Проблема организации обучения, воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья становится в последнее время актуальной и значимой.
Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой социально незащищенной группой населения.
Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе. Процесс обучения многогранен по своему содержанию, поэтому у школьников с ограниченными возможностями здоровья могут возникать множество психологических проблем, трудностей в обучении, которые должны разрешить педагоги учреждения.
Формирование личности ребенка - это очень сложный процесс. Но люди, которые по-настоящему любят детей, добиваются поставленной цели и остаются в сердцах учеников на всю жизнь. [2]
Дети с ОВЗ нуждаются в индивидуальной методике обучения. Если здоровый ребенок, приходя в школу, приспосабливается к правилам и условиям общества, то дети с ОВЗ включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Работа воспитателя, педагога в общеобразовательных учреждениях, в том числе и коррекционных, зависит целей и задачей, решаемых в ходе педагогического процесса.
Главными задачами работы педагога являются: охрана жизни и здоровья детей, повышение уровня психического развития ребенка в социальной, интеллектуальной и эмоциональной сферах, успешная интеграция ребенка в общеобразовательную школу и общество сверстников.
В начальный период пребывания ребенка в общеобразовательной школе содержание деятельности педагога направлено на выявление особенностей протекания адаптации воспитанников, на содействие более быстрому, и конечно, безболезненному ее завершению. Поэтому создаются условия, вызывающие познавательную деятельность воспитанников, снимается стресс и обеспечивается положительное эмоциональное состояние ребенка, организовывается общение детей друг с другом.
Учитель должен создать такую атмосферу в классе, чтобы каждый ребенок мог свободно выразить свои мысли или любопытство. [2]
Главной целью педагога является помощь детям с ограниченными способностями здоровья. Им нужно помочь социально адаптироваться, само реализоваться в обществе.
Работа с детьми с ОВЗ требует особых методов и форм подачи учебного материала. Грамотная организация внеурочной деятельности для таких детей может стать ступенькой для последующей социализации и адаптации в современном обществе, открыть возможности для самореализации и профессионального определения.
Эти рекомендации помогут педагогу улучшить свою работу с детьми с ОВЗ.
Учебники и учебная программа: четкое и понятное разъяснение заданий; замещение письменных заданий; обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простым.
Работа в классе, группе: близость учеников к учителю;наличие индивидуальных правил;обеспечение двумя комплектами учебников для занятий в школе и дома;наличие в классе дополнительных материалов.
Организация учебного процесса: составление индивидуальных планов; предоставление возможности покинуть класс и уединиться, когда это понадобится; знание об изменениях поведения, которые предупреждают о необходимости принятия медикоментозных средств [1].
Общие принципы и правила работы с детьми:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни зависит от ряда условий:
1. Полноценная социально-бытовая подготовка детей осуществима лишь путём целенаправленной педагогической работы.
2. Формирование социально-бытовых знаний и умений должно представлять собой целенаправленную систему работы.
3. Цель педагогической работы – достижение каждым ребёнком максимально возможного для него уровня социально-бытовой умелости.
4. Необходимо чётко планировать свою работу, ориентируясь на достижение конкретных результатов в подготовке воспитанников.
5. Чёткости планирования педагогической работы способствует целенаправленный контроль над динамикой усвоения детьми социально-бытовых знаний и умений, т.е. педагогическая диагностика.
6.Важно сделать максимально наглядным весь учебный материал.
7. Одним из условий успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения материала.
8. Обеспечение понимания детьми учебного материала, его осмысление – важное условие успешности обучения.
9. Средством повышения уровня развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью служат коррекция и компенсация недостатков его развития.
10. От выполняемой деятельности ребёнок должен получать чувства удовлетворения, т.е. деятельность должна быть положительно мотивирована.
11. Игровые методы и приёмы позволяют педагогу осуществить обучение детей в более доступной и привлекательной для них игровой форме. [4]
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности, как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.
Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
- использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
- использование вставок на интерактивную доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т.к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
- использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
- активные методы рефлексии. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов. Активные методы позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. [3]
Таким образом, создавая необходимые условия в классе для отдельных детей с ОВЗ, можно значительно расширить их возможности в развитии, обучении, общении, социальном поведении, стимулировать перспективу дальнейшего профессионального обучения, гармонизировать взаимоотношения со сверстниками.
Библиографический список
- Болотов В.А. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Метод. Письмо Министерства образования РФ. М., 2002. - 12 с.
- Амонашвили Ш.А. Спешите дети, будем учиться летать. Изд. Дом Шалвы Амонашвили. Лаборатория гуманит. Пед. МГПУ.- М., 2005- 329 с.
- Психолого-педагогические аспекты обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования - https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4966
- Психолого-педагогические подходы в воспитании детей с ограниченными возможностями - http://studbooks.net/1930911/pedagogika/psihologo_pedagogicheskie_podhody_vospitanii_detey_ogranichennymi_vozmozhnostyami