Развитие познавательной активности учащихся на уроках экологии

Разделы: Экология


Развитие познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности – одна из вечных проблем методики преподавания предметов. Эффективным видом познавательной активности является игра. Благодаря использованию игры учитель имеет возможность в интересной и увлекательной форме углубить знания учащихся. Среди школьных дисциплин экология занимает особенное место, поскольку дает учащимся представления о живой природе.

Подбирая методы обучения, при подготовке к уроку учитель должен учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, а также специфику содержания изучаемого материала.

Приведем пример игры, разработанной нами для обобщения изученного материала учащимися по теме «Человек и животные» (7 класс).

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: игра.

Задачи.

  • Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о диких и домашних животных.
  • Развивающая: продолжать развивать у учащихся мышление, память, речь; умения  работать в команде.
  • Воспитательная: продолжать формировать научное мировоззрение и экологическую культуру у учащихся.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация фотографий, рисунков).

Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук, экран, фотографии, рисунки показываются по ходу игры без подписей. (Приложение 1).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 мин.).

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие. Запись отсутствующих в журнале.

2. Обобщение материала (35 мин.)

Сообщение цели урока учащимся. Сегодня вы должны вспомнить и обобщить материал темы «Человек и животные», которую изучали в течение нескольких уроков.  Для этого вы поиграете в игру «Человек и животные». Для того чтобы поиграть в игру учащиеся класса должны познакомиться с правилами игры. В игре участвует две команды, каждой команде необходимо выбрать капитана. Команды должны придумать себе название, эмблему и девиз.   Учитель поочередно задает вопросы командам. В случае правильного ответа игрок одной команды передает ход следующему игроку своей команды. Если же ответ был дан неверный, то ход переходит второй команде. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.

Вопросы игры разрабатывались нами в соответствии с учебным материалом, представленным в учебнике под редакцией В.Г. Бабенко [1].

Вопросы игры:

I. Дикие животные и человек.

1. Для чего человек использовал диких животных?
Ответ: Дикие животные использовались человеком в качестве пищи.

2. Какие животные в первую очередь являлись объектом добычи?
Ответ: Объектом добычи в первую очередь являлись крупные травоядные млекопитающие  - дикие быки, дикие ослы и лошади, антилопы, олени.

3. Какая морская рыба является промысловой?
Ответ: Рыбаки в море вылавливают множество промысловых рыб – камбалу, палтуса, минтая, сельдь, треска.

4. Каких головоногих моллюсков для употребления в пищу добывают в море?
Ответ: В море ловят кальмаров, осьминогов, каракатиц.

5. Каких двустворчатых моллюсков для употребления в пищу добывают в море?
Ответ: Устрицы, мидии, гребешки, сердцевидки.

6. Что такое каяки?
Ответ: Каяки – это лодки, которые эскимосы матерят из кожи моржей.

6. Каких диких животных добывают ради ценного меха?
Ответ: Животные семейства куньи (соболь, выдра, норка). Грызуны (ондатра, нутрия, бобр, белка, шиншилла). Некоторые представители семейства собачьи (песец, лиса), и кошачьи (рысь, леопард).

7. Из тела каких живых организмов можно получат натуральные краски?
Ответ: Из тела морских улиток-багрянок с древности получали пурпурную краску, из кошенили  мелкого насекомого родственника тлей, получают красную краску – кармин, из чернильного мешка каракатиц добывают краску сепию.

8. От каких животных получают ароматические вещества. Используемые парфюмерами в производстве духов?
Ответ: Из желез бобра, кабарги, виверры получают животный мускус – вещество, без которого невозможно производство многих духов. Также в парфюмерии используется образующаяся в желудке кашалота амбра.

9. Что вырабатывают пчелы?
Ответ: Человек использует в лечебных. Оздоровительных и производственных целях вещества, вырабатываемые пчелами: мед, маточное молочко, воск, прополис.

10. Какие животные могут быть полезны при производстве лекарств?
Ответ: Ценные лекарства делают из рогов оленя (пантокрин), из змеиного яда, из насекомых (в частности, из жуков, которые называются шпанскими мушками).

11. Какие морские организмы могут быт источником витамина А.
Ответ: Источником витамина А является печень тресковых рыб и акул.

12. Какие животные используются для биологической борьбы с вредителями?
Ответ: Насекомоядные птицы уничтожают насекомых-вредителей садов и огородов, а хищные птицы (совы, пустельги, канюки) – мышей и полевок, вредителей злаковых растений.

