Портфолио - одна из форм оценки достижений в условиях ФГОС

Разделы: Начальная школа


Сегодня мы работаем по стандартам II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни. Изменения, произошедшие в содержании современного образования – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой и изменение системы оценивания.

В соответствии с ФГОС НОО Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования.

Портфолио или Портфель достижений обучающегося начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО.

Портфолио ученика начальных классов реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования – формирование универсальных учебных действий.

Портфолио – это комплект документов, представляющих совокупность индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга  выпускника начальной школы.

Портфолио –  это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося  за определенный период времени.

Презентация.

Значение портфолио

Портфолио является одним из  показателей, на основании которых создается итоговая оценка выпускника начальной школы и приминается решение о возможности или невозможности продолжения обучения каждого обучающегося на следующей ступени общего образования.

Цели и задачи портфолио

Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда  важных педагогических задач, позволяющее:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Функции портфолио

Портфолио ученика начальных классов как способ накопления и оценки динамики его индивидуальных образовательных достижений в рамках новой системы оценивания выполняет следующие функции:

  • оценочная – обеспечивает системную оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
  • диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённый период времени и позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность;
  • целеполагания – поддерживает учебные цели;
  • мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;
  • содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;
  • развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;
  • рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

Портфолио учащегося является не только отражением достижений личности в той или иной сфере деятельности, но и способом улучшить эти достижения за счет механизма рефлексии, заложенного в процесс создания портфолио. Именно рефлексия позволяет ученику осмыслить события своей жизни через призму личных ценностей, желаний, стремлений и т.д., а иногда прийти к их переоценке.

В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции:

  • готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;
  • потребность в активной познавательной деятельности.

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения.

С чего же начать работу над портфолио?

1 шаг. Начать с мотивации

«Сегодня мы заведем особенную папку – портфолио. Она предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехов и достижений. Заполняя портфолио, каждый из вас сможет рассказать о себе, а папка сохранит ваши рассказы для вас самих и других людей, которые захотят узнать вас лучше».

Далее познакомить  со структурой портфолио.

Элементы портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было отследить динамику работы учащихся.

2 шаг. В режиме сотрудничества определить вид и  структуру портфолио.

3 шаг. Затем определиться со сроком сдачи и временем работы над портфолио. Проверка – 2 раза в год; обязательное задание на каникулы – пополнить разделы портфолио).

4 шаг. Обговорить и критерии оценивания (например, следующие):

- грамотность;

- эстетическое оформление;

- наличие шкалы достижения цели;

- содержательность;

- соответствие материалов портфолио цели;

- творческий подход;

- наличие системы оценивания.

 5 шаг. Создать систему оценивания и  определить  объекты проверки (какие разделы и рубрики будут оцениваться часто, а какие однократно (например, раздел «Мой портрет»);  следует отметить, что информацией, которая содержится в портфолио, могут воспользоваться учащиеся, учителя, родители, консультанты, но делать это могут только с ведома и разрешения ученика – автора портфолио.

Содержание и оформление Портфолио ученика начальных классов.

Перечислить по слайду основные разделы.

Форма оценки и критерии оценки

ФГОС НОО предусматривает требования к результатам, которые включают предметные, метапредметные и личностные.

На примере одного Портфолио расскажу ка я оцениваю личностные, метапредметные и предметные результаты.

Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда.

Классический портфолио состоит из титульного листа, – который содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс),  контактную информацию и фото ученика.

Цель раздела «Мой мир» – представить автора портфолио любым доступным способом. Это может быть фото, анкета, характеристика и т.п., раздел должен отображать особенности личности автора портфолио. Здесь могут быть следующие рубрики:

«Моё имя» – информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

«Моя семья»; здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

Моя школа» – рассказ о школе, одноклассниках и  педагогах.

«Мир мох увлечений»; небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

Методики определения личностных результатов

«Это я» - раскрась фигуры, где написано о тебе

«Букет первоклассника» - красным цветом раскрась те листочки, что ты умеешь делать очень хорошо, желтым ещё не всё получается.

Личностный рост

Оценить по 5-балльной системе. Нарисуй звёздочку напротив той оценки, что ты себе ставишь. Соедини звёздочки и получи своё созвездие успеха.

