Познавательный, творческо-информационный проект для детей среднего дошкольного возраста "9 мая - День Победы!"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Патриотическое воспитание, Конкурс «Слава тебе, солдат-победитель»

Класс: д/с

Ключевые слова: День Победы, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Введение

Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина – он ещё не сирота. Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине.
В.П.Астафьев

ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предлагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Поэтому перед педагогическими работниками дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обуславливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками. Одной из инновационных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых по ФГОС является проектная деятельность, интегрирующая все образовательные области (речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие).

Детям нужно рассказать о ВОВ, о защитниках Родины – ветеранах, о том, как протекала жизнь в военное время, о военном оружии, о форме военных, о победе. Отсюда, в преддверии празднования Дня Победы возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать чувства долга, чувства уважения к защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа, но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история.

Необходимо попытаться восстановить связь, чтобы и наши дети ощутили: они тоже имеют, пусть и опосредованное, отношение к далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Необходимо с детства рассказывать детям о войне, о тяготах войны не только для солдат, но и для всей страны, для простых людей.

Обратив внимание на то, что дошкольники страдают дефицитом знаний о войне, об участии членов семьи старшего поколения в Великой Отечественной войне, был составлен проект «9 мая – День Победы», где главным примером служит педагог, семья, семейные традиции, условия, в которых живёт и развивается ребёнок, взаимодействие с социальными партнерами.

Проект направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова: развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны во время Великой Отечественной войны.

Паспорт проекта

Тема проекта

«9 мая – День Победы»

Срок реализации

08.04.2024г. - 10.05.2024г.

Вид проекта

Познавательный, творческо-информационный

Участники проекта

Дети средней группы, воспитатели, родители

Цель проекта

Создание условий для формирования и расширения знаний детей о Великой Отечественной войне и ее героях.

Задачи проекта

  • Сообщить детям первоначальные сведения о Великой Отечественной войне. Дать знания о защитниках отечества, о функциях армии.
  • Познакомить с военной техникой и родами войск (танкисты, летчики, моряки, артиллеристы).
  • Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление. Развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности.
  • Воспитывать у детей гордость и уважение к ветеранам ВОВ, чувство гордости за Родину, умение слушать взрослых.
  • Активизировать словарь: Родина, герой, ветеран, победа, солдат, армия, защитник.
  • Формировать нравственно-патриотические качества у дошкольников.

Интеграция образовательных областей

  • Социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие
  • физическое развитие

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный (8.04-10.04.2024г.)

  1. Обоснование актуальности темы, мотивации его выбора, определение целей и задач проекта, подбор   методической, научно – популярную и художественную литературу по теме проекта.
  2. Разработка проекта, ознакомление и подбор иллюстрации, оборудования
  3. на военную тему, подбор атрибутов и материалов.
  4. Разработка конспектов, сценариев.
  5. Подбор музыкальных произведений, мультфильмов, презентаций и д.р.

2 этап – основной (11.04-8.05.2024г.)

  1. Изготовление совместно с родителями игровых пособий, лэпбука и дидактического пособия «Чемодан неизвестному солдату».
  2. Реализация проекта через проведение ООД, бесед, дидактических игр с использованием пособий, чтение художественной литературы, конкурс чтецов, экскурсий, просмотр презентации.

3 этап – основной (09.05-10.05.2024г.)

  1. Презентация проекта

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Ребёнок имеет первоначальные знания о Великой Отечественной войне, о защитниках отечества.
  2. Воспитанник знаком с военной техникой и родами войск.
  3. Дети умеют взаимодействовать друг с другом.
  4. Ребенок с уважением и гордостью относится к своей Родине и людям, которые ее защищали.
  5. Пополнился словарный запас по данной теме.
  6. Сформированы нравственно-патриотические качества у дошкольников.

Взаимодействия с родителями

  1. Оформление уголка боевой славы.
  2. Привлечение родителей к участию к выставке творческих работ.
  3. Разработать памятки для родителей «Что рассказать детям о войне?».
  4. Оформить папку – передвижку «Прочтите детям».
  5. Создание в группе лэпбука «Детям о ВОВ».

Перспективный план

Дата

Тема

Программное содержание

11.04.2024

1. Беседа «9 мая - день Победы, гордимся и помним»
2. ЧХЛ «Памятник советскому солдату» Л.Кассиль

1. Цель: дать первичные представления о ВОВ

2. Цель: воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал нашу Родину!

12.04.2024

1. Беседа «Родина – мать зовет.»