13. Для чего используется гамбузия?
Ответ: В Абхазию в 1925 году была завезена из южных частей Северной Америки небольшая рыбка – гамбузия специально для борьбы с личинками малярийных комаров.

II. Одомашнивание животных.

1. Какие животные использовались человеком в качестве транспортных средств?
Ответ: Лошади, верблюды, буйволы.

2. Каким образом человек использует собаку?
Ответ: Собаки помогают человеку на охоте и служат сторожами.

3. Какие птицы были одомашнены человеком?
Ответ: Куриные (банкивская курица, цесарка, дикая индейка), гусеобразные (серый гусь, кряква), сизый голубь.

4. Какие рыбы были одомашнены человеком?
Ответ: Карп – одомашненная форма сазана (породы: чешуйчатый, зеркальны, голый, рамчатый).

5. Какие насекомые были одомашнены человеком?
Ответ: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

6. Какие породы собак были одомашнены с декоративными целями?
Ответ: Хохлатая китайская собачка, мальтийская болонка.

7. Какая порода кур была выведена в Китае.
Ответ: В Китае была выведена особая порода кур – феникс. У петухов этой породы длина хвоста достигает нескольких метров.

8. Какие породы рыб были выведены в Японии на основе карпа?
Ответ: В Японии на основе карпа были выведены разнообразные породы кои – белой, желтой, голубоватой и ситцевой окраски. Эти рыбы традиционно содержатся в неглубоких декоративных прудах.

9. Какие аквариумные рыбки известны?
Ответ: Гуппи, плятипецилия, скалярия, макопод и петушок.

III. Животные в населенных пунктах.

1. Каких птиц можно встретить в городах и поселках всех стран мира?
Ответ: Домовые и полевые воробьи, сизые голуби.

2. Можно ли встретить серую ворону в городах?
Ответ: Серая ворона – лесная птица. Однако в некоторых городах в последние годы стала расти численность серых ворон. Эти всеядные птицы находят здесь разнообразную пищу на помойках. Кроме того, зима в городе не столь сурова, как в лесу. В городе и ветер послабее. И температура на несколько градусов выше. Поэтому зимой в городах вороны собираются на большие коллективные ночевки.

3. Где в природных условиях гнездятся стрижи?
Ответ: Стрижи гнездятся в расщелинах скал.

4. Где в природных условиях гнездятся ласточки?
Ответ: Ласточки лепят свои гнезда на стенах пещер или под нависающими камнями.

5. Какие млекопитающие обитают в городах  поселках?
Ответ: Наиболее полно освоили городскую среду такие грызуны, как крысы и мыши.

6. Какие животные являются естественными врагами мышей и крыс?
Ответ: Хорьки и ласки.

IV. Животные в доме человека.

1. Какие насекомые могут обитать в доме человека?
Ответ: Черный и рыжий тараканы, блохи, сверчки.

2. Чем питаются тараканы?
Ответ: Тараканы питаются различными пищевыми продуктами, могут также поедать корешки книг и другие на первый взгляд малосъедобные вещи.

3. Могу ли комары быть активны круглый год?
Ответ: Комары, которые обитают в многоэтажных домах, перемещаются по вентиляционным ходам и поэтому активны круглый год. Личинки этих комаров выводятся в воде, которая скапливается в подвалах.

4. Каких насекомых можно встретить в местах хранения продуктов в человеческом жилье.
Ответ: В местах хранения продуктов в человеческом жилье можно встретить жуков – мучных хрущей и долгоносиков, в гниющих фруктах и  фруктовом соке – личинки мух-дрозофилл.

5. Чем питаются микроскопических размеров клещи, которые поселяются в человеческом жилье?
Ответ: Они не паразитируют на человеке, а питаются различными очень мелкими пищевыми частичками – сухим пищевыми остатками, эпидермисом человеческого тела. Эти членистоногие. Попадая в дыхательные пути человека, могут вызывать аллергию.

3. Итог (2 мин.)

Награждение учащихся и вручение призов.

4. Оценка знаний и выставление отметок с комментарием (2 мин.)

Обобщение и систематизацию ранее изученного материала по экологии в форме игры возможно проводить с использованием элементов разнообразных игровых технологий. 

Литература.

  1. Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. Экология животных: 7 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под ред. д-ра биол. наук проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 128 с.