  • Учёба
  • Активность – участие в школьных мероприятиях
  • Достижения – результат активной деятельности (грамоты, дипломы)
  • Отношение к окружающим - забота о людях, которые рядом с тобой
  • Поступки – добрые дела для других, помощь родителям, учителю, детям.

Раздел «Моя учёба» – ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами, своими суждениями, анализами собственных ошибок.

Предметные результаты:

На каждый предмет имеется свой «файл»,  в него вкладываются диагностические работы.

Обязательная часть (пополняется учителем): Показывает требуемый от всех уровень действий, помещается в «Портфель достижений»:

- Стартовая диагностика по предмету (первые контрольные работы по предмету в начале каждого года);

- Таблицы предметных результатов из Дневников  с ответами ученика по опроснику самоанализа о своих текущих достижениях и недостатках;

- Итоговые стандартизированные работы по предмету (в конце 4-го класса).

Часть, которая пополняется учеником:

– изложения, сочинения, диктанты, записи решения задач, созданные математические модели (рисунки, схемы),  результаты мини-исследований, дневники наблюдений, творческие работы и т.п.

Каждый материал сопровождает «Лист самооценки».

Отслеживание метапредметных результатов.

Метапредметные результаты.

Очень важным в своей работе считаю правильно организовать мониторинг формирования УУД.

Начинается эта работа с первых дней обучения в школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности детей, поступивших в школу. Поэтому в сентябре я провожу педагогическую диагностику стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе под редакцией М.Р. Битяновой «Школьный старт». Стартовая готовность состоит из инструментального компонента, куда входит: наблюдательность, мыслительные способности, контрольные умения, коммуникативные умения и  личностного компонента  (мотивация и ценностное отношение к знанию).

В конце учебного года проводится  мониторинг сформированности УУД, который  осуществляется  на основе системы специально разработанных диагностических заданий предметного или межпредметного характера. Задания составлены на материале четырех предметов: русский язык, математика, технология, окружающий мир. Каждое задание направлено на выявление уровня развития того или иного УУД в соответствии с базовым уровнем, отражающем планируемые метапредметные результаты начального образования.

Сформированность каждого УУД проверялось на материале не менее чем двух предметов.

Способы оценки результатов мониторинга позволяют   сделать  выводы как относительно отдельного учащегося, (позволяют судить о его продвижении к метапредметному образовательному результату начальной школы), так и относительно групп учащихся.

Было  проведено 16 диагностических модулей для изучения уровня развития 8 метапредметных умений (для каждого умения разработано по два модуля на разном предметном материале). Диагностика выполнялась по вариантам в индивидуальных тетрадях на печатной основе «Учимся учиться и действовать» (М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая).

В папке находятся данные входной и выходной диагностики УУД в каждом классе (сами работы ученика и их систематизированные результаты)

Личностные результаты: любые творческие работы ученика, фото, видео его самых разных выступлений, поделок и т.п.

Каждый материал ученика сопровождает «Лист самооценки»

Раздел «Моё творчество» – в этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

(Каждый год в школе проводится конкурс поделок из природных материалов. Я делала поделку «Ежик». Я использовала пластиковую бутылку,пластилин, ракушки, вязаные грибочки. Для меня эта работа была увлекательной и познавательной. За поделку я получила 1 место. Мне было приятно, что мою работу заметили и отметили.)

Самым приятным для учащихся и для учителя разделом является раздел «Достижения», где помещаются материалы, которые отражают лучшие результаты учеников и демонстрируют их успехи (это грамоты, дипломы, благодарственные письма, фото лучших выступлений, сертификаты, удачные проекты). 

В течение всего лета я принимала участие во всероссийской олимпиаде «Совёнок». Задания разной сложности . Мне понравилось выполнять творческие задания. Я хочу продолжать участвовать в данных олимпиадах. 

Раздел «Мои впечатления»
Я посещаю музыкальную школу. Мне нравится подбирать мелодии на слух, играть пьесы и этюды. Ещё я обожаю рисовать.Я мечтаю поступить в художественную школу.

Раздел «Отзывы и пожелания» – в этом разделе размещается положительная оценка педагогом стараний ученика, советы и рекомендации.
Можно добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

Критерии оценки достижений обучающихся.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в Портфолио, а также всего Портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.

