Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игр.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Развитие способности к логическим действиям и операциям;
- Развитие способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке;
- Развитие умения видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке;
- Умение действовать последовательно в строгом соответствии с правилами;
- Развивать умение выбирать блоки по заданным свойствам;
- Формирование навыков вычислительной деятельности;
- Закреплять состав числа 5(6), используя цветные палочки Кюизенера;
- Умение видеть закономерность и выкладывать палочки в соответствии с ней.
Развивающие задачи:
- Развивать психологические процессы: зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук;
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать личностные качества у каждого ребенка: устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям, целеустремленность, сосредоточенность, любознательность.
Материал:
- Демонстрационный материал: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, 2 человечка – 1 из цветных палочек, 2 - из блоков, 3 паровозика разного цвета, предметные карточки.
- Раздаточный материал: наборы с фигурами, палочками, цифрами, знаками, палочки Кюизенера, карточки с символами изменения свойств, карточки с изображением отношений между числами, карточки с изображением символов и примеров.
Ход занятия
У нас сегодня в гостях 2 друга – маленький Стик из страны Стикии и Логоформик из страны блоков и фигур. Они друзья. Им хочется, чтобы человечков из палочной страны Стикии и страны блоков и фигур чаще встречались и играли вместе. Поэтому они решили построить детский городок. И просят нас им помочь. Поможем?
Проведем разминку:
- Я даю число, а вы называете последующее (предыдущее), соседи.
- Игра «Угадайка». Беру 5 флажков, вынимаю несколько. Сколько осталось в другой руке?
Итак, для строительства детского городка мы построим домики, посадим деревья, привезем детские грузовики. Чтобы привезти все необходимое для строительства, нам необходим грузовой поезд.
Игра №1. «Логический поезд»
Наш грузовой поезд необычный, логический. Грузы, которые он везет, перезагружаются из вагона в вагон. В каждом вагоне с ними происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на карточке над вагоном.
Свой груз надо провезти по всем вагонам в соответствии с этими правилами.
Итак, материал перевезен. Теперь можно заняться строительством.
Игра №2. «Мозаика цифр»
Дети, у вас карточки с изображением символов и примеров. Решаете пример, «расшифровываете» ее и берете блок, соответствующий шифру и находите место для него на изображении предметов.
Ребенок берет красный, круглый, не большой, т.е. маленький, не толстый, т.е. не тонкий блок и кладет его на домик, на деталь, обозначенную цифрой 4.
И т.д.
Построили мы с вами то, что было запланировано.
Давайте поможем Стику и Логоформику обнести детский городок забором.
Игра №3. «Заборчик»
Детям предлагается забор из цветных палочек Кюизенера. Они определяют закономерность и выстраивают забор дальше.
«Физминутка»
Раз, два, три
На помощь человечкам приди;
Все блоки найди
Порядок в городке наведи.
Игра на внимание
Если круг – прыгаем;
Если квадрат – хлопаем;
Если треугольник – приседаем;
Если прямоугольник – шагаем.
Игра №4. Вышьем для друзей «Разноцветный коврик»
Вспомним, палочки какого цвета обозначают определенное число.
Например:
- оранжевая – 10,
- синяя – 9,
- бордовая – 8,
- черная – 7,
- фиолетовая – 6,
- желтая – 5 и т.д.
Дети я вам предлагаю число 5. Первая ниточка -5, вторая – из двух меньших (красная + белая), третья ниточка голубая и розовая (3+2) и т.д. и заканчиваем желтой ниточкой – 5.
Дети вы сегодня такие молодцы, помогли Стику и Логоформику начать строительство детского городка; остальное они доделают сами.
Они вас благодарят за помощь!