2. П/И «Рота, вперед!», «Разведчики, парад, засада», «Связисты»

1. Цель: формирование у детей представлений о событиях начала ВОВ и первых победах
2. Цель: совершенствование в игровой форме навыков выполнения основных видов движений

15.04.2024

1. ЧХЛ «Первая колонна» Сергей Алексеев»
2. ООД «Этот день Победы!»

1. Цель: продолжать знакомить детей с событиями ВОВ.
2. Цель: формирование нравственных ценностей

16.04.2024

1. Беседа «Мы прошагали полземли»
2. Экскурсия к памятнику «Воинам – односельчанам, погибшим и вернувшимися живыми в годы Великой Отечественной войны»

1. Цель: воспитывать любовь к Родине.
2. Цель: познакомить детей с памятником воинам – землякам.

17.04.2024

1. Беседа «Дети войны»
2. СРИ «Разведчики и пехотинцы»

1. Цель: познакомить с жизнью детей во время ВОВ
2. Цель: формировать у дошкольников конкретные представления о солдатах, развивать двигательную активность, выносливость.

18.04.2024

1. ООД по художественно-эстетическому развитию «Вечный огонь»

1. Цель: формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны; развивать мелкую моторику, внимание, творческие способности

19.04.2024

1.ООД по художественно-эстетическому развитию «Салют Победы!»

1. Цель: формировать представление детей о дне Победы, о праздничном салюте.

22.04.2024

1.Беседа «Музыка войны»
2. СРИ «Наши защитники»

1. Цель: познакомить детей с военными песнями
2. Цель: закрепить знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы. Воспитывать интерес и желание быть достойными защитниками своей

23.04.2024

1. Конкурс чтецов «Память»

1. Цель: воспитывать патриотические чувства к Родине, уважение к героям ВОВ

24.04.2024

1. Изготовление стенгазеты «Спасибо за великую Победу!»

1. Цель: воспитывать чувство коллективизма

25.04.2024

1. ЧХЛ «Таня Савичева» Сергей Алексеев
2. СРИ «Моряки»

1. Цель: продолжать знакомить детей с событиями ВОВ
2. Цель: формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельное сюжетную игру детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

26.04.2024

1. ЧХЛ «Шуба» Сергей Алексеев

1. Цель: формировать гражданственность и патриотизм у детей

27.04.2024

1. СРИ «Госпиталь»

1. Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение считаться с интересами товарищей, оказывать им посильную помощь.

02.05.2024

1. ЧХЛ «Мешок овсянки» Митяев А.В.
2. Просмотр видеопрезентации «Детям о ВОВ»

1. Цель: продолжать знакомить детей с событиями ВОВ.
2. Цель: воспитывать чувство патриотизма

03.05.2024

1. Оформление фотозоны «Спасибо деду за Победу!»

1. Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение считаться с интересами товарищей, оказывать им посильную помощь.

06.05.2024

1. ЧХЛ «Рассказ танкиста» Твардовский А.

1. Цель: воспитывать любовь, уважение к прошлому.

07.05.2024

1. П/И «Сигнал», «Этот день Победы», «Самолеты-истребители».

2. Просмотр мультфильма «Солдатская сказка»

1. Цель: совершенствование в игровой форме навыков выполнения основных видов движений
2. формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к защитникам отечества.

08.05.2024

1. Д/и «Собери картинку», «Собери военную технику», «Тень».

1. Цель: развивать у ребенка чувство патриотизма.

Приложения

Используемая литература

Научно-методическая:

  1. Н.М.Сертакова, Н.В.Кулдашева «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности»// Волгоград: Учитель -116 с.
  2. Короткова Н. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. -2003. - № 5.
  3. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» / М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96с.
  4. Шорыгина Т.А. «беседы о Великой Отечественной Войне» - М.:ТЦ Сфера. 2020
  5. Шорыгина Т.А. «Беседа о детях-героях Великой Отечественной Войны» - М.:ТЦ Сфера. 2020
  6. Ушакова Л.П. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
  7. Дидактическая игра http://steshka.ru/kartinki-i-kartochki-voennoj-tehniki-rossii-dlya-detey

Информационно-образовательная:

  1. Видеоролики http://www.youtube.com/
  2. Картинки https://yandex.ru/images/?clid=1872363&win=
    138&redircnt=1428259088.1&uinfo=
    sw-1093-sh-614-ww-1093-wh-514-pd-1.25-wp-16x9_1366x768
  3. Стихи для детей о ВОВ http://tanyakiseleva.ru/stixi-dlya-detej-o-vojne/