Урок развития речи. Написание мини-сочинения.
Цели:
I.
- Повторить и систематизировать изученный материал.
- Отрабатывать введённые ранее способы действия, обеспечивающие успешное решение различных задач: грамматических и орфографических.
- Уметь составлять мини-рассказ по теме; искать логику в передаче содержания текста.
II.
- Развивать чувство свободы в общении, фантазию.
- Развивать двигательную память на основе упражнений в воспроизведении.
- Развивать эмоционально-волевую сферу на основе упражнений в решении проблемных ситуаций.
III.
- Воспитывать любовь к русской культуре и родному языку; чувство товарищества и взаимовыручки.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Оценивать свои действия, поступки для достижения поставленной цели;
- Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Ориентироваться в учебнике, в словаре;
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- Учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- Контролировать процесс и результаты деятельности;
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- Уметь сотрудничать с одноклассниками;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Слушать и понимать других.
Предметные:
Определять тему и главную мысль текста, соотносить текст и заголовок, подбирать заголовок. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Уметь классифицировать слова по тематическим группам, объяснять лексическое значение слова. Работать с толковыми и орфографическими словарями. Распознавать и подбирать к слову синонимы и антонимы.
Ресурсы урока: учебник «К тайнам нашего языка» Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., тетрадь-задачник «К тайнам русского языка. 3класс», мультфильм «Трям! Здравствуй!»; К. Дебюсси «Облака» (аудиозапись); карточки для индивидуальной работы (прилагаются); толковый словарь.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (Мотивационный)
Цель: включение в учебную деятельность.
- Ребята, по – вашему, что такое чудо? Чудеса? (Смотрим в словарях).
(Чудо, чудеса – это что – то необычное, сверхъестественное)
Девиз нашего урока:
«Способность видеть в обычном чудесное – признак мудрости!»
- Где, в чём на нашем сегодняшнем уроке мы можем увидеть необычное?
- Сегодня мы будем работать с обычными словами, предложениями.
И если кто-то из нас увидит в них чудесное, мы в концу урока сможем назвать себя мудрым.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности.
Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действия.
Показывается отрывок из мультфильма «Облака».
- У нас что, урок музыки?
- Почему я включила отрывок именно из этого мультфильма?
Ш. Постановка учебной задачи.
Цель: выявление места и причины затруднения и формулировка цели урока.
Тема нашего урока так и называется: «Наблюдаем за облаками»
К концу урока мы с вами может быть в обычном увидим чудесное, напишем мини-сочинение об облаках и станем чуть-чуть мудрее. А наши сочинения оформим в одну книгу.
Настрой на работу:
Оцените своё эмоциональное состояние, настрой на работу и отметьте его на шкале; к концу урока мы ещё раз оценим своё состояние и качество работы.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: построение детьми нового способа действия и формирования способностей к выполнению цели урока.
- Зима недаром злится, прошла её пора!
Весна в окно стучится и гонит со двора!
- Итак, хочется, как можно больше времени проводить на улице и наблюдать.
- А вот за кем или за чем наблюдать, вы узнаете, отгадав загадку:
«Белые барашки по небу гуляли,
На землю спустились, травку напоили». (Облака)
- Конечно, за облаками.
- А вы наблюдали уже этой весной за облаками?
- На что они похожи? (Ответы детей)
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: усвоение нового способа действия.
5.1. Проверка домашнего задания.
- Зачитайте выдержки из произведений об облаках, которые вы нашли и выписали.
5.2. Работа над лексическим значением слов.
- Готовясь к уроку, я тоже нашла и выписала два описания облаков. Послушайте и скажите: я правильно выполнила задание?
А) «Между звёзд, тёплых и ласковых, два облачка, и у них иззелена - светлые края». С.Сергеев-Ценский.
Б) «Чёрная туча слизнула с неба последние звёзды». В.Лунин
- Почему второе описание я выбрала неправильно? (Не соответствует теме).
(Обсуждение, ответы детей. Рассматривание иллюстраций облаков и туч, их сравнение.)
5.3. Работа в парах.
- Как вы уже поняли, не только мы, но и великие писатели и художники любили наблюдать за облаками.
- Предлагаю вам познакомиться с тремя описаниями облаков авторов И.Бунина, Н.Горина-Михайловского и М.Горького.
