Роль музыки, литературы и живописи в жизни человека и общества. 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Цель урока:

  • Образовательная: Познакомить  учащихся  с ролью музыки, литературы и живописи в жизни человека и общества, показать значение музыки в синтезе искусств.
  • Развивающая: развитие музыкальных и творческих способностей учащихся.
  • Воспитательная: воспитание представления о связи различных видов искусства с действительностью, внутренним миром человека.

Формировать УУД:

  • Личностные УУД: воспитание  интереса к русскому народному творчеству.
  • Познавательные УУД:стремление к приобретению знаний о неразрывной связи музыки, художественного слова и живописи, вокально-хоровых навыков.
  • Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
  • Регулятивные УУД:
    • нравственное осмысление искусства и окружающего мира на основе сравнительного анализа;
    • чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов на примере сказки «Теремок»;

Тип урока:  урок открытия новых знаний.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический,  игровая импровизация, наблюдение, сравнение; фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: эвристическая беседа, самоконтроль, взаимоконтроль.

Опорные понятия, термины: антракт, автор, декорации, афиша, увертюра.

Планируемые результаты:

  • развитие  эстетического  художественного вкуса, активизирующего творческое воображение, основанное на межпредметных связях урока музыки с изобразительным искусством и литературным словом;
  • формирование эстетического отношения к действительности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, лучших качеств у детей (добра, отзывчивости, терпимости);
  • воспитание культуры поведения в театре и в обществе.

Перечень оборудования к уроку:

  • Баян,
  • декорации и костюмы к сказке,
  • иллюстрации,
  • компьютер,
  • слайды,
  • мультимедийный проектор.

Технологическая карта  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент (1 мин)

Цель: самоопределение к деятельности. Активизация внимания.

Музыкальное приветствие

Эмоционально-образный настрой на урок (распевание)

Личностные УУД: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками

2. Введение в тему (3 мин)

Цель: актуализация знаний

1-й слайд: «Театр». Учитель активизирует знания учащихся, беседуя о театре, о культуре поведения в театре (2-й слайд – зрительный зал театра), внешнем виде.
Подвести учащихся к восприятию понятия «антракт» (3-й слайд – фойе театра)

Обсуждают, что им уже известно по данной теме. Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД: самостоятельный вывод о роли разных видов искусства.
Личностные УУД: определение границы собственного знания и незнания.

3. Открытие новых знаний (3 мин)

Цель: изучение новых понятий

- Сегодня мы с вами побываем в театре не простом, а музыкальном. А актерами будут ваши одноклассники. (Представляет героев спектакля.) Кто из вас догадался, на каком спектакле мы сегодня побываем?
- А как догадались?
- Что лежит в основе этого спектакля?
- Чья это сказка: Кто является автором этой сказки? (понятие «автор»).
Создает проблему.
- Какие виды искусства сопровождают спектакль?
- Как мы сформулируем тему урока? Какую цель поставим?
- К какому виду искусства мы отнесем сказку?

Размышляют, что создателем сказки является народ, жанр сказки – литература, а если сказка музыкальная, то в спектакле будет присутствовать еще один вид искусства – музыка и что без художественного оформления красочных костюмов спектакль будет неинтересен.
Самостоятельно озвучивают тему урока, определяют цель и задачи урока.

Познавательные УУД: определение цели и задач собственной деятельности на уроке, выбор средств и способов ее осуществления.
Личностные УУД: творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать мнение других, способность излагать свои мысли.

4. Подведение итогов (3 мин)

- Мы с вами говорим, сто спектакль будет не простой, а музыкальный, значит, с каким еще видом искусства мы встретимся?  

Регулятивные УУД: выявление общности жизненных истоков и взаимосвязи музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами познания мира.

- В музыкальном спектакле должен быть оркестр, но в наш класс он не войдет, поэтому мы заменим его баяном.
- И чтобы совсем оказаться в театре, что еще нужно? (Оформление сцены, костюмы героев сказки, грим)
Учащиеся выводят понятие «декорации».
- Кто создает эти декорации, а также оформляет объявление о предстоящем спектакле?
4-й слайд – афиша.
- А сейчас вы посмотрите спектакль и после его завершения скажете, какова роль каждого вида искусства в театре.

Учащиеся выводят понятие «афиша».

- Итак, сказка начинается, но любой спектакль начинается с чего? (Знакомятся с понятием «увертюра»)

Определяют, что спектакль начинается с музыкального вступления.

