Упражнения для формирования навыков смыслового чтения на уроках информатики

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Знакомясь с учебным материалом, ученик просматривает видеоролики, изучает графический материал, и конечно, читает тексты заданий. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Понимать смысл задания и переводить его в алгоритм действий, приводящих к результату, – один из приёмов развития навыков смыслового чтения обучающихся.

Три задания на формирование навыков смыслового чтения на уроках информатике в седьмом классе.

Упражнение 1. Прием «Составление граф-схем, опорного сигнала»

Граф-схема — это графическое изображение логических связей между основными субъектами текста. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники и др.) и их соединения (линии, стрелки), а также символические изображения и рисунки предметов. Строгая логическая граф-схема строится в виде линейной или разветвленной блок-схемы, графа, дерева и т.п.

Информатика. Тема «Основные компоненты компьютера и их функции», 7 класс.

Планируемы результаты: научить составлять краткий конспект в виде схемы.

Задание. Прочитайте текст и постройте граф «Электронные носители информации», отображающий отношения между следующими объектами: «оптические диски», «жёсткие диски», «CD»,  «дискеты», «DVD», «Blu-ray Disc», «флэш-память», «полупроводниковые носители», «магнитные носители».

Электронные носители информации

Носителем информации может быть любой объект, с которого возможно чтение (считывание) имеющейся на нём информации. Носители информации применяются для записи, хранения, чтения и передачи (распространения) информации.

Зачастую сам носитель информации помещается в защитную оболочку, повышающую его сохранность и, соответственно, надёжность сохранения информации (например, бумажные листы помещают в обложку, микросхему памяти – в пластик (смарт-карта), магнитную ленту – в корпус и т.д.).

К электронным носителям относят носители для однократной или многократной записи  информации электрическим способом: магнитные, оптические и полупроводниковые.

Магнитные носители информации используются в современных компьютерах для запоминания, хранения значительных объемов информации при решении различных задач. Магнитный носитель информации выполнен в виде алюминиевой подложки, на которую нанесен магнитный материал. К таким носителям относятся дискеты и жесткие диски.

Дискета – гибкий магнитный диск, сменный носитель информации, используемый для многократной записи и хранения данных. Представляет собой помещённый в защитный пластиковый корпус диск. Объем хранения информации на дискете 3½" до 3 Мб.

Жесткий диск – устройство хранения информации, основанное на принципе магнитной записи. Является основным накопителем данных в большинстве компьютеров. В отличие от гибкого диска (дискеты), информация в жесткий диск записывается на жёсткие (алюминиевые или стеклянные) пластины — магнитные диски. Жёсткие диски часто используются в качестве несъёмного носителя информации. Плотность записи на жёстких дисках за 50 лет (с 1961 по 2011 год) увеличилась в 60 млн раз. В 2018 году ожидается выпуск жесткого диска объёмом 16 ТБ.

Оптический диск собирательное название для носителей информации, выполненных в виде дисков, чтение с которых ведётся с помощью оптического (лазерного) излучения. Диск обычно плоский, его основа сделана из поликарбоната, на который нанесён специальный слой, который и служит для хранения информации.

Оптические диски первого поколения –  компакт-диски (CD). Современные компакт-диски вмещают до 700 Мбайт информации, что позволяет записать 80 минут аудио. Дальнейшим развитием компакт-дисков стали DVD и Blu-ray Disc. DVD может содержать как минимум 4,7 ГБ (что достаточно для полноразмерного фильма). Blu-ray Disc – формат оптического носителя, используемый для записи с повышенной плотностью хранения цифровых данных, включая видео высокой чёткости. Двухслойный диск Blu-ray может вместить до 50 ГБ.

Полупроводниковыми носителем информации является флеш-память. Флэш-память – твердотельный накопитель, компьютерное немеханическое запоминающее устройство на основе микросхем памяти. По сравнению с традиционными жёсткими дисками, твердотельные накопители имеют меньший размер и вес и большую скорость чтения/записи информации, но в несколько раз (6–7) большую стоимость за гигабайт и значительно меньшую износостойкость (ресурс записи). Гарантия на такие носители даётся не более чем на 5 лет.

В настоящее время электронные носители активно вытесняют бумажные, во всех отраслях жизни, что приводит к значительному сбережению древесины. Минусом их является то, что для считывания информации для каждого типа и формата носителя необходимо соответствующее ему устройство считывания.
Текст составлен по материалам статей:

  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии “Носитель  информации” https://ru.wikipedia.org/wiki/Носитель_информации (дата обращения 3 декабря 2017)
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии “Оптический диск” https://ru.wikipedia.org/wiki/Оптический_диск (дата обращения 3 декабря 2017)
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии “Жёсткий диск” https://ru.wikipedia.org/wiki/Жёсткий_диск (дата обращения 3 декабря 2017)

Упражнение 2. Прием составления сводных таблиц

Этот прием используется для обобщения и систематизации учебной информации, извлеченной из текста. Для составления сводной таблицы используют сводные граф-схемы, предварительно составленные по тексту, и выписки наиболее существенных утверждений.

Приём «тонкие» и «толстые» вопросы. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.

Информатика. Тема «История ЭВМ», 7 класс.

Планируемы результаты: научить обобщать и систематизировать учебную информацию.

Задание: прочитайте текст «История ЭВМ» https://goo.gl/mYcggY. В текстовом редакторе по образцу создайте таблицу и заполните её: использовать один из стилей таблиц для оформления всей таблицы. Составить вопросы: сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с прочитанным материалом.

Текст и образец таблицы: https://padlet.com/eva32/v1eptfgchysm.

Упражнение 3. Приём «Верные и неверные утверждения»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Ученикам предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верное или неверное утверждение.

Информатика. Тема «Информационные технологии», 7 класс.

Планируемые результаты: научить оценивать и анализировать информацию.

Задание: прочитайте текст «Компьютеризация автомобилей» http://chernykh.net/content/view/20/44/.

Можно ли, прочитав текст, сделать выводы, что следующие утверждения верные:

  • Микрокомпьютер автомобиля может представить механику список мер, которые следует принять, чтобы привести машину в порядок (да/нет)
  • В начале 90-х годов некоторые модели автомобилей оснащались электронным оборудованием, которое содержало несколько микрокомпьютеров (да/нет)
  • В тормозной системе всех автомобилей установлены датчики, которые своевременно сигнализируют о блокировке колес, предупреждая опасность заноса машины (да/нет)
  • Автомобильный компьютер может анализировать стиль вождения и привычки владельца автомобиля (да/нет)
  • В 80-е годы началась интеграция автомобилей и систем электронной связи со спутником, удаленным более чем на 20 тыс. км от поверхности (да/нет)

Интерактивное упражнение «Верные и неверные утверждения» https://learningapps.org/4237570.

Успешность выполнения любых заданий основано на сформированности навыков смыслового чтения. Опыт показывает, что на уроках информатики возможно формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом через использование различных приёмов.