Конспект урока русского языка по теме «Времена глагола». 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Класс: 5.

Место урока в системе уроков по данной теме: Первый урок

Цель деятельности учителя:

  • организовать деятельность обучающихся, направленную на актуализацию знаний о временах глагола;
  • способствовать формированию знаний о соотнесенности времени и вида глагола.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • определяет время глагола;
  • умеет соотносить время и вид глагола.

Метапредметные:

Познавательные:

  • извлекает и преобразует информацию;
  • сравнивает и делает выводы;

Коммуникативные:

  • строит монологические высказывания в соответствии с речевой ситуацией;

Личностные:

  • формулирует собственное мнение и аргументирует его.

Методы\приемы обучения: проблемный метод, беседа, практический метод.

Формы работы на уроке: индивидуальная, парная.

Оборудование, наглядность:  электронная доска, тетрадь, учебник, цветные карточки для рефлексии «Светофор».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Чтение стихотворения.(с электронной доски)

- Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл.
“Ухожу”, – кричит сегодня.
“А вчера”, – кричит, – ушёл”
“А завтра, – скажет, – я уйду!”
Позавидуйте ему!

Исходя из прочитанного мной стихотворения, давайте попробуем определить тему нашего занятия. Есть варианты?

- «Времена глагола».

Записываем тему урока  в тетради.

4. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Целеполагание.

- Запишите, какие формы времени имеет глагол. Приведите примеры(фронтальный опрос)

А теперь попробуй составить предложения с глаголами «писать» и «написать» в трех временах. Сколько предложений  должно получиться? Почему?

- Шесть.

- Хорошо, давайте проверим. Приступайте к заданию.

(Ситуация успеха и разрыва в знаниях – ученик не может поставить глагол «написать» в форму настоящего времени.)

- Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?

- Какие цели мы сегодня поставим перед собой?

Значит, цель нашего урока – узнать, все ли глаголы изменяются по временам, научиться классифицировать времена глагола, употреблять в устной и письменной речи. 

5. Работа с материалом учебника.

- А теперь давайте обратимся к материалу учебника на стр. 226.

Выделите в параграфе «плюсом» - то, что вы уже знали, «минусом» – то, что для вас стало новым и знаком вопроса – то, что осталось непонятным.

Комментированное чтение параграфа № 81. Обсуждение. На доске – запись схемы образования форм прошедшего времени.(Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-. Прошедшее время образуется от инфинитива при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а также окончания -и во множественном числе. Вспоминаем понятие Инфинитива)

ходить  + суффикс л = ходил(а,о,и)

Особенные случаи образования глаголов.(На доске - Идти, нести, грести)

6. Первичное закрепление.

(На доске - таблица) (4 ученика у доски)

Неопределённая форма глагола

Настоящее
время

Прошедшее время

Будущее время

Читать

 

 

 

Прочитать

 

 

 

Писать

 

 

 

Написать

 

 

 

 Заполним таблицу. (Обратить внимание на невозможность образования глаголов в настоящем времени от глаголов совершенного вида).

Промежуточный вывод.

7. Физкультминутка.

Называю несколько глаголов. В зависимости от времени глагола нужно выполнять разные действия.(Цветёт, поливал, сорвут, садил, пахнет, подарил)

  • глаголы настоящего времени - стой смирно;
  • глаголы прошедшего времени - присядь;
  • глаголы будущего времени - ходьба на месте;

8. Работа в парах.

- Прочитайте текст, из какого произведения, автор.

- Выпишите глаголы в тетрадь, распределяя их по временам, определите вид.

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
И встал Айболит,
Побежал Айболит.
По полям, по лесам,
По лугам он бежит.
И упал Айболит,
И  лежит на снегу:
"Я дальше идти не могу".

- Проверка. Вывод.

9. Итог урока. Рефлексия.

Возьмите цветные карточки.

- Какой цвет будет говорить о том, что все на уроке вам было понятно?

- Зеленый.

-  Какой, что не во всем вы сегодня разобрались?

- Желтый.

- А какой, что осталось многое непонятным?

- Красный.

- Поднимите карточку с соответствующим цветом.

- Ребята, добились ли мы на сегодняшнем уроке поставленной цели?

- Чему научились?

- С какими трудностями мы столкнулись? С чем это связано?

10. Домашнее задание на выбор.

1. Параграф 81, упр.641 по заданию.

2. Параграф 81,составить текст на тему «Лето», из 3-х абзацев. В каждом абзаце использовать разные временные формы глаголов (в первом – прошедшего времени, во втором – настоящего, в третьем – будущего.)