5. Усвоение нового материала. Демонстрация музыкальной сказки (11 мин)

Цель: научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов на примере сказки «Теремок»

Музыкальное сопровождение

Эмоциональный отклик на сказку.
Творческая деятельность учащихся.
Демонстрация сказки (вместе с актерами выполняют ритмические движения, исполняют заключительную песню)

Коммуникативные УУД: импровизация и инсценирование сказки.
Познавательные УУД: нахождение ассоциативных связей между музы-кой и другими видами искусства, понимание этого взаимодействия.
Регулятивные УУД: проявление творческой инициативы

6. Обобщение (2 мин)

Цель: воспитание интереса к различным видам искусств, развивать образное мышление.

- Понравилась музыкальная сказка?
- С какими видами искусства встретились?
- Если бы не было литературы, была бы сказка?
- Если бы не было музыки, получился бы музыкальный спектакль?
- Как нам помогли декорации?
- Кто авторы этой сказки? (русский народ, композитор, художник).
- Могут ли музыка, литература, живопись существовать отдельно друг от друга?
- Где вы можете применить полученные умения и знания?

Анализ и обсуждение музыкальной сказки.
Отвечают на вопросы.
Выявляют роль каждого вида искусства в театре.

Коммуникативные УУД:  аргументация своей точки зрения.
Регулятивные УУД: оценивание музыкальной сказки с позиции красоты и правды.
Познавательные УУД: размышление о воздействии разных видов искусства на человека.

7. Слушание, анализ, вокально-хоровая работа над  «Песней о картинах» муз. Г.Гладкова (12 мин)

Цель: способствовать формированию представлений о песне как истине, показать взаимосвязь музыки, литературы и живописи

Слушание песни.
Анализ песни.

(5-й слайд) Просмотр слайда с тремя жанрами живописи (портрет, пейзаж, натюрморт).
Вокально-хоровая работа над 1, 2, 3-м куплетами.
- У вас на партах лежат иллюстрации с тремя жанрами живописи. Мы сейчас исполним песню полностью, а вы будете показывать тот жанр, о котором поется (исполнение с заданием).
Анализ песни, ответы на вопросы и исполнение песни с определением трех жанров живописи (показ учащимися пейзажа, портрета, натюрморта одновременно с исполнением песни). Предметные УУД: слушание и анализ песни, развитие вокальных и исполнительских способностей.
Метапредметные УУД: формулировка ответов на вопросы.
Коммуникативные УУД: аргументация своей точки зрения; участие в коллективной беседе и исполнительской деятельности.

- Итак, в этой песне мы встретили какие виды искусства?

Ответы на вопрос.

 

8. Обобщение. Итог урока (3 мин)

Цель: обобщение знаний, полученных на уроке

- Можно ли «услышать» изобразительное искусство?
- Можно ли «увидеть» музыку?
- Что было бы, если бы не было литературы? (примеры с урока).
Какова была роль музыки в увиденном спектакле? (6-й слайд) Просмотр слайда, содержащего высказывания зрителей. «Спектакль – это союз слова, музыки и красок» и Высказывание мнений. «В спектакле литература, музыкальное искусство и живопись раскрываются самостоятельно».
- Кто из них прав?

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание уровня усвоения.
Познавательные УУД: размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

9. Домашнее задание (2 мин)

На выбор.
Стандартное: нарисовать тех героев из сказки, которые больше всего понравились.
Задание повышенной трудности: нарисовать афишу к  музыкальной сказке.
Повторить слова песни. Дать самооценку своей работе.

Записывают в дневники домашнее задание.

 

10. Рефлексия (5 мин.)

Цель: контроль и оценка собственных учебных действий.

Дать самооценку своей работе. На доске – нотный стан с тремя нотами. Если урок утомителен, неинтересен, то ноту пишем на нижней линейке; если интересен и необычен – на верхней линейке; если те знания, которые вы получили, вам нужно еще дополнить – на третьей линейке нотоносца.

Осуществляют самооценку собственной деятельности и деятельности одноклассников, делают выводы.

Регулятивные УУД: анализ собственной учебной деятельности.

Список используемой литературы

  1. Алеев  В.В. Музыка: учебник  для  общеобразовательных учреждений. 5 кл./ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2014.
  2. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству, или Азбука музыкально-творческого саморазвития/ Е.И. Юдина. – М.: «Аквариум»,1997.
  3. Мы дарим детям радость. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1999.
  4. Музыкальный словарь. – Режим доступа: http//dic.akademik.ru/contents. NSF/dis.music.