план
Дата |
Тема |
Программное содержание |
11.04.2024 |
1. Беседа «9 мая - день Победы, гордимся и помним» |
1. Цель: дать первичные представления о ВОВ 2. Цель: воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал нашу Родину! |
12.04.2024 |
1. Беседа «Родина – мать зовет.» 2. П/И «Рота, вперед!», «Разведчики, парад, засада», «Связисты» |
1. Цель: формирование у детей представлений о событиях начала ВОВ и первых победах |
15.04.2024 |
1. ЧХЛ «Первая колонна» Сергей Алексеев» |
1. Цель: продолжать знакомить детей с событиями ВОВ. |
16.04.2024 |
1. Беседа «Мы прошагали полземли» |
1. Цель: воспитывать любовь к Родине. |
17.04.2024 |
1. Беседа «Дети войны» |
1. Цель: познакомить с жизнью детей во время ВОВ |
18.04.2024 |
1. ООД по художественно-эстетическому развитию «Вечный огонь» |
1. Цель: формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны; развивать мелкую моторику, внимание, творческие способности |
19.04.2024 |
1.ООД по художественно-эстетическому развитию «Салют Победы!» |
1. Цель: формировать представление детей о дне Победы, о праздничном салюте. |
22.04.2024 |
1.Беседа «Музыка войны» |
1. Цель: познакомить детей с военными песнями |
23.04.2024 |
1. Конкурс чтецов «Память» |
1. Цель: воспитывать патриотические чувства к Родине, уважение к героям ВОВ |
24.04.2024 |
1. Изготовление стенгазеты «Спасибо за великую Победу!» |
1. Цель: воспитывать чувство коллективизма |
25.04.2024 |
1. ЧХЛ «Таня Савичева» Сергей Алексеев |
1. Цель: продолжать знакомить детей с событиями ВОВ |
26.04.2024 |
1. ЧХЛ «Шуба» Сергей Алексеев |
1. Цель: формировать гражданственность и патриотизм у детей |
27.04.2024 |
1. СРИ «Госпиталь» |
1. Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение считаться с интересами товарищей, оказывать им посильную помощь. |
02.05.2024 |
1. ЧХЛ «Мешок овсянки» Митяев А.В. |
1. Цель: продолжать знакомить детей с событиями ВОВ. |
03.05.2024 |
1. Оформление фотозоны «Спасибо деду за Победу!» |
1. Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение считаться с интересами товарищей, оказывать им посильную помощь. |
06.05.2024 |
1. ЧХЛ «Рассказ танкиста» Твардовский А. |
1. Цель: воспитывать любовь, уважение к прошлому. |
07.05.2024 |
1. П/И «Сигнал», «Этот день Победы», «Самолеты-истребители». 2. Просмотр мультфильма «Солдатская сказка» |
1. Цель: совершенствование в игровой форме навыков выполнения основных видов движений |
08.05.2024 |
1. Д/и «Собери картинку», «Собери военную технику», «Тень». |
1. Цель: развивать у ребенка чувство патриотизма. |
Используемая литература
Научно-методическая:
- Н.М.Сертакова, Н.В.Кулдашева «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности»// Волгоград: Учитель -116 с.
- Короткова Н. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. -2003. - № 5.
- Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» / М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96с.
- Шорыгина Т.А. «беседы о Великой Отечественной Войне» - М.:ТЦ Сфера. 2020
- Шорыгина Т.А. «Беседа о детях-героях Великой Отечественной Войны» - М.:ТЦ Сфера. 2020
- Ушакова Л.П. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
- Дидактическая игра http://steshka.ru/kartinki-i-kartochki-voennoj-tehniki-rossii-dlya-detey
Информационно-образовательная:
- Видеоролики http://www.youtube.com/
- Картинки https://yandex.ru/images/?clid=1872363&win=
138&redircnt=1428259088.1&uinfo=
sw-1093-sh-614-ww-1093-wh-514-pd-1.25-wp-16x9_1366x768 - Стихи для детей о ВОВ http://tanyakiseleva.ru/stixi-dlya-detej-o-vojne/