Класс: 5.
Место урока в системе уроков по данной теме: Первый урок
Цель деятельности учителя:
- организовать деятельность обучающихся, направленную на актуализацию знаний о временах глагола;
- способствовать формированию знаний о соотнесенности времени и вида глагола.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений.
Планируемые результаты:
Предметные:
- определяет время глагола;
- умеет соотносить время и вид глагола.
Метапредметные:
Познавательные:
- извлекает и преобразует информацию;
- сравнивает и делает выводы;
Коммуникативные:
- строит монологические высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
Личностные:
- формулирует собственное мнение и аргументирует его.
Методы\приемы обучения: проблемный метод, беседа, практический метод.
Формы работы на уроке: индивидуальная, парная.
Оборудование, наглядность: электронная доска, тетрадь, учебник, цветные карточки для рефлексии «Светофор».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Чтение стихотворения.(с электронной доски)
- Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл.
“Ухожу”, – кричит сегодня.
“А вчера”, – кричит, – ушёл”
“А завтра, – скажет, – я уйду!”
Позавидуйте ему!
Исходя из прочитанного мной стихотворения, давайте попробуем определить тему нашего занятия. Есть варианты?
- «Времена глагола».
Записываем тему урока в тетради.
4. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Целеполагание.
- Запишите, какие формы времени имеет глагол. Приведите примеры(фронтальный опрос)
А теперь попробуй составить предложения с глаголами «писать» и «написать» в трех временах. Сколько предложений должно получиться? Почему?
- Шесть.
- Хорошо, давайте проверим. Приступайте к заданию.
(Ситуация успеха и разрыва в знаниях – ученик не может поставить глагол «написать» в форму настоящего времени.)
- Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?
- Какие цели мы сегодня поставим перед собой?
Значит, цель нашего урока – узнать, все ли глаголы изменяются по временам, научиться классифицировать времена глагола, употреблять в устной и письменной речи.
5. Работа с материалом учебника.
- А теперь давайте обратимся к материалу учебника на стр. 226.
Выделите в параграфе «плюсом» - то, что вы уже знали, «минусом» – то, что для вас стало новым и знаком вопроса – то, что осталось непонятным.
Комментированное чтение параграфа № 81. Обсуждение. На доске – запись схемы образования форм прошедшего времени.(Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-. Прошедшее время образуется от инфинитива при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а также окончания -и во множественном числе. Вспоминаем понятие Инфинитива)
ходить + суффикс л = ходил(а,о,и)
Особенные случаи образования глаголов.(На доске - Идти, нести, грести)
6. Первичное закрепление.
(На доске - таблица) (4 ученика у доски)
Неопределённая форма глагола | Настоящее |
Прошедшее время |
Будущее время |
Читать |
|
|
|
Прочитать |
|
|
|
Писать |
|
|
|
Написать |
|
|
|
Заполним таблицу. (Обратить внимание на невозможность образования глаголов в настоящем времени от глаголов совершенного вида).
Промежуточный вывод.
7. Физкультминутка.
Называю несколько глаголов. В зависимости от времени глагола нужно выполнять разные действия.(Цветёт, поливал, сорвут, садил, пахнет, подарил)
- глаголы настоящего времени - стой смирно;
- глаголы прошедшего времени - присядь;
- глаголы будущего времени - ходьба на месте;
8. Работа в парах.
- Прочитайте текст, из какого произведения, автор.
- Выпишите глаголы в тетрадь, распределяя их по временам, определите вид.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
И встал Айболит,
Побежал Айболит.
По полям, по лесам,
По лугам он бежит.
И упал Айболит,
И лежит на снегу:
"Я дальше идти не могу".
- Проверка. Вывод.
9. Итог урока. Рефлексия.
Возьмите цветные карточки.
- Какой цвет будет говорить о том, что все на уроке вам было понятно?
- Зеленый.
- Какой, что не во всем вы сегодня разобрались?
- Желтый.
- А какой, что осталось многое непонятным?
- Красный.
- Поднимите карточку с соответствующим цветом.
- Ребята, добились ли мы на сегодняшнем уроке поставленной цели?
- Чему научились?
- С какими трудностями мы столкнулись? С чем это связано?
10. Домашнее задание на выбор.
1. Параграф 81, упр.641 по заданию.
2. Параграф 81,составить текст на тему «Лето», из 3-х абзацев. В каждом абзаце использовать разные временные формы глаголов (в первом – прошедшего времени, во втором – настоящего, в третьем – будущего.)