1. Общая часть |
|||||||
Предмет |
ОРКСЭ. Основы светской этики |
Класс |
4 |
||||
Тема урока |
Дружба |
||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||
Понимание дружбы как ценностной ориентации, присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека. |
П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса Р. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя К. признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
формирование представления о дружбе и позитивном отношении к людям |
|||||
Цель урока |
Выявлять элементы общечеловеческих ценностей |
||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Дружба, бескорыстие, доверие, честность, справедливость, ответственность. |
||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке |
Мультипроектор, экспозиционный экран, устройство для воспроизведения CD, классная доска с набором приспособлений для креплении таблиц, картинок |
||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке |
Набор пословиц о дружбе; рассказ Л. Пантелеева «Честное слово»; индивидуальные карточки: «10 законов дружбы» и «О качествах и чертах характера» (каждому), карточки «Выбери вариант тайных мыслей»; сказка Л.Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»; текст песни В. Шаинского «Улыбка». Мультфильм. |
||||||
Организационная структура урока |
|||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
|||||||
Длительность этапа |
Основные формы работы учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
|||||
5 минут |
Учитель. Ребята! Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в очень важном вопросе для каждого из нас. Что значит дружить? Каким должен быть настоящий друг? Как научиться выходить из конфликтных ситуаций? Мы уже четвертый год вместе. Все вы сдружились. И мне очень хочется услышать имена ваших друзей. (Учитель передает мягкую игрушку в руки некоторым детям, те называют имя друга и говорят, почему они с ним дружат, какой у него друг (подруга), что они делают вместе.) – Скажите, пожалуйста, почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого-то совсем нет друга? От чего это зависит? (Ответы детей.) – Спасибо! |
Личностные компетенции: |
|||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи |
|||||||
Длительность этапа |
Основные формы работы учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
|||||
15 минут |
Индивидуальное задание:на парте у каждого лежит карточка, где записаны качества и черты характера людей. Дети должны ответить на вопрос: «Какие качества и черты характера ты ценишь больше всего в людях?» (подчеркнуть). – Ребята! Оказывается, ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены десять законов дружбы: – Какие их этих правил ты уже выполняешь, а каким тебе нужно научиться? Дети отвечают, почему им хотелось бы иметь такого друга. Примерные ответы детей: |
Коммуникативные УУД: форма индивидуальной рефлексии или работа в малой группе. Личностные УУД: «Вижу, слышу, чувствую». Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя». Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» - индивидуальная работа. |
|||||
Этап 3. Практикум |
|||||||
Длительность этапа |
Основные формы работы учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
|||||
10 минут |
Задание по карточке (карточка для каждого ученика): в центре – тот, кто обзывается. Вокруг – его мысли. Выбери вариант «тайных мыслей» того, кто тебя обзывает. Раскрась этот кружок. – Конечно, в жизни любого человека бывают обиды и ссоры, но нужно научиться прощать и уметь мириться. Помните пословицу: «Худой мир лучше доброй ссоры». – Расскажите, как вы миритесь с другом, братом, сестрой. (ответы детей.) «Мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться» – эта поговорка помогала вам, когда вы были детсадовского возраста. Очень часто помогает выйти из трудной ситуации шутка, умение вовремя улыбнуться и сказать что-нибудь смешное. И еще очень важно научиться признавать свои ошибки и извиняться. – Давайте поиграем. Игра «Ссоримся и миримся». Правила игры: разбейтесь на пары. Найдите причину для «ссоры», а потом помиритесь. |
Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» - индивидуальная и групповая работа.
Личностные УУД: |
|||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
|||||||
Длительность этапа |
Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции |
Формируемые УУД |
|||||
10 минут |
– А теперь давайте вспомним добрую, умную, поучительную сказку «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду».(просмотр мультфильма) – Ребята! Чему учит нас эта замечательная сказка? Правильно! Быть добрым и все ссоры разрешать самым сильным оружием – УЛЫБКОЙ! Давайте сейчас все улыбнемся друг другу и споем замечательную песню В. Шаинского «Улыбка»! (1-й куплет). |
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. |
|||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание |
|||||||
Длительность |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам |
Формируемые УУД |
|||||
5 минут |
- Ребята, выполните, пожалуйста, в малой группе технику «Синквейн» с понятием «дружба». Вариант работы: 1. ДРУЖБА. Стихотворный вариант на основе проделанной выборки: Дружба крепкая нужна, - Проверьте, сколько у вас сейчас любви и уважения к себе в «Сосуде самоценности». Поднимите руку те, у кого больше 70% |
Познавательные УУД: «Синквейн». |
|||||
Домашнее задание |
Написать другу письмо |
Материал к уроку
ЧЕСТНОЕ СЛОВО
– Давай, пошли. Смотри, уже поздно, уже сад закрывается.
И я хотел взять мальчика за руку. Мальчик поспешно отдернул руку и сказал...
– Не могу.
– Что не можешь?
– Идти не могу... Я часовой... Мы играем... Один большой мальчик... привел сюда и говорит: «Тут у нас пороховой склад. А ты будешь часовой. Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю: «Хорошо». А он говорит: «Дай честное слово, что не уйдешь. Ну, я и сказал: «Честное слово – не уйду».
Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и понял, что ему действительно нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается хулиганов, не испугается и более странных вещей.
А когда он вырастет... Еще неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.
Л. Пантелеев
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
– Мама, что это за птицы? – спросил он.
– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.
Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
– Ай-ай, они украли у нас еду!
– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
О ДРУЖБЕ ЖУРАВЛЯ И ЛЯГУШКИ
Однажды журавль пил воду из болота. Вышла из болота лягушка и говорит:
- Братец журавль, давай побратаемся.
- Послушай, лягушка, — отвечает журавль, — боюсь, из этой дружбы ничего не выйдет.
- Почему? — спрашивает лягушка.
- Потому, что ты живешь под водой, а я летаю под облаками. Ни я к тебе в гости не смогу ходить — задохнусь, ни у тебя нет крыльев, чтобы летать со мной, — ответил журавль.
- Ну, ты придешь к болоту, я выйду к тебе — так и будем встречаться, — говорит лягушка.
Журавль согласился. Стали они дружить. Прилетал он иногда к болоту побеседовать с лягушкой. Прошло время. Как-то в одну из встреч друзья мирно беседовали.
- Братец журавль, — вдруг восклицает лягушка, — я ничего, кроме этого болота, не видела. А ты летаешь в поднебесье и видишь сверху все вокруг. Что если ты возьмешь меня с собой и покажешь мне мир?
- Но как ты полетишь, лягушка? — удивился журавль.
- Ведь у тебя нет крыльев.
- Ну и что ж, что крыльев нет? Посадишь ты меня между крыльев, я крепко буду держаться за тебя, ты и поднимешь меня в небо.
Сколько ни отговаривал журавль, лягушка настаивала на своем. Журавль был вынужден посадить лягушку между крыльев н поднялся над болотом. Только поднялись они над болотом, как лягушка не удержалась и полетела вниз. Хорошо еще упала в воду, покалечилась, но не погибла.
Спустился журавль к болоту и говорит:
- Не предупреждал ли я тебя, лягушка, что из дружбы нашей ничего путного не получится? Ведь говорят же, что дружба с неровней приводит к беде.
ДРУЗЬЯ-ТОВАРИЩИ
День стоял весёлый
Раннею весной.
Шли мы после школы —
Я да ты со мной.
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, —
Шли куда попало
В первый тёплый день.
Шли куда попало —
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.
Весело расстались —
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять!
С.Я. Маршак