Зарождение революционного народничества и его идеология

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Цель урока: сформировать представление о деятельности революционного народничества и его идеологией.

Задачи:

  • образовательные: сформулировать понимание особенностей идеологии народничества как системы взглядов крестьянской демократии в России; вскрыть основные идеологические представления народничества;
  • развивающие: совершенствовать навыки работы с текстовой информацией, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать текст, использовать при ответе памятки-алгоритмы;
  • воспитательные: воспитывать у учащихся понимание заслуг революционного народничества в общественном движении России XIX в.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «История России. XIX век. 8-й класс» (Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2005; раздаточный материал, тетради, доска, презентация Microsoft PowerPoint.

Эпиграф:

Все три пути одинаковоцелесообразны, все три деятельности одинаковонеобходимы для скорейшего осуществления народной революции.
П.Н. Ткачев

Ход урока

Организационный момент. Приветствие детей. (1 мин)

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Оборотите внимание на экран.

Презентация.

2. На экране выводится первый слайд с портретами исторический личностей 1870 гг., задается вопрос обучающимся: Кого вы здесь узнаете? Сложно ответить на этот вопрос!? Давайте познакомимся с этими личностями: Михаил Александрович Бакунин, Лавров Петр Лаврович, Ткачёв Петр Никитич, Александр 2. (слайд)

3. А что объединяет этих исторических личностей? Мне бы хотелось прочитать для вас следующие строки (зачитываются стихи):

Ещё не пахло Октябрём
И не был Николай царём,
А только рыцари свобод -
Народники пошли в народ.
Народники восьмидесятых,
Этапами вас гнали, взятых
За фикс-идею, чтоб село
На революцию пошло….
Иван Здерчук

Так кто же перед нами? (народники)

Какую роль эти люди сыграли в истории России в 19 веке? (2 мин)

Чтобы ответь на эти вопросы, мы станем сегодня исследователями. А если мы исследователи, то давайте попробуем обозначить тему и цель нашего исследования. И в итоге тема нашего урока «Зарождение революционного народничества и его идеология» и цель: сформировать представление о деятельности революционного народничества и его идеологии в 1870-е гг. (2 слайда с темой и целью урока).

Для того что бы понять что же такое народничество давайте обратимся к такому историческому явлению как «хождение в народ». Это процесс возник в результате начатых Александром II преобразования, которые на некоторое время стерли четкую грань между требованиями различных политических сил. Общественная атмосфера была такова, что и консерваторы, и либералы, и часть революционеров выступали за отмену крепостного права, смягчение политического режима и возлагали надежды на нового императора. Но каждая из этих сил ждала от власти таких действий, которые соответствовали бы ее собственным представлениям о реформах. И когда эти представления и реальные шаги правительства не совпадали, представители общественных сил пытались воздействовать на правящие круги, используя различные методы.

Мы уже познакомились с методами борьбы либералов и консерваторов, а сегодня узнаем, какими методами пытались изменить российский государственный строй 70–80-х гг. XIX века революционеры-народники.

Постановка проблемного вопроса: какие, на ваш взгляд, обстоятельства обусловили широкое распространение революционного движения в России в 1870-х гг.?

Для ответа на это вопрос мы с вами работаем в группах. У каждой группы есть индивидуальное задание. Давай еще раз вспомним правило работы в группах: 4 группы, есть координаторы групп (названы имена обучающихся). Коллективно вы работаете над решением поставленных проблем, при этом вы заполняете предложенную вам таблицу, и по ходу вашей работы заполняется лист самооценки. Также вы заполняете полученную в начале урока таблицу:

Биография

Направление борьбы

Тактика

Программа/ идеология

Издаваемые документы

(7 мин)

Слайд с заданиями для групп. (Для подготовки задания группам отводится 8 минут.)

Задание для первой группы учащихся – «сборной» революционеров-народников:

1. Назовите причины роста революционного движения в 70–80-х гг. XIX века.

2. Что послужило поводом для действий революционеров-народников?

3. Каковы были основные идеи революционного народничества? На сколько крыльев (направлений) оно разделилось? Почему?

Физкультминутка.

Задание для второй группы учащихся – революционеров бунтарского движения:

– Представьте и защитите бунтарское направление революционного народничества по плану:

1. Краткая «автобиографическая» справка – представление теоретика движения – М.А. Бакунина.

2. Обоснование избранного направления борьбы.

3. Применяемая тактика.

4. Программа движения (идеология).

5. Издаваемые документы.

Задание для третьей группы учащихся – революционеров пропагандистского движения:

– Представьте и защитите пропагандистское направление революционного народничества по плану:

1. Краткая «автобиографическая» справка – представление теоретика движения – П.Л. Лаврова.

2. Обоснование избранного направления борьбы.

3. Применяемая тактика.

4. Программа движения (идеология).

5. Выпускаемый журнал.

Задание для четвертой группы учащихся – революционеров заговорщического движения:

– Представьте и защитите заговорщическое направление революционного народничества по плану:

1. Краткая «автобиографическая» справка – представление теоретика движения – П.Н. Ткачева.

2. Обоснование избранного направления борьбы.

3. Применяемая тактика.

4. Программа движения (идеология).

5. Выпускаемый журнал.

Ребята, закончили. Слово предоставляется группе 1 (2, 3, 4). Обозначьте, пожалуйста, основной круг проблем, над которым вы работали. (2 мин каждой группе)

Ребята, давайте подведем итоги.

Подведение итогов.

– В чем сходство и различие взглядов М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева? Составление схемы на доске.

– Чем же отличалось народничество от либерализма и консерватизма? Составление схемы на доске.

Итак, подводя итог урока (слайд портреты с направлениями) мы с уверенностью можем сказать, кто такие народники. (5 мин)

– Для этого составьте синквей? Напоминаю правила составления синквейна. Слайд.

  • 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
  • 2 строка – два прилагательных.
  • 3 строка – три глагола.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Давайте сравним ваш результат с моим.

На слайде:

  • 1 - народничество
  • 2 - революцеонное, анархистское
  • 3 - требует, настраивает, пропагандирует
  • 4 - поднятие крестьян на бунт
  • 5 - революция (7-8 мин)

Рефлексия: ребята, не забудьте, пожалуйста, про лист самооценки. Если кто то не заполнил, то заполните его.

Домашнее задание. § 25 повторить, написать небольшое рассуждение на нашу тему используя технологию ПОПС:

  • П – позиция
  • О – объяснение (или обоснование)
  • П – пример
  • С – следствие (или суждение)

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

  • «Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

  • «Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

  • «Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

  • «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».