Урок первый в системе уроков по теме «Деление обыкновенных дробей». Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.
Класс: 5
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Тема урока: Деление обыкновенных дробей.
Цель урока: создание условий для самостоятельного вывода алгоритма деления дробей и формирования у обучающихся умения делить обыкновенные дроби.
Задачи урока:
Обучающие: ввести новые знания о правиле деления обыкновенных дроби; овладение учащимися правилом на уровне обязательной подготовки.
Развивающие:
- способствовать развитию логических УУД;
- развивать вычислительные навыки учащихся через использование рациональных способов;
- развивать внимание учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, побуждать учеников к самоанализу своей деятельности, развивать
внимательность и аккуратность в вычислениях.
Планируемые результаты:
предметные:
- уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие деление обыкновенных дробей;
- уметь использовать математические термины, комментируя свои действия;
- применение знаний в различных ситуациях.
метапредметные
- понимать учебную задачу урока, определять цель учебного задания;
- контролировать свои действия в процессе выполнения;
- обнаруживать и исправлять ошибки;
- оценивать свои достижения;
- формировать познавательный интерес к математическим дисциплинам.
- развивать внимание, логическое мышление.
личностные
- формировать учебную мотивацию;
- уметь проводить самооценку;
- понимать необходимость приобретения новых знаний;
- уметь аргументировать свою точку зрения.
№ п/п |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Развиваемые УУД |
1. Организационно-мотивационный |
Создание благоприятного психологического настроя на работу, мотивация учебной деятельности |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Добрый день. Ребята, проверьте свою готовность к уроку. Кто полностью готов, посмотрите на меня и улыбнитесь, потому что, усваивать материал лучше с хорошим настроением. На доске слова «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». А.Франц |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Проявляют интерес к материалу изучения |
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем. |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие |
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа мышления. |
Повторение правила умножения обыкновенных дробей. Проверка умений решения уравнений, нахождения обратных чисел для данных. 1. Какие правила вы знаете об этом? 2. Давайте выполним некоторые задачи в парах, которые помогут вам подготовиться к открытию нового знания. СЛАЙД 3, 4 |
Демонстрируют знания, умения. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
3. Актуализация знаний и пробное учебное действие |
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа мышления. |
- Молодцы! Все, что вам необходимо для открытия нового знания, мы повторили. Предлагаю решить вам следующую задачу: Сформулируйте затруднения, которые могут возникнуть при решении задачи. |
Учащиеся решают задачу в группах, записи делают в тетрадях. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
4. Выявление места и причины затруднения |
Организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения - операции, которую не могут выполнить |
Посовещайтесь в группах и ответьте на вопросы: |
В результате обсуждения приходят к проблемному вопросу: знаем как найти сторону прямоугольника, но не имеем алгоритм (эталон) деления обыкновенных дробей, поэтому задачу решить не можем. |
Коммуникативные: Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение без создания конфликтной ситуации. |
5. Построение проекта выхода из затруднения |
Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации |
- Вы правильно определили причину затруднения, а теперь сформулируйте цель своей деятельности и тему урока СЛАЙД 5 |
Выдвигают варианты формулировок цели урока, участвуют в их обсуждении. 1. Рассмотреть решения 2. Сравнить решения и ответ 3. Попытаться составить алгоритм деления дробей |
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, выражение своих мыслей полно и точно, аргументация своего мнения |
6. Реализация построенного проекта |
Организовать реализацию построенного проекта по плану, зафиксировать новый способ действия в речи и знаках. Решить задачу, вызвавшую затруднение. |
Контролирует работу групп, при необходимости приходит на помощь. СЛАЙД 6 - Вернитесь к пробному заданию и найдите сторону прямоугольника. |
Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя работают в группах. |
Личностные: осознание ответственности за общее дело |
7. Физкультминутка |
Смена деятельности учащихся, снять усталость и напряжение, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, внести эмоц.заряд |
Организация физкультминутки с учетом возрастных особенностей. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
Меняют вид деятельности, получают эмоциональный заряд. Дети проводят физкультминутку с минимальной помощью учителя. |
РЕЗУЛЬТАТ: |
8. Первичное закрепление во внешней речи |
Формирование навыка применения алгоритма деления обыкновенных дробей в типовых заданиях |
Организация работы по выполнению заданий на применение алгоритма. Мы с вами узнали алгоритм деления обыкновенных дробей. Теперь будем его применять при решении задач. Попробуем решить несколько примеров. Работаете в парах, при решении проговариваете правило деления друг другу. После выполнения задания проверьте правильность выполнения по образцу, представленному на доске. При необходимости, помогите друг другу. СЛАЙД 8 (задания) |
Самостоятельно работают в парах по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата, проговаривают правило деления друг другу, объясняют ход решения. В случае возникновения затруднений они фиксируются и выявляется их причина, при необходимости учитель помогает учащимся. |
Познавательные: выполнение действий по алгоритму, осознание и произвольное построение речевого высказывания, использование знаково-символических средств |
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Самопроверка умения применять новый алгоритм в типовых условиях |
Организация самостоятельной работы по выполнению типовых заданий на применение алгоритма. Решить самостоятельную работу (Игра «Шифровальщик»). После решения проверить правильность выполнения по эталону. СЛАЙД 9 |
Самостоятельно выполняют работу, ориентированы на получение конкретного результата. |
Познавательные: выполнение действий по алгоритму, использование знаково-символических средств |
10. Включение в систему знаний |
Включение нового алгоритма в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
Ребята, сейчас мы решим задания, в которых, необходимо применить несколько известных вам алгоритмов. Задания решаете в группах. Проверяем у доски. СЛАЙД 10 |
Выполняют работу в группах, ориентированы на получение конкретного результата. По завершении работы проверяют результаты, выявляют ошибки, исправляют их. |
Познавательные: выполнение действий по алгоритму, обобщение, сравнение. использование знаково-символических средств |
11. Рефлексия учебной деятельности. |
Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Соотнесение цели урока и его результата. |
Организация обсуждения: 1. Какова была тема урока? 2. Какую цель ставили? Я сегодня… - Узнал… - Понял, что… - Могу… - Приобрел… - Почувствовал, что… Оцените результат своей деятельности, выбрав соответствующую ступеньку |
Анализируют свою деятельность по достижению цели, отвечая на вопросы. Делятся своими впечатлениями от работы на уроке. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулировать и аргументировать свою позицию |
Материалы и оборудование:
- учебник Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение»2015;
- тетрадь,
- доска,
- презентация PowerPoint,
- компьютер,
- проектор.