Урок развития речи по теме "Насекомые: муравей, муха, божья коровка"

Разделы: Начальная школа, Экология


Цель: Уточнение и расширение знаний учащихся об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.

Задачи:  Формировать  умения распознавать муравья, муху,  божью коровку среди других насекомых;  учить употреблять в речи знакомые слова,  составлять  простые предложения по вопросам учителя; развивать внимание, воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование: предметные картинки с изображением насекомых, разрезные картинки  карточки с заданиями, цветные карандаши.

Ход урока

1. Орг.момент

Прозвенел уже звонок, нам пора начать урок.
Чтобы успокоиться на урок настроиться.
Медленно вдыхаем  1 2 3 4 5
Держим 2 сек
Выдыхаем 1-2.

- Кого вы видите на рисунке? (бабочка, муравей, стрекоза, муха, божья коровка) Посчитайте сколько животных  всего?

2. Введение в тему урока.

Отгадайте загадки:

- Всех жучков она милей, спинка красная у ней.
На спине кружочки, черненькие точки (божья коровка).

- Без работы хоть убей жить не может…(муравей).

- Целый день летает,  всем надоедает;
Ночь настанет, тогда перестанет (муха).

Вывешиваются изображения насекомых.

- Как одним словом можно назвать эту группу животных? (насекомые)

- Мы будем говорить о насекомых.

Читаем тему: Насекомые.

3. Изучение  нового материала.

Насекомые это маленькие животные имеющие 6 лап.

- Найдите зашифрованных насекомых.

В природе насекомые появляются только, когда тепло весной и летом.

Ребята, насекомых на Земле  много. Они умеют летать, ползать, ходить, прыгать и бегать. Мы поговорим о некоторых из них, постараемся понять, как надо относиться к ним в природе.

- Кто из вас видел муравья? Какого он размера?

- Сколько лапок у муравья? Посчитаем? Покажите на пальчиках.

- Называем части тела муравья: голова, грудь, брюшко.

- Муравей летает или ползает?

Ребята, муравья называют самым трудолюбивым. Вы знаете, почему?

Муравей живет в муравейнике. Целый день муравьи ищут и перетаскивают к себе в дом вредных насекомых, гусениц. Муравьи спасают лес.  Если есть муравейник в лесу, то лес здоровый и чистый. Муравьи лишь одного муравейника в течение дня съедают столько вредных насекомых, сколько синица за 2 месяца, а дятел за 20 дней.

Кто из вас видел божью коровку? Какого она размера?

- Как передвигается она? Назовите части тела божьей коровки.

Божья коровка спасает растения от вредных насекомых, которые высасывают сок из листьев и цветов. 

Дети, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на дереве, любая птица заметит. Где же ей спрятаться? (Ответы детей).

Оказывается, божьей коровке прятаться необязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет жидкость, которая очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно.

Ребята, как надо относиться к божьей коровке и муравью?

Божья коровка как и муравьи полезные насекомые. Нельзя разорять муравейники и уничтожать божьих коровок.

Пальчиковая гимнастика.

Красная горошинка        соединяем пальцы в кольцо по очереди
Черненькие точки
Я коровку божью
Вижу на листочке                 смена рук
Но от этого жучка
Не дождаться молока
Пьет нектар коровка ловко
Ест цветочную пыльцу
В огороде ловит тлю
Я за то ее люблю.

Упражнение на развитие графических навыков.

Раскрашивание божьей коровки и муравья.

- Рассмотрите муравья и муху.

Назовите те части насекомого, которые есть у мухи и муравья.

- А что есть у мухи, но нет у муравья?

- Продолжите мою фразу.

Муха, как и все насекомые, имеет…… (голову, грудь, брюшко, лапы, крылья.)

Беседа о вреде мухи.

- Где  может побывать наша муха? Ответы детей

- В мусорном баке, на свалке.

- Вот, дети, муха побывала везде. Сначала она ползала по пропавшим продуктам, которые мы с вами выбросили в мусорный контейнер.

Своими лапками она собирала различные микробы, которые там есть. А потом она садится на наши продукты: хлеб, мясо, пряники, овощи и фрукты.

- К чему это может привести? (ответы детей)

Таким образом, на продуктах муха оставляет много микробов. Она переносит до 42 болезней.

- Как вы думаете, муха полезное или вредное насекомое? Муха вредное насекомое.

- Как вы думаете, что нужно делать, что бы мух было меньше?

- Правильно, ребята, нужно соблюдать в квартире или доме чистоту и порядок, вовремя выбрасывать мусор,  остатки продуктов, что бы запах не привлекал мух, и они не поселились в вашем доме. Но если мухи появились в помещении, мы должны обязательно их уничтожить.

Физминутка.

Водят мухи хоровод брум, брум.
В барабан ударил кот трум,трум.
Стали муравьи плясать тир ля ля, тир ля ля
Так что начала дрожать вся земля.

4. Закрепление.

Игра «Подумай и ответь» Кто должен жить в пустой комнате?

Соберите  из осколков  картинку (у каждого на парте).

Кто получился?

- Расскажите о муравье, продолжив мою фразу, выбирая нужное слово.

Муравьи (какие?)

(Трудолюбивые, ленивые, дружные, скандальные)

Назовите и покажите части тела муравья, мухи, божьей  коровки.

- Как передвигается муравей, муха, божья коровка?

- Сколько крыльев у мухи, божьей коровки? Посчитаем?

- Чего нет у муравья?

Отгадайте загадку:

Чей домишко из иголок
На земле, у старых елок?

Как называется дом муравья?

- Разделите на группы насекомых: полезные и вредные.

Итог

- Кто это?

- Мы любуемся кем? (Муравьем, божьей коровкой)

- О ком говорили на уроке? (О муравье, о божьей коровке, о мухе)

- Это вредные или полезные насекомые?