- Прочитайте предложения, решите орфографические задачи, вставьте орфограммы и приготовьтесь их объяснить.
- Запишите второе предложение в тетрадь, дайте ему характеристику, разберите по членам предложения и по частям речи.
- Слово облако – подлежащее. Докажите, что по этому признаку мы не можем утверждать, что это слово является частью речи – существительным.
А) Блистая, обл…ка л…пились в лазури пламенного дня. (И. Бунин)
Б) (На) бледно – голубом небе п…висли м…хнатые пуш…стые обл…ка. (Н. Горин-Михайловский)
В) (На) встречу со…нцу поднимает?ся розовато – дымчатое облач?ко мя…ких очертаний. (М. Горький).
- Прочитайте ещё раз все три описания и выберите то, которое вам особенно понравилось.
- Хоть наше сочинение и будет небольшим по объёму, но у него будет эпиграф.
- Кто сможет объяснить, что такое эпиграф? (Эпиграф – краткое изложение, которое помещается перед произведением, выражая его главную мысль или отношение автора к событиям).
5.4. Работа над предложением: его стилем и пунктуацией. (Устно)
- Прочитайте предложения. Что в них не так? Придумайте сами задания к данным предложениям.
Облака ползли медленно.
Облака то сливались, то обгоняли друг друга.
Облака мешали свои цвета и формы.
- Замените существительное облака во 2 и 3 предложениях.
- Замените группу из трёх предложений одним предложением с перечислением.
- А вот как это описание звучит у М.Горького: «Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы. Казалось, что там, на краю моря, их бесконечно много, и они всегда будут так равнодушно вползать на небо».
6.5. Письмо по памяти.
- Чтобы наше мини-сочинение получилось интересным, живым, следует использовать средство выразительности письменной речи – сравнение. Именно сравнение позволит представить облака ярче.
Сравнение – сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особенную наглядность.
- Какие средства письменной и устной речи вам уже известны?
(Эпитет – образное определение предмета или действия: золотая листва.
Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека: изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами).
- Прочитайте предложения и представьте себе картину, нарисованную писателем
Г.Скребицким.
- С кем, с чем сравнивает облака автор?
- Подчеркните слова-сравнения и зачитайте их.
А) Они плывут (по) в(и.е)сеннему небу, как стая бел(о,а)снежных птиц.
Б) Весенн(ие,ии) облака – как корабли под бел(ыми, ами) парусами.
В) Надует их ветер, и п(а,о)плывут они.
- Решите орфографические задачи, объясните орфограммы.
- Напишите по памяти:
- 1 вариант – 1 предложение.
- 2 вариант – 2 предложение.
Перед написанием орфографически правильное чтение.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения целей и создание ситуации успеха.
- Написать мини-сочинение, состоящее из 3 – 4 предложений, подчеркнуть орфограммы.
1-я группа – самостоятельно.
2-я группа – написать сочинение, пользуясь подсказками:
Плывут по небу…
Чуть дальше…
Облако стало похоже на …
Кажется будто…
3-я группа – списать сочинение и вставить пропущенные орфограммы:
Сегодня впервые, после долгой з…мы, ярко, по-весеннему, светит солнышко.
Светлые волокна облач?ков плывут и тают в прозрач?ной с…неве.
Кажет?ся, белые лоша…ки скач…т наперегонки, словно боят?ся куда-то опоздать.
4-я группа списать сочинение, найти и подчеркнуть ошибкоопасные места.
Облака почти уже не сходят с неба.
Но это ещё не те красивые летние облака, громоздящиеся серебряными горами и высоко бегущие по небу серебряными барашками.
Это весенние и облака, похожие на кучи снега.
VII. Рефлексия деятельности.
Цель: самооценка результатов деятельности.
- Легко ли было написать сочинение?
- Кто уверенно может сказать, что хорошо показал свои знания на уроке?
- Что удалось?
- Где испытали трудности?
- Чтение мини-сочинений.
- Оценивание успехов своей работы на уроке по шкале. (Смотреть начало урока)
- Кто считает, что он стал чуточку мудрее? Напишите.
VIII. Домашнее задание.
- Ещё раз проверить написанное и оформить рисунком.
Приложение 1. Работы учащихся (сочинения «Наблюдаем за облаками»)