Оценивать материалы Портфолио должен, прежде всего, ученик с помощью взрослых (родителей, учителя). Начиная со 2-го класса ученик, обученный учителем, проводит самооценку материалов Портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно». Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в Портфеле; в конце четверти или учебного года – сразу все материалы или некоторые.

Портфолио учащихся  классным руководителем  оценивается не реже 1 раза в полугодие.

Количественная оценка материалов Портфолио складывается из следующих обязательных составляющих:

Титульный лист, разделы «Мой мир», «Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь»

- красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, разнообразие и полнота материалов, наличие листов самооценки.

От 1-го до 5-ти баллов

Раздел «Моя учеба»

- разнообразие работ, наличие творческих работ, проектов, самостоятельных отзывов.

Раздел «Мое творчество»

- наличие рисунков, творческих работ, проектов, сочинений фото изделий, фото выступлений. От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала.

Раздел «Мои достижения»

Количество грамот, сертификатов, дипломов:

  • 1 балл за каждую грамоту школьного уровня;
  • 2 балла – городского уровня;
  • 3 балла – областного, всероссийского уровня.

Оценка индивидуальных образовательных достижений обучающегося педагогом ведётся «методом сложения» на основании «листов индивидуальных достижений», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом «зоны ближайшего развития».

По результатам оформления Портфолио в конце 4 класса выставляется комплексная оценка – это вывод по всем материалам «Портфеля достижений». Оценка выставляется педагогами-экспертами (учителем данного класса, несколькими учителями других начальных классов; возможно привлечение школьного психолога, представителя школьной администрации). Эксперты выносят коллективное мнение, на основании анализа каждым экспертом «Портфеля достижений» каждого ученика. Мнение фиксируется в виде листа-опросника «Экспертная комплексная накопленная оценка достижений ученика».

Комплексная накопленная оценка достижений ученика_____________.

1. Какой прогресс наблюдается в личностных результатах? Например:

- появилось ли умение ставить цели личностного развития? (обозначение учеником этих целей в начале каждого года).

- возросла ли способность к саморефлексии? (наличие самооценки своих достижений, включение учеником в портфель материалов по самым разным достижениям в учёбе и вне учебы);

- в материалах этого раздела явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» («зачёт») или «хорошо», «отлично», «превосходно».

2. Каковы метапредметные результаты? (на основании диагностик, наблюдений и других материалов «Портфеля достижений»):
- сформировано ли умение учиться: ставить цель, планировать действия, получать и оценивать результат?

а) Не сформировано – нет материалов о результатах достижений.

б) Сформировано нормально – в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Сформировано хорошо или отлично – в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично»;

- умеет ли ученик работать с информацией: добывать, перерабатывать, представлять в разных формах?

а) Не умеет – нет материалов о результатах достижений.

б) Умеет нормально – в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Умеет хорошо или отлично – в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично»;

- умеет ли ученик вступать в коммуникации: излагать свои мысли, понимать собеседника, договариваться с ним, чтобы сделать что-то сообща?

а) Не умеет – нет материалов о результатах достижений.

б) Умеет нормально – в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Умеет хорошо или отлично – в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично».

3. Каковы предметные результаты? (на основании решения задач по предметам – текущих и контрольных)

По каждому предмету – освоил ли предметные умения с опорной системой предметных знаний?

а) Не освоил – нет материалов о результатах достижений.

б) Освоил нормально – в материалах по этому предмету явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Освоил хорошо или отлично – в материалах по этому предмету явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично».

Итоговая оценка за ступень начальной школы - это словесная характеристика достижений ученика, которая создаётся на основании трёх показателей:

1) комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений» – совокупность всех образовательных результатов);

Вывод-оценка
(о возможности продолжения образования на следующей ступени)

Показатели (процентные показатели)

Комплексная оценка
(данные «Портфеля достижений»)

Итоговые работы
(русский язык, математика и межпредметная работа)

1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями

Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты)

Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

2. Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач

Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено» / «нормально»

Правильно НЕ менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач

Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично»

Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня

2) результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач);

3) результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).

На основе трёх этих показателей педагогами-экспертами формулируется один из трёх возможных выводов – оценок результатов по предметам и УУД:

На основании итоговой оценки принимается решение педагогического совета образовательного учреждения о переводе ученика на следующую ступень образования.

 Преимущества портфолио

  • В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.
  • Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
  • Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
  • Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
